Особенности развития памяти у дошкольников
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_pamyati.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1457 (дошкольное отделение)
«Особенности развития памяти у дошкольников»
Провели
Воспитатели:
Шамшурина О. В.
2012
Особенности развития памяти у дошкольников В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и верно направлять, контролировать её развитие. Память ребенка нуждается в регулярных тренировках, особенно в свете подготовки к первому классу школы. Проблемой памяти у детей активно занимался один из столпов отечественной и мировой психологии Л.С Выготский. В экспериментах по изучению детской памяти Выготский наблюдал, что дети как бы заново изобретают первобытные, изначальные способы запоминания информации (узелки, насечки и т.п., то есть формируют свою систему условных знаков для упорядочивания запоминаемого) и что этот процесс проходит более - менее аналогично у множества детей, то есть носит универсальный характер. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, изначально преобладает непосредственная память, не подкрепленная ассоциациями, осмыслением. Увеличение же доли произвольного запоминания, сопровождаемого усилием со стороны человека, возрастает во многом благодаря культурному и образовательному воздействию на человека, благодаря расширению его ассоциативного поля. В соответствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды памяти. 1.Традиционно разделяют память на: кратковременную, долговременную и оперативную. Физиологический механизм кратковременной памяти отличается от такового у долговременной, именно поэтому мы, как правило, не помним в деталях мелкие события повседневной жизни. У ребенка дошкольного возраста необходимо тренировать все виды памяти. Тренировка долговременной памяти развивает эрудицию ребенка и прививает ему способность систематизировать усвоенное, тренировка кратковременной – повышает качество и объем воспринимаемой информации за заданный промежуток времени (что непосредственно связано с успешностью усвоения школьной программы в дальнейшем), тренировка оперативной – способность выполнять повторяющиеся действия, действовать согласно алгоритму. 2.По участию воли в акте запоминания память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольно запоминается больше информации, нежели при волевом усилии. Непроизвольно запоминается что-то яркое, интересное, необычное. Именно поэтому рекомендуют многие развивающие упражнения для детей этого возраста организовывать в игровой, занимательной форме. Так ребенок сможет запомнить, а главное – усвоить заметно больше информации, нежели при сухом, «урочном» изложении. Упражнения на развитие произвольной памяти – одни из необходимых в дошкольном возрасте. Непроизвольная память – это память естественная, при непроизвольном запоминании объекты знания запечатлеваются без усилий со стороны человека. Следовательно, экономятся силы ребенка. Однако тренировка произвольной памяти сильнее развивает ребенка интеллектуально. 3.Память также разделяют на опосредованную и непосредственную. Непосредственное запоминание – это запоминание механическое. Оно происходит без участия мышления, понимания. Опосредованное – то, которое сопровождается определенным мозговым усилием. Этот тип запоминания имеет свои плюсы и минусы. Плюсы непосредственного запоминания – отсутствие напряжения при запоминании. Минусы – неосмысленность. У ребенка в возрасте 5-6, как было сказано выше, всё ещё преобладают непосредственные процессы запоминания. Именно поэтому дети с необъяснимой порой для взрослых легкостью запоминают большие объемы информации. Этим надо умело пользоваться – расширять его словарный запас, обучать иностранным языкам, запоминать фактические данные об окружающем мире. Всё это знания, которые не требуют (поначалу) осмысления. Взрослые, как правило, запоминают новые сведения, знания, опосредованно, логически и ассоциативно связывая их со своим предыдущим опытом. У взрослых людей это сознательный процесс. Именно поэтому, например, взрослому человеку довольно трудно изучить иностранный язык с нуля – большое количество «сухой», не требующей осмысления информации(«зубрение» лексических единиц) взрослый осваивает в трудом. 4. Память бывает двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально весьма дифференцирован – у каждого человека, и ребенка в том числе, имеется преимущественный сенсор для запоминания. Кто-то лучше запоминает картинки, а кто-то звук. В соответствии с этим людей уже с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики ), довольно редок среди детей. Мышление и память. Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Для взрослого припоминание зачастую механический процесс, так как запоминание базируется на готовых схемах, но при этом включается в логические связи, осмысляется. У ребенка же эти процессы проходят совершенно иначе - запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда - мыслительный акт. Преобладание у детей конкретно - образного мышления определяет и тип упражнений, тренирующих память. Даже самые абстрактные понятия, скажем, запоминание чисел, усваиваются лучше, если ребенок соотносит это с некими конкретными, желательно знакомыми и яркими образами. Виды и типы упражнений на развитие памяти у ребенка. Среди основных видов - упражнения на сходство и различие, на установление причинно-следственных связей, на установление ассоциаций. Кратковременную память тренируют упражнения на воспроизведение увиденного/услышанного, на воспроизведение последовательности или количества предметов. Долговременную – задания на упорядочивание и систематизацию предметов/явлений, сравнение. Важно также тренировать ассоциативное мышление. Тренировка ассоциаций – это установление связей предметов или явлений по сходству, смежности, контрасту. Иногда ассоциация не имеет прямого логического объяснения и связана с личным опытом человека, в нашем случае ребенка. Простой пример – скажем, ребенок хорошо запомнил поход в музей, потому что он расположен в красивом здании, с лепниной на потолке и т.д, или потому что после музей его отвели в любимое кафе. Чтобы развить осознанную, опосредованную память, необходимо продемонстрировать ребенку механизмы «связывания» информации, включения его в свой опыт. Среди таких упражнений, например, следующее – дается некое слово, и ребенку нужно назвать все слова, которые, как он считает, связаны с заданным. Или, напротив, дается слово и несколько других, не имеющих явного сходства или смежности с ним. От ребенка в данной ситуации требуется определенный творческий акт, он должен связать слова, опираясь на свой личный опыт. Скажем, «деревня» и «самолет» ребенок вполне может связать ассоциативно, потому что летом, отдыхая у бабушки, часто видел в небе пролетающие самолеты. Необходимо помнить о том, что одну из ключевых ролей в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного. Это научно доказанный факт, и посему любая информация, поданная ребенку, должна быть повторена с определенной периодичностью несколько раз. Значение для развития памяти также имеет и рацион питания ребенка. Недоедающие дети, не получающие необходимое количество питательных веществ, запоминают новую информацию хуже. Нужна богатая белками (именно по этой причине не рекомендуется прививать в раннем детстве вегетарианство ) и сахарами пища (но не переедание), витаминные добавки. Кроме того, интеллектуально сложные занятия с ребенком желательно проводить короткими отрезками, по 15-20 минут, с последующим переключением ребенка на другой вид активности. В связи с этим ребенок должен обязательно получать физические нагрузки, «разгружаться» от интеллектуальной деятельности при помощи двигательной активности. Активные игры и физкультура способствуют лучшему кровоснабжению мозга. Многие ученые полагают, что наивысший скачок развитие памяти совершает именно в дошкольном возрасте. От того, как родители и воспитатели ребенка используют ресурсы для заполнения лакун, пустот в памяти ребенка, этой «чистой доски», будет во многом зависеть его дальнейшее развитие. