Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данилова Елена Юрьевна

Детско - родительский проект  по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Роль  родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у  детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

     Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  

     Для меня главными задачами взаимодействия с родителями являются:

     - во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

       объединить усилия для развития и воспитания детей;

     - во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

     - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

     - в-четвертых, сформировать у родителей ответственное отношение за природу родного края через воспитание ребенка.

    Стоит отметить по природе своей дети  дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

     За прошедший год моей работы с воспитанниками я отметила, что большинство родителей не осознают важности совместного со своими детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. В связи с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

     Для начала я решила провести опрос родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». Опрос выявил, что многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Но такой подход к воспитанию не принесет пользы ребенку, и я, как опытный педагог, посчитала необходимым донести до родителей то, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения, дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

     Для заинтересованности родителей и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс по данной теме я использую различные формы: нетрадиционные родительские собрания, информационные стенды и газеты, консультации на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», беседы с показом видеозаписей деятельности детей в процессе проведения экспериментов.  Большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал: памятки, буклеты: «Игры и эксперименты с детьми дома», «Экспериментирование с водой», «Выращивание кристаллов». Это эффективный способ донести информацию для родителей. Перед родительскими собраниями вместе с детьми готовим персональные приглашения, редко кто отказывается прийти, получив его из рук своего ребенка.  

     Также я планирую НОД по познавательному развитию с участием родителей, провожу с родителями мастер-классы по поисково-познавательной деятельности. Создала педагогическую библиотеку из методических пособий по познавательному развитию и экспериментированию.

     Но, на мой взгляд, традиционные формы и методы работы с родителями недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Считаю, что в настоящее время работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме и главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

     За время своей работы для меня наиболее эффективным методом оказался метод проектов. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении я вижу в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к помощи.

     Так мною был разработан ряд совместно детско-родительских проектов по интересующим детей темам под рубрикой: «Школа профессора Знай Знайкина».

     Проекты состоят из нескольких этапов.

     Первый этап – подготовительный. На этом этапе мы определяем, что мы намериваемся изучить в ходе проекта или другими словами определяем тему проекта, а темы для проектов подсказывают сами дети. То есть, возник вопрос – значит создается проблема, которую мы решаем в форме проектной деятельности. Далее мы ставим цель, определяем перечень задач для решения нашей проблемы.

     На втором этапе планируем, как мы будем реализовывать проект. Мы с воспитанниками и их родителями обсуждаем все возникшие идеи, выбираем наиболее перспективные, намечаем возможные варианты решения проектного задания. Затем составляем алгоритм действий для достижения конечной цели. Определяем методы и средства для выполнения проектной работы.

    Третий этап – разработка содержания всего процесса на основе тематики проекта.

    На четвертом этапе  я провожу аналитический опрос родителей по данной теме, затем мы совместно с родителями собираем и изучаем методическую и научную литературу, создаем предметно – развивающую среду. Здесь хотелось бы отметить, что именно родители принимают активное участие в создании соответствующей предметно-развивающей среде (собирают предметы для мини-музея, иллюстрации для альбомов и папок, участвуют в изготовление макетов), помогают в оформлении разнообразных коллекций, направляют детей на выполнение заданий. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.  

    Заключительный этап – определение направлений и организация поисковой и практической деятельности. На этом этапе мы приступаем к коллективной реализации проекта, т.е. отвечаем на поставленный вопрос. По окончании проекта проводим итоговое мероприятие, например, КВН «Хочу все знать», Фотоальбом «Страничка юного исследователя».

     Деятельность взрослых: и педагогов, и родителей, в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод.

     Применяя в своей практике метод проекта, мне удалось выстроить определенную систему работы с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя. Мне удалось создать атмосферу взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

     Подводя итог, хочется отметить, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. И ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Конспект

Проекта с родителями

по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Школа профессора Знай Знайкина»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

   Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

  Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.  

Проблема: поиск  форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.

   

Цель проекта: 

расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
  • Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  • Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
  • Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.
  • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
  • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности.
  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
  • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Подготовительный этап:

Выставка методической и познавательной литературы на тему: «Познавательное развитие через экспериментирование» (Приложение №1) (фото)

Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования.

Анкетирование родителей  (Приложение№ 2)

Цель: определение уровня организации развивающей среды в семье.

Практический этап:

Консультация для родителей на тему«Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира».   (Приложение №3)  (конспект)

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством экспериментирования.

Анкетирование родителей.  

Цель: определение степени отношения родителей к экспериментальной деятельности ребенка в домашних условий.

Мастер - класс для родителей на тему: «Учимся экспериментировать с профессором Знай Знайкиным»  (Приложение №5)  (фото)

Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.

  • Ознакомление родителей с рекомендациями по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
  • Домашнее задание: подобрать литературу с интересными опытами и экспериментами для дошкольников.

Родительское собрание:

  • Круглый стол на тему: «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»  (Приложение №6 ) (конспект)

Цель: обсуждение подобранной литературы с опытами и экспериментами для дошкольников.

  • Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:

1опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.

2опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта.  (Приложение№7)  (фото) 

Заключительный этап:

Итоговое мероприятие:  Оформление фотоальбома: «Страничка юного исследователя»

( Приложение №8)  (фото)

Цель: развитие познавательной активности детей и родителей, путем создания проблемных ситуаций в условиях опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты проектной деятельности:

  • Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
  • Родители изучили значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  • Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
  • Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с сотрудниками группы.

Вывод: Таким образом, я пришла к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Литература.

Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004;

Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Основная цель проведения родительского собрания по данной теме - расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста и формировать представления о правильно...