Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В 2020-2021 учебном году мною была изучена тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Перед собой я ставила следующие задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
В течение года я изучала следующую литературу:
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для детей.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». В уголке расположен материал для проведения опытов и экспериментов.
1.Куклы Почемучка, Незнайка, от имени которых моделируется проблемная ситуация;
2.Есть место для выставок, объектами которых могут быть различные коллекции, мини-музеи, тактильные дощечки, звучащие коробочки, бумага разных видов, фольга, кусочки ткани разной фактуры и т.д.
3.Приборы и оборудование: лупы, зеркала, весы, микроскоп, песочные часы, фонарики, бинокли, магниты, термометры, глобус и т.д.
4.Природный материал: желуди, шишки, каштаны, фасоль, ракушки, камни и т.д.
Бросовый материал: коробки, палочки, трубочки, нитки, веревки и пр.
5.Место для выращивания растений: комнатных цветов, лука, фасоли, ячменя, веточек деревьев. Ввели «Дневник наблюдений», в котором зарисовываем процесс распускания листьев, роста различных растений.
6. Стол для проведения опытов, клеёнки, фартуки с нарукавниками, ёмкости для песка и воды, пластиковые бутылки и стаканы различного объема. Мерные стаканы, воронки, сита, совочки, формы для песка и почвы.
7. Энциклопедии, книги познавательного характера.
Всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. В течение всего года периодически родители узнавали об организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса ребят. В течение года я проводила игровые -занятия по этой теме:
«Секреты магнита», «Вода. Свойства воды», «Царство трех ветров»,
«В гостях у Водяного».
У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.
«Рассматривание песка через лупу».
Цель: Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Вывод: Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Потребность растений в воде».
Цель: Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Мир бумаги»
Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Вывод: Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Мир насекомых».
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.
Вывод: внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.
«Что мы знаем о времени»
Цель: рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».
«Измерили глубину снега».
Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Вывод: глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.
«Следы на снегу».
Цель: учить сравнивать и сопоставлять следы: человека и животных.
Вывод: следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.
«Волшебный шарик».
Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
«Запах воды».
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды? Вывод: вода не имеет запаха.
«Вкус воды»
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?
«Цвет воды и прозрачность».
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...
Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр. Задачи:.Определить наиболее рацио...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"
В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...