КОНСПЕКТ НОД "ОТКУДА К НАМ ПРИШЕЛ СВЕТ?"
план-конспект занятия (старшая группа)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Откуда к нам пришел свет?»

Цель: развивать познавательную активность детей,интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.

Задачи

- дать представление детям об электричестве;

- учить, понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;

- закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, наблюдательность;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!»,

карточки со схематическим изображением игрушек, картинки для игры

«История лампочки» (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счетных палочек

Ход 

В:Ребята,как вы думаете,что я принесла в коробке?

(Воспитатель держит в руках коробку) .

- Отгадайте, что там?

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало нам уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю –

И скорее свет включаю.

В вазе солнышко живет,

Ваза свет чудесный льёт!

можно играть вечером,

И читать, и рисовать…

Вот оно, магическое

Солнце электрическое!

Кто поможет нам ответить,

Что за вазочка нам светит? (ответы детей)

В: Зима – самое темное время года. В это время мы больше всего пользуемся электричеством: включаем свет в домах, смотрим телевизор, работаем за компьютером, слушаем музыку.

Стемнело. Протягиваем руку к выключателю. Щелчок – и темноты как не бывало! Зажглась лампа, и появился свет, без которого мы просто не можем жить.

Что будет, если не будет света? Трудно представить.

В один из зимних дней, когда дети возвратились с прогулки у нас в саду погас свет. Темно, грустно, все вокруг стало неуютным и серым. Хорошо, что это продолжалось недолго. Через некоторое время лампы опять ярко светили и радовали нас.

Д: Это лампа!

Воспитатель. Лампочка. Почему она здесь оказалась?

Ребята, как вы думаете, что произошло с этой лампочкой?

(Она потерялась, ее забыли, она осталась одна и т.д.)

В: Я знаю, что эта лампочка жила в доме с большой и дружной семьей: девочка Аня, мальчик Ваня, их мама и папа бабушка, дедушка. Но  она считает, что они её очень обижали…

- Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

В: Дети, как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем).

- Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в когда темно? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т. д.)

- Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки и поиграем.

Игра: «Темная комната».

Цель:  стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия,

развить умение соотносить схематичное изображение с проявлениями.

Игровые действия: обнаруживают предмет по ощущениям и называют его.

В: Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы обнаружили? Что делает человек в таком случае?

Д: (Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить необходимо, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, похоже, что вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.)

В: Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы.

- Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».

В: Ребята, видите, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы!

Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка не обижалась?

(Включать свет только при необходимости)

В: Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа!

(Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на

улица, в транспорте и других местах).

Древние люди жили в пещерах и не знали электричества. Чем они пользовались в своём жилище? (Костром).

Знаете ли вы предков лампочки – чем люди освещали свое жилище в разные времена?

В: Ребята, давайте составим историю лампочки!

Словесная игра «История лампочки»

Игровые действия: выбираются карточки в соответствии с появлением

предмета в жизни людей, ребенок берёт карточку, строит цепочку и рассказывает о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

В: Как в человеческое жилье пришёл свет? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.

(На экране медиапроектора появляются картинки)

1 картинка «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем,основным источником света было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые  могли напасть на человека. Если ночь заставала

людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».

2 картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать

огонь и использовать его, костер стал для человека и светом, и теплом.

3 картинка – «лучина»: «Потом люди стали использовать в своих  жилищах

лучину. Это самая обычная щепка. Обычно дерево хорошо горело. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины было мало света, она быстро сгорала и сильно коптила, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился

пожар».

4 картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи,

которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток.

Это очень удобно. Их используют сейчас в торжественных случаях

случаи, например, в Новогодний праздник».

- Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Д: Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает

мало света.

5 картинка «керосиновая лампа»:«Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Потом появился керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию человека. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасным».

- Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Д: при керосиновой лампе плохо видно. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу,

керосин разливался, и вспыхивал огонь.

6 картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек открыл электричество, он изобрел электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

В: Многие люди знают об электричестве, о истории лампочки,но не жалеют её, не умеют правильно пользоваться.

Когда Ваню не видели родители, он выкручивал из игрушек все лампочки и батарейки). Ребята, почему нельзя это делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.).

- Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

В: обозначать на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обвести эту картинку красной кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

(Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонариках, компьютерах, радиоприемниках, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.)

В: Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

В: Теперь мы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным.

Чтобы наш мир экономил ресурсы, мы должны быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Папа в этой семье, где жила эта лампочка, не умел  чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

В: Ребята, помогите ему «починить» все приборы?

Игра «Выложи из палочек»

Материал: наборы счетных палочек.

Ход игры.

В: Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа). Папа этих детей никак не может отремонтировать лампу. Помогите ему правильно закрепить элементы из счетных палочек.

(Выполняется вместе).

- Каждый раз из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. Показываются силуэты разных видов ламп:

- Назовите их. оршер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др).

В: Каждый из вас выбрал один из силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоял? Выложите такую же лампу из счетных палочек.

В: Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые – экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые энергосберегающие.

В: Ребята, как вы думаете, почему?

Игра «Закончи предложение»

(Игровые действия : придумывать ответы на заданный вопрос, закончить предложение, начатое педагогом.)

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры.

В: У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.

- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.д.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что…

- Выходя из комнаты надо выключать свет, потому что …

- Электроэнергию надо беречь, так как …

- Несовместимо с множеством электроприборов, потому что….

- Если не выключать свет днем и ночью, то…

- Если в доме во всем вдруг погасли электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т.д.

В: Ребята, мы передадим в эту семью нашу памятку, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которую вы изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Сделай правильный выбор!», «Не включай много одновременно электроприборов!» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект НОД « Откуда хлеб пришел»

Комплексное занятие по познавательному развитию и изобразительной деятельности (лепка из соленого теста)...

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"

Цель данного конспекта: продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая....

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел?"

Разработан для детей старшей группы...

Конспект НОД «Откуда хлеб пришел»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Откуда хлеб пришел» с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей подготовительной группы....

Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"

Занятие о процессе выращивания хлебаи его изготовлении....