Особенности слухоречевой памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Татьяна Веселкина

 

Особенности  слухоречевой  памяти  старших  дошкольников  с

общим недоразвитием речи.

Слухоречевая память имеет огромное значение в развитии детей, и в частности в развитии у них речи. Иногда взрослые жалуются на то, что ребёнок не выполняет то, о чём его просят. Многие из них думают, что это связано с непослушанием ребёнка, и не задумываются о том, что причина этого может быть связана с недостаточным развитием слухоречевого восприятия и памяти. Ребёнок просто не успевает запомнить то, что ему говорят взрослые, особенно, если инструкция взрослого представляет собой сложносочинённое или сложноподчинённое предложение. Это в свою очередь требует сосредоточенного внимания логопедов в коррекционно-педагогической работе на развитии слухового, фонематического восприятия и слухоречевой памяти.

Словесная память ребёнка интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием слухоречевой памяти и уровнем развития речи. При более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти. Дети с ОНР представляют собой разнородную группу в плане состояния слухоречевой памяти. Её недоразвитие может варьироваться от грубого недоразвития до относительной нормы. Учёными-педагогами отмечаются следующие особенности слухоречевой памяти:

- недостаточный объём запоминания материала; трудности в припоминании слов;

- забывание воспринятого материала;

- возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов, слов-ассоциаций;

- замены слов по фонематическому сходству и смыслу;

- замены слов другими, из одного семантического ряда с исходными;

- ошибки при воспроизведении слов не замечают и не исправляют.

В научно-методической литературе отмечается важность и необходимость включения в систему коррекционно-развивающего процесса работы по развитию слухоречевой памяти детей с ОНР. К основным средствам этой работы можно отнести дидактическую игру и заучивание стихов и рифмовок наизусть.

Развитию кратковременной слухоречевой памяти способствуют игры:

- запоминание из предложенных фраз (рассказов) слов, которые обозначают транспорт, растения и т.д.;

- запоминание и выращивание цепочки слов, относящейся к общему обобщающему понятию, путём добавления в цепочку нового слова и повторения всей цепочки;

- запоминание и выращивание цепочки слов-определений к данному предмету ( сумка красивая, синяя, модная и т. д.);

- запоминание и называние слова из пары слов, связанных смысловым значением ( малина – варенье, машина - колесо и т. д.);

- зачитывается ряд слов по лексической теме, затем ряд читается заново с пропуском одного из слов, ребёнок должен назвать пропущенное слово.

Для развития долгосрочной слухоречевой памяти у детей незаменимым является заучивание стихотворений. Главное на что нужно обратить внимание – стихи должны нравиться ребёнку и соответствовать возрасту ребёнка. Для младших дошкольников даются короткие и простые четверостишия, для старших дошкольников – стихотворения большего объёма. Важно, чтобы ребёнок понимал смысл стихотворения.

Использование дидактических игр, заучивание рифмовок и стихотворений позволит оптимизировать логопедическую работу по развитию слухоречевой памяти и будет способствовать более успешному преодолению ОНР у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...