КОНСПЕКТ НОД "ОТКУДА К НАМ ПРИШЕЛ СВЕТ?"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Откуда к нам пришел свет?»
Цель: развивать познавательную активность детей,интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
- дать представление детям об электричестве;
- учить, понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, наблюдательность;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!»,
карточки со схематическим изображением игрушек, картинки для игры
«История лампочки» (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счетных палочек
Ход
В:Ребята,как вы думаете,что я принесла в коробке?
(Воспитатель держит в руках коробку) .
- Отгадайте, что там?
Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало нам уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унываю –
И скорее свет включаю.
В вазе солнышко живет,
Ваза свет чудесный льёт!
можно играть вечером,
И читать, и рисовать…
Вот оно, магическое
Солнце электрическое!
Кто поможет нам ответить,
Что за вазочка нам светит? (ответы детей)
В: Зима – самое темное время года. В это время мы больше всего пользуемся электричеством: включаем свет в домах, смотрим телевизор, работаем за компьютером, слушаем музыку.
Стемнело. Протягиваем руку к выключателю. Щелчок – и темноты как не бывало! Зажглась лампа, и появился свет, без которого мы просто не можем жить.
Что будет, если не будет света? Трудно представить.
В один из зимних дней, когда дети возвратились с прогулки у нас в саду погас свет. Темно, грустно, все вокруг стало неуютным и серым. Хорошо, что это продолжалось недолго. Через некоторое время лампы опять ярко светили и радовали нас.
Д: Это лампа!
Воспитатель. Лампочка. Почему она здесь оказалась?
Ребята, как вы думаете, что произошло с этой лампочкой?
(Она потерялась, ее забыли, она осталась одна и т.д.)
В: Я знаю, что эта лампочка жила в доме с большой и дружной семьей: девочка Аня, мальчик Ваня, их мама и папа бабушка, дедушка. Но она считает, что они её очень обижали…
- Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.
В: Дети, как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем).
- Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в когда темно? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т. д.)
- Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки и поиграем.
Игра: «Темная комната».
Цель: стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия,
развить умение соотносить схематичное изображение с проявлениями.
Игровые действия: обнаруживают предмет по ощущениям и называют его.
В: Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы обнаружили? Что делает человек в таком случае?
Д: (Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить необходимо, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, похоже, что вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.)
В: Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы.
- Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».
В: Ребята, видите, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы!
Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка не обижалась?
(Включать свет только при необходимости)
В: Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа!
(Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на
улица, в транспорте и других местах).
Древние люди жили в пещерах и не знали электричества. Чем они пользовались в своём жилище? (Костром).
Знаете ли вы предков лампочки – чем люди освещали свое жилище в разные времена?
В: Ребята, давайте составим историю лампочки!
Словесная игра «История лампочки»
Игровые действия: выбираются карточки в соответствии с появлением
предмета в жизни людей, ребенок берёт карточку, строит цепочку и рассказывает о предмете.
Материал: картинки для игры «История лампочки».
В: Как в человеческое жилье пришёл свет? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.
(На экране медиапроектора появляются картинки)
1 картинка «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем,основным источником света было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые могли напасть на человека. Если ночь заставала
людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».
2 картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать
огонь и использовать его, костер стал для человека и светом, и теплом.
3 картинка – «лучина»: «Потом люди стали использовать в своих жилищах
лучину. Это самая обычная щепка. Обычно дерево хорошо горело. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины было мало света, она быстро сгорала и сильно коптила, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился
пожар».
4 картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи,
которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток.
Это очень удобно. Их используют сейчас в торжественных случаях
случаи, например, в Новогодний праздник».
- Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Д: Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает
мало света.
5 картинка «керосиновая лампа»:«Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Потом появился керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию человека. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасным».
- Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Д: при керосиновой лампе плохо видно. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу,
керосин разливался, и вспыхивал огонь.
6 картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек открыл электричество, он изобрел электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).
В: Многие люди знают об электричестве, о истории лампочки,но не жалеют её, не умеют правильно пользоваться.
Когда Ваню не видели родители, он выкручивал из игрушек все лампочки и батарейки). Ребята, почему нельзя это делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.).
- Где еще мы можем встретить лампочку?
Игра «Где живет Лампочка?»
В: обозначать на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обвести эту картинку красной кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.
(Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонариках, компьютерах, радиоприемниках, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.)
В: Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.
В: Теперь мы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным.
Чтобы наш мир экономил ресурсы, мы должны быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
Папа в этой семье, где жила эта лампочка, не умел чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.
В: Ребята, помогите ему «починить» все приборы?
Игра «Выложи из палочек»
Материал: наборы счетных палочек.
Ход игры.
В: Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа). Папа этих детей никак не может отремонтировать лампу. Помогите ему правильно закрепить элементы из счетных палочек.
(Выполняется вместе).
- Каждый раз из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. Показываются силуэты разных видов ламп:
- Назовите их. (торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др).
В: Каждый из вас выбрал один из силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоял? Выложите такую же лампу из счетных палочек.
В: Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые – экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые энергосберегающие.
В: Ребята, как вы думаете, почему?
Игра «Закончи предложение»
(Игровые действия : придумывать ответы на заданный вопрос, закончить предложение, начатое педагогом.)
Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.
Ход игры.
В: У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.
- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.д.)
- Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что…
- Выходя из комнаты надо выключать свет, потому что …
- Электроэнергию надо беречь, так как …
- Несовместимо с множеством электроприборов, потому что….
- Если не выключать свет днем и ночью, то…
- Если в доме во всем вдруг погасли электрические лампочки, то…
- Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т.д.
В: Ребята, мы передадим в эту семью нашу памятку, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которую вы изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Сделай правильный выбор!», «Не включай много одновременно электроприборов!» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект НОД « Откуда хлеб пришел»
Комплексное занятие по познавательному развитию и изобразительной деятельности (лепка из соленого теста)...
Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"
Цель данного конспекта: продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая....
конспект нод "Откуда хлеб пришел"
конспект...
Конспект занятия "Откуда хлеб пришел?"
Разработан для детей старшей группы...
Конспект НОД «Откуда хлеб пришел»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Откуда хлеб пришел» с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей подготовительной группы....
Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"
Занятие о процессе выращивания хлебаи его изготовлении....