Проект "Альбом успеха"
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна

На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_uspeha_proekt.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Когалыма

     

ПРОЕКТ:

«АЛЬБОМ УСПЕХА»

Разработали:

Учитель-логопед: Гаджиева А.А.

Педагог-психолог: Аверьянова Р.Ш.

Когалым - 2021г

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Альбом успеха»

Тип проекта

Информационно-практический

Вид проекта

Групповой

Длительность

Долгосрочный (1.09.21 -31.12.21)

Участники

Специалисты, воспитатели, дети, родители  воспитанников.

Возраст детей

Возраст детей: 4-5 лет.

Разработчики  

Учитель-логопед : Гаджиева А.А.

Педагог-психолог: Аверьянова Р.Ш.

Актуальность.

На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами  речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН  РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации  детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность. Овладение речью представляет собой главную линию развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей среде (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина и др.).

Речевая система формируется в неразрывной связи с развитием интеллектуальной, сенсорной, сенсомоторной, аффективно-волевой сфер ребенка (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко П.К. Анохин, Н.И. Жинкин и др.).

Актуальность проекта обусловлена важностью профилактики риска детей с возможными нарушениями речи через создание  специальных условий, а эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. И как показывает опыт, взаимодействие специалист с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом.

Проблема

  1. Словарный запас ниже 2500 слов;
  2. В словарном запасе редко появляются прилагательные, сложные предлоги, личные местоимения;
  3. Испытывает сложности при группировке предметов по категориям (посуда, фрукты, животные);
  4. Не четко и не всегда правильно выговаривает звуки;
  5. Трудности в высказывании грамматически оформленных фраз.
  6. Слуховое восприятие. Имеет трудности  в способности различать неречевые звуки и звуки речи, не всегда может определить направление звука и т. д.
  7. Объем памяти (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) снижен.
  8. Внимание – форма организации познавательной деятельности, снижено.

Цель: формирование познавательных психических процессов и речевых навыков у детей 4-5 лет. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Развивать все компоненты речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи и связную речь), а также психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые).
  • Информировать родителей о речевом дефекте ребенка и сопутствующих ему проблемах, а также уровне психического развития.
  • Обучить родителей методам  и приемам коррекции речевого дефекта, а также развития всех психических процессах.
  • Создать условия для совместной коррекционной работы специалистов и семьи.

Принципы проекта:

  • Научности (учёт современных достижений науки и практики);
  • Целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  • Целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста специалистов);
  • Интегративности  (комплексный подход к решению речевых и психологических задач);
  • Преемственности (взаимодействие детского сада и семьи).

При работе учитывались принцы взаимодействия с родителями:

  • доброжелательный стиль общения;
  • индивидуальный подход;
  • сотрудничество, а не наставничество; 
  • динамичность. 

Ресурсное обеспечение проекта:

Компьютер, принтер, альбомы, цветная бумага для принтера.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

1.

Организационно-подготовительный (сентябрь)

1. Диагностика речевого развития детей  и психического развития, обработка данных.

2. Изучение методической литературы по теме проекта.

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление перспективного плана.

4. Анкетирование родителей.

5.Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.

2.

Основной этап (октябрь-декабрь)

Создание условий для реализации проекта:

1. Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение. Встречи согласно курсам для родителей «Школа родительских наук».

2. Выступление на родительском собрании ««Альбом успеха» - ступенька развития ребенка».

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами.

4. Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).

5.Заполнение «Альбома успеха».

6. Проведение групповых занятий согласно перспективному плану педагога-психолога.

3.

Заключительный этап (декабрь)

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников.

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3. Подведение итогов проекта, выступление на родительском собрании.

4. Определение новых перспектив.

Перспективный план реализации проекта

Месяцы

Формы и методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

Октябрь- ноябрь    

Размещение информации на сайте МАДОУ «Золушка» в разделе «Курсы для родителей»

Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение.

-

Учитель-логопед, педагог-психолог

Выступление на родительском собрании ««Альбом успеха» - ступенька развития ребенка».

Обмен мнениями, сообщение о трудностях речевого и психологической диагностики  по результатам диагностики, просвещение родителей о причинах отклонений.

Протокол  родительского собрания

Учитель-логопед, педагог-психолог

Размещение опроса  родителей в «Альбомах успеха»

Изучение оценки родителей индивидуальных возможностей своего ребенка родителей в вопросах речевого и психологического развития

Анкета для родителей

Учитель-логопед, педагог-психолог

Сбор дидактических
материалов. Размещение в «Альбомах успеха»

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Копилка «Домашний учитель-логопед»

Учитель-логопед

Подбор материалов по развитию памяти, мышления, внимания.

Копилка «Домашний педагог-психолог»

Педагог-психолог

Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости)

Информационно-просветительская работа по вопрос развития и воспитания детей

Журнал учета видов работ педагога- психолога

Учитель-логопед, педагог-психолог

Проведение встречи с родителями «Спорный вопрос:  границы: что это такое и как научиться ставить их детям».

Информационно-просветительская работа по вопрос развития и воспитания детей

Журнал учета видов работ педагога- психолога

Учитель-логопед, педагог-психолог

Групповые занятия

Согласно перспективному плану педагога-психолога и учителя логопеда.

Журнал учета видов работ педагога- психолога

Учитель-логопед, педагог-психолог

Декабрь

Подведение итогов проекта, выступление на родительском собрании.

Ожидаемые результаты:

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних, а также развивают все стороны психического процесса условиях (выполняют вместе с детьми задания в  «Альбом успеха»), а также фиксируют свои достижения.

Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний  учитель - логопед» и  «Домашний педагог-психолог».

Родители овладели методами  и приемами коррекции дефекта развития речи, а также развития всех психических процессах

Эффективность результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

Положительная динамика речевого развития и психических процессов

Положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание взаимодействовать с ДОУ; использование знаний по развитию речи, а также всех психических процессов детей в домашних условиях

Положительный психологический климат между учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по речевому развитию, а также всех психических процессов

Благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ

Ресурсное обеспечение:

  1. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с.
  2. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет /сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
  4. Акименко В.М.  Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. — Ростов  н/Д. Феникс, 2008.
  5. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Арт-технологии в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности / авт. – составитель Ромицина Е.Г. – Архангельск, 2014. – 79 с. 
  7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с. 
  8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с. 
  9. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  10. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта»,  384 с. 
  11. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УСПЕХ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработка которой  осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет...

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...

Консультация «Успех. Ситуация успеха»

Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Ситуация ...

«Консультация для родителей:«Формирование мотивации успеха у дошкольников» «Как создать мотивацию успеха у ребенка»

В процесс развития мотивации у дошкольников должны активно включаться и родители. Они являются для детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого....