Особенности развития памяти старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Якунина Ирина Геннадьенва

Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития памяти старших дошкольников

Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.

Подавляющее большинство впечатлений раннего детства забывается (так называемая детская амнезия), однако отдельные события, носящие ярко эмоциональную окраску, неоднократно припоминаются в течение всей жизни [32,С.306].

Дошкольник по-своему оценивает происходящее  вокруг него: предметы, людей, с которыми имеет дело, и это, естественно, сказывается на его памяти. характерная для этого возраста «детская ложь» - далеко не всегда следствие озорства или злого умысла. Ребенок, впервые знакомясь с огромным множеством явлений реальной деятельности, то и дело отождествляет объективно различные вещи. Какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, и тогда сами явления ребенок трактует как равноценные, равнозначимые [13,С.344].

«Рассказы о детях» В.Вересаева изобилуют побочными фактами. Вот один из них. Девочка рассказывала сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». «Причем листья и косточки?» - спрашивает писатель и дает следующий ответ: «Вор – воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далеких друг от друга вещей и приводит к характерным ошибкам памяти. отдельные родители, замечая, что их дети допускают подобные ошибки, делают необоснованный вывод о слабой памяти детей. Еще хуже когда взрослые наказывают детей принимая это за ложь. Незаслуженные наказания вообще травмируют психику ребенка, воздвигают стену непонимания между ним и взрослыми, а все это пагубно отражается на воспитании личности и, разумеется, памяти [8,С.123].

Параллельно с описанными ошибками в детской памяти наблюдаются свойства диаметрально противоположенного характера. Мы имеем в виду исключительную точность или, образно выражаясь, фотографичность детской памяти. взрослые иногда с завистью говорят о необычайной цепкости того, что запоминается в детстве. Каждый знает  из наблюдений, как легко дети заучивают наизусть стихи и даже прозу. Фотографичность детской памяти, исключительно точные воспроизведения по-своему характеризуют специфику детского мироощущения[48,С.78].

Мы видим, что ошибки детской памяти, с одной стороны, и фотографичность – с другой, не представляют собой противоречивых явлений. Ребенок смешивает то, что имеет для него равное значение; однако те сведения, которые насыщенные определенным, конкретным смыслом и выступают для него как нечто неповторимое и единственное в своем роде, точно воспроизводятся.

Уже в дошкольном возрасте начинают определяться другие замечательные особенности памяти.

В старшем дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующим целям запомнить, припомнить. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов.

Исследование З.М. Истоминой «Развитие произвольного запоминания у детей дошкольного возраста» было направлено на решение следующих задач[42,С.435]:

  1. выявить условия, при которых дети начинают выделять цель – запомнить и припомнить;
  2. изучить ранние первичные формы произвольной памяти.

В первой группе детям прочитывался ряд слов и предлагалось запомнить их, чтобы потом назвать их.

Во второй группе запоминание такого же количества слов было включено в игровую деятельность дошкольника, которая создавала мотив, побуждающий ребенка запомнить и припомнить.

Сравнение средних данных, полученных в опытах, показывает, что в игровой деятельности продуктивность запоминания заметно выше, чем в лабораторных условиях.

Выделение этих действий происходит лишь в старшем дошкольном возрасте. Действительно, все старшие дошкольники не только выслушивали поручение, но и пытались активно запомнить его. Самый простой способ запоминания, - это повторение поручения вслед за взрослым. Этот способ легко осознается детьми, и они указывают на него, отвечая на вопрос о том, как им удалось запомнить поручение.

Повторение с помощью которого осуществляется запоминание, принимает как бы двойную форму. Ребенок повторяет вслух или беззвучно поручение вслед за экспериментатором. В дальнейшем повторение приобретает новую форму. Ребенок повторяет поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано.

Переход к мыслительному повторению имеет существенное значение. Превращая операцию запоминания в процесс внутренний, такой процесс делает возможным дальнейшее его развитие, дальнейшую его интеллектуализацию.

В результате анализа поведения детей при воспроизведении поручения в игре можно выделить такие три уровня, аналогичные уровням поведения при запоминании [42,С.438].

Первый уровень- цель припомнить слова не вычленяется;

Второй уровень – цель припомнить вычленяется, но какие-либо приемы припоминания отсутствуют;

Третий уровень – используются особые приемы припоминания.

Исследования, проведенные Истоминой З.М., показали, что перестройка мнемических процессов заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели и запомнить, и припомнить. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа.

На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие действия и  операции

Различные процессы памяти развиваются в старшем дошкольном возрасте неодинаково, причем одни из них могут опережать другие.

Отечественные психологи А.А.Смирнов, П.И.Зинченко установили, что в определенных условиях непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольного. Это происходит тогда, когда деятельность, в которую включено непроизвольное запоминание, требует интеллектуальной активности ребенка, т.е. когда непроизвольное запоминание происходит в процессе решения каких-либо мыслительных задач. П.И.Зинченко подчеркивал, что «…важно не само по себе внимание, а то , что делали дети с предметами» [46,С.321].

В своих опытах он установил, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей увеличивается с возрастом в том случае, если выполняемое задание требует активной ориентировки в материале, выполнение мыслительных операций.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка – это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что легко запоминается и сохраняется тот материал, с которым дошкольник что-то делал: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал [47,С. 405].

Для характеристики памяти весьма важны особенности личности дошкольника, его интересы, потребности, отношение к окружающему.

Как известно еще из исследований психологов конца XIX – начала XXв. все личностно-значимое для человека фиксируется памятью значительно прочнее, чем нейтральное. Эта особенность присуща также и дошкольникам [49,С.137].

Основное содержание детской памяти, детских знаний составляют представления, т.е. конкретные наглядные образы предметов, их свойств, действий.

Жизнь постоянно требует от ребенка использование имеющегося опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен  использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятиях, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить.

Л.С. Выготский подчеркивал, что мы иначе запоминаем, когда, например, завязываем узелок на память. Эта особенность имеет место уже в детском возрасте. Развитие произвольной начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить появляется раньше цели запомнить, сначала развивается произвольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание 15,С.124].

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания.

Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не сопровождается проникновением в сущность предметов и явлений.

Совершенно неоспоримо, что старшие дошкольники легко запоминают бессмысленный материал, например считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного им материала. Среди причин, объясняющих эти факты, А.А.Смирнов выделяют прежде всего тот интерес, который нередко вызывает у детей звуковая сторона этого материала либо особое эмоциональное отношение к такому материалу. Особую роль так же играет и то, что во многих случаях этот материал выстаивается в игровую деятельность [35,С. 124].

А.А.Смирнов подчеркивает, что ограниченные речевые возможности детей, такие как недостаточный запас слов, выражений, антонимов вовсе не говорят об отсутствии понимания ими того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в старшем дошкольном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие думать. Существуют замечательные различия в воспроизведении материалов разных видов. Эти различия проявляются в отношении объема, скорости, прочности запоминания, а также в количестве реминисценций, т.е. воспроизведении отдельных частей запоминавшегося материала после определенной отсрочки во времени [33,С.98].

В исследовании Д.И.Красильщиковой реминисценция наблюдалась главным образом при запоминании осмысленного материала.

Перестройка мнемических процессов в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить и припомнить) и стремится этих целей достичь[51,С.195].

Поиск ребенком способов, приемов запоминания и припоминания открывают перед воспитателем новую, очень важную возможность: обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать. Воспитание логической памяти предполагает прежде всего развитие мыслительной деятельности детей – развитие умения анализировать, выделять в в предметах отдельные свойства. Именно мыслительные операции на отдельной ступени их освоения становятся способами логического запоминания.

Отечественные исследователи такие, как А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Е.В.Гордон, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, отмечали влияние смысловой обработки материала на продуктивность запоминания уже в старшем дошкольном возрасте. Долгое время возможности использования детьми детского возраста приемов логического запоминания изучалось в условиях стихийного формирования мнемической деятельности.

В последнее время появились работы, посвященные изучению формирования способов произвольного логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях специального обучения. Это работы Л.М.Житникова, З.М.Истомина, А.Н.Белоус.

Считается, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти, и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти [43,С.267].

В старшем дошкольном возрасте развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти. Так же, становятся более разнообразными и гибкими, стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет. Это значит, что к данному возрасту, т. е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями[48, С.68]. 

У детей старшего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение воспроизведение материала.  

   У большинства нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают без особых усилий, воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были  заинтеpeсовaны  в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. Было показано, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей[15, С.104]. 

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то. Что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то что произвело впечатление. Таким образом, объект фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольном возрасте  ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок[32, С.156].

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед  ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое связывание материала.

Таким образом, особенности памяти старших дошкольников претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. 

Память у старших дошкольников становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.



Предварительный просмотр:

Особенности развития памяти старших дошкольников

Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.

Подавляющее большинство впечатлений раннего детства забывается (так называемая детская амнезия), однако отдельные события, носящие ярко эмоциональную окраску, неоднократно припоминаются в течение всей жизни [32,С.306].