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста: Игра «Рассказываем сказку». Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания. Возраст: 5 лет и старше 1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке. 2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают. Упражнение на развитие двигательной памяти Цель: развитие двигательной памяти, координации движений. Возраст: 4 лет и старше Вспомни как прыгает щенок за косточкой? Покажи. Как ходит корова? Покажи. Как бодается бык? Покажи. Как кошка лежит на солнышке? Как бегает по рельсам трамвай? Как ты поднимаешься по лестнице? Как тормозит машина, что на у светофора? Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Как бабушка поправляет очки? Упражнение "Запоминаем слова" Цель: развитие слуховой механической памяти Возраст: с 4 лет и старше Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. Упражнение "10 цифр" Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5 Игра «Гуляем по лесу». Цель: развитие зрительной памяти; Возраст: с 5 лет. Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка. Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры. Игра «Запахи и звуки» Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти. Возраст: с 5 лет. Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем? Игра «Вкус и запах» Цель: развитие обонятельной памяти. Возраст: с 5 лет. Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 2: нарисуй лимон. Задание № 3: представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? Задание № 4: нарисуй апельсин Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи. Игра «Снежки » Цель: развитие эмоциональной памяти. Возраст: с 4 лет. Мысленно поиграем в снежки. Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день. Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека. Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? Игра «Загадки» Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 5 лет. Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать. Внимание! Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы (заяц) Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца. Задание №2: Вспомни и повтори загадку? Игра «Экран». Цель: развитие зрительной памяти. Возраст: с 4лет. На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет. Игра «Видеоскоп». Цель: развитие произвольной зрительной памяти Возраст: с 5 лет. Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл. Игра «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Возраст: с 5 лет. 1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать. 2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал) Игра «Запомни картинки» Цель: развитие произвольной зрительной памяти Возраст: с 4 лет. Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими Игра «Какой игрушки не хватает? » Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. Возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю. Игра «Пересказ по кругу» Цель: развитие слухового запоминания Возраст: с 5 лет. Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки Игра «Обезьянка» Цель: развитие зрительной памяти Возраст: с 3лет. Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Игра в слова Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 5 лет. Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка. Задание 1: назови слова, которые ты запомнил. Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов. Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее. Игра «Запоминаем вместе». Цель: развитие слуховой памяти. Возраст: с 4 лет. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д. Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно. Игра «Вспомни пару». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары. 1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер. 2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море. Игра «Пары картинок». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны. Варианты рассказов для запоминания. Цель: развитие слуховой памяти. Возраст: с 4 лет. № 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку и она перестала болеть. № 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы. № 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство. Игра «Слушай и исполняй» Цель: развитие двигательной памяти. Возраст: с 4 лет. Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы. Игра «День рождение куклы». Цель: развитие зрительной и слуховой памяти. Возраст: с 3 лет. Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается. Игра «Пара слов». Цель: развитие смысловой памяти Возраст: с 5 лет. Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями. Упражнение «Осень». Цель: развитие смыслового запоминания Возраст: с 5 лет. Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении. Миновало лето Осень наступила, На полях и в рощах Пусто и уныло Птички улетели, Стали дни короче. Солнышко не видно, Темны, темны ночи. После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается. Игра «Магазин» Цель: развитие слуховой памяти Возраст: с 4 лет. Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Особенности развития памяти дошкольников"
Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,МБДОУ– детский сад №27«Сказка» г.Саяногорск Консультация для родителейОсобенности развития памяти дошкольниковРоль развития памяти у ребенка огромна. У...
Особенности развития памяти дошкольников
Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предполагает определенный уровень развития детей, в том числе произвольной и не произвольной памяти....
Консультация для родителей Особенности развития памяти дошкольников
Консультация для родителейОсобенности развития памяти дошкольников...
Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня
Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...
Особенности развития памяти у дошкольников
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым год...
Особенности развития памяти у дошкольников
Изучение домашних растений....
Особенности развития памяти старших дошкольников.
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происход...