Дошкольник по-своему оценивает происходящее  вокруг него: предметы, людей, с которыми имеет дело, и это, естественно, сказывается на его памяти. характерная для этого возраста «детская ложь» - далеко не всегда следствие озорства или злого умысла. Ребенок, впервые знакомясь с огромным множеством явлений реальной деятельности, то и дело отождествляет объективно различные вещи. Какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, и тогда сами явления ребенок трактует как равноценные, равнозначимые [13,С.344].

«Рассказы о детях» В.Вересаева изобилуют побочными фактами. Вот один из них. Девочка рассказывала сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». «Причем листья и косточки?» - спрашивает писатель и дает следующий ответ: «Вор – воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случайному признаку далеких друг от друга вещей и приводит к характерным ошибкам памяти. отдельные родители, замечая, что их дети допускают подобные ошибки, делают необоснованный вывод о слабой памяти детей. Еще хуже когда взрослые наказывают детей принимая это за ложь. Незаслуженные наказания вообще травмируют психику ребенка, воздвигают стену непонимания между ним и взрослыми, а все это пагубно отражается на воспитании личности и, разумеется, памяти [8,С.123].

Параллельно с описанными ошибками в детской памяти наблюдаются свойства диаметрально противоположенного характера. Мы имеем в виду исключительную точность или, образно выражаясь, фотографичность детской памяти. взрослые иногда с завистью говорят о необычайной цепкости того, что запоминается в детстве. Каждый знает  из наблюдений, как легко дети заучивают наизусть стихи и даже прозу. Фотографичность детской памяти, исключительно точные воспроизведения по-своему характеризуют специфику детского мироощущения[48,С.78].

Мы видим, что ошибки детской памяти, с одной стороны, и фотографичность – с другой, не представляют собой противоречивых явлений. Ребенок смешивает то, что имеет для него равное значение; однако те сведения, которые насыщенные определенным, конкретным смыслом и выступают для него как нечто неповторимое и единственное в своем роде, точно воспроизводятся.

Уже в дошкольном возрасте начинают определяться другие замечательные особенности памяти.

В старшем дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующим целям запомнить, припомнить. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов.

Исследование З.М. Истоминой «Развитие произвольного запоминания у детей дошкольного возраста» было направлено на решение следующих задач[42,С.435]:

  1. выявить условия, при которых дети начинают выделять цель – запомнить и припомнить;
  2. изучить ранние первичные формы произвольной памяти.

В первой группе детям прочитывался ряд слов и предлагалось запомнить их, чтобы потом назвать их.

Во второй группе запоминание такого же количества слов было включено в игровую деятельность дошкольника, которая создавала мотив, побуждающий ребенка запомнить и припомнить.

Сравнение средних данных, полученных в опытах, показывает, что в игровой деятельности продуктивность запоминания заметно выше, чем в лабораторных условиях.

Выделение этих действий происходит лишь в старшем дошкольном возрасте. Действительно, все старшие дошкольники не только выслушивали поручение, но и пытались активно запомнить его. Самый простой способ запоминания, - это повторение поручения вслед за взрослым. Этот способ легко осознается детьми, и они указывают на него, отвечая на вопрос о том, как им удалось запомнить поручение.

Повторение с помощью которого осуществляется запоминание, принимает как бы двойную форму. Ребенок повторяет вслух или беззвучно поручение вслед за экспериментатором. В дальнейшем повторение приобретает новую форму. Ребенок повторяет поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано.

Переход к мыслительному повторению имеет существенное значение. Превращая операцию запоминания в процесс внутренний, такой процесс делает возможным дальнейшее его развитие, дальнейшую его интеллектуализацию.

В результате анализа поведения детей при воспроизведении поручения в игре можно выделить такие три уровня, аналогичные уровням поведения при запоминании [42,С.438].

Первый уровень- цель припомнить слова не вычленяется;

Второй уровень – цель припомнить вычленяется, но какие-либо приемы припоминания отсутствуют;

Третий уровень – используются особые приемы припоминания.

Исследования, проведенные Истоминой З.М., показали, что перестройка мнемических процессов заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели и запомнить, и припомнить. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа.

На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие действия и  операции

Различные процессы памяти развиваются в старшем дошкольном возрасте неодинаково, причем одни из них могут опережать другие.

Отечественные психологи А.А.Смирнов, П.И.Зинченко установили, что в определенных условиях непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольного. Это происходит тогда, когда деятельность, в которую включено непроизвольное запоминание, требует интеллектуальной активности ребенка, т.е. когда непроизвольное запоминание происходит в процессе решения каких-либо мыслительных задач. П.И.Зинченко подчеркивал, что «…важно не само по себе внимание, а то , что делали дети с предметами» [46,С.321].

В своих опытах он установил, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей увеличивается с возрастом в том случае, если выполняемое задание требует активной ориентировки в материале, выполнение мыслительных операций.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка – это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что легко запоминается и сохраняется тот материал, с которым дошкольник что-то делал: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал [47,С. 405].

Для характеристики памяти весьма важны особенности личности дошкольника, его интересы, потребности, отношение к окружающему.

Как известно еще из исследований психологов конца XIX – начала XXв. все личностно-значимое для человека фиксируется памятью значительно прочнее, чем нейтральное. Эта особенность присуща также и дошкольникам [49,С.137].

Основное содержание детской памяти, детских знаний составляют представления, т.е. конкретные наглядные образы предметов, их свойств, действий.

Жизнь постоянно требует от ребенка использование имеющегося опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен  использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятиях, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить.

Л.С. Выготский подчеркивал, что мы иначе запоминаем, когда, например, завязываем узелок на память. Эта особенность имеет место уже в детском возрасте. Развитие произвольной начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить появляется раньше цели запомнить, сначала развивается произвольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание 15,С.124].

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания.

Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не сопровождается проникновением в сущность предметов и явлений.

Совершенно неоспоримо, что старшие дошкольники легко запоминают бессмысленный материал, например считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного им материала. Среди причин, объясняющих эти факты, А.А.Смирнов выделяют прежде всего тот интерес, который нередко вызывает у детей звуковая сторона этого материала либо особое эмоциональное отношение к такому материалу. Особую роль так же играет и то, что во многих случаях этот материал выстаивается в игровую деятельность [35,С. 124].

А.А.Смирнов подчеркивает, что ограниченные речевые возможности детей, такие как недостаточный запас слов, выражений, антонимов вовсе не говорят об отсутствии понимания ими того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в старшем дошкольном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие думать. Существуют замечательные различия в воспроизведении материалов разных видов. Эти различия проявляются в отношении объема, скорости, прочности запоминания, а также в количестве реминисценций, т.е. воспроизведении отдельных частей запоминавшегося материала после определенной отсрочки во времени [33,С.98].

В исследовании Д.И.Красильщиковой реминисценция наблюдалась главным образом при запоминании осмысленного материала.

Перестройка мнемических процессов в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить и припомнить) и стремится этих целей достичь[51,С.195].

Поиск ребенком способов, приемов запоминания и припоминания открывают перед воспитателем новую, очень важную возможность: обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать. Воспитание логической памяти предполагает прежде всего развитие мыслительной деятельности детей – развитие умения анализировать, выделять в в предметах отдельные свойства. Именно мыслительные операции на отдельной ступени их освоения становятся способами логического запоминания.

Отечественные исследователи такие, как А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Е.В.Гордон, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, отмечали влияние смысловой обработки материала на продуктивность запоминания уже в старшем дошкольном возрасте. Долгое время возможности использования детьми детского возраста приемов логического запоминания изучалось в условиях стихийного формирования мнемической деятельности.

В последнее время появились работы, посвященные изучению формирования способов произвольного логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях специального обучения. Это работы Л.М.Житникова, З.М.Истомина, А.Н.Белоус.

Считается, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти, и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти [43,С.267].

В старшем дошкольном возрасте развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти. Так же, становятся более разнообразными и гибкими, стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от трех до четырех лет. Это значит, что к данному возрасту, т. е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями[48, С.68]. 

У детей старшего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение воспроизведение материала.  

   У большинства нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают без особых усилий, воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были  заинтеpeсовaны  в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. Было показано, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей[15, С.104]. 

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то. Что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то что произвело впечатление. Таким образом, объект фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольном возрасте  ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок[32, С.156].

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед  ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое связывание материала.

Таким образом, особенности памяти старших дошкольников претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. 

Память у старших дошкольников становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности генезиса памяти старших дошкольников

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы,претерпевает существенные изменения. Суть этих изменений состоит в том, чтопамять ребенка постепенно приобретает черты произвольност...

Особенности развития памяти у дошкольников

Особенности развития памяти у дошкольников...

Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников

Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...

Особенности развития памяти у дошкольников

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым год...

Особенности развития памяти у дошкольников

Изучение домашних растений....