"Использование технологии "Дети-волонтёры" в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста."
статья (старшая группа)
Публикация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Молодой ученый
Международный научный журнал
№ 12 (302) / 2020
Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно
Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук
Редакционная коллегия:
Ахметова Мария Николаевна, доктор педагогических наук
Иванова Юлия Валентиновна, доктор философских наук
Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук
Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук
Лактионов Константин Станиславович, доктор биологических наук
Сараева Надежда Михайловна, доктор психологических наук
Абдрасилов Турганбай Курманбаевич, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)
Авдеюк Оксана Алексеевна, кандидат технических наук
Айдаров Оразхан Турсункожаевич, кандидат географических наук (Казахстан)
Алиева Тарана Ибрагим кызы, кандидат химических наук (Азербайджан)
Ахметова Валерия Валерьевна, кандидат медицинских наук
Брезгин Вячеслав Сергеевич, кандидат экономических наук
Данилов Олег Евгеньевич, кандидат педагогических наук
Дёмин Александр Викторович, кандидат биологических наук
Дядюн Кристина Владимировна, кандидат юридических наук
Желнова Кристина Владимировна, кандидат экономических наук
Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук
Жураев Хусниддин Олтинбоевич, кандидат педагогических наук (Узбекистан)
Игнатова Мария Александровна, кандидат искусствоведения
Искаков Руслан Маратбекович, кандидат технических наук (Казахстан)
Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)
Калдыбай Кайнар Калдыбайулы, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)
Кенесов Асхат Алмасович, кандидат политических наук
Коварда Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук
Комогорцев Максим Геннадьевич, кандидат технических наук
Котляров Алексей Васильевич, кандидат геолого-минералогических наук
Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)
Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук
Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)
Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук
Лескова Екатерина Викторовна, кандидат физико-математических наук
Макеева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук
Матвиенко Евгений Владимирович, кандидат биологических наук
Матроскина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук
Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук
Мусаева Ума Алиевна, кандидат технических наук
Насимов Мурат Орленбаевич, кандидат политических наук (Казахстан)
Паридинова Ботагоз Жаппаровна, магистр философии (Казахстан)
Прончев Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук
Семахин Андрей Михайлович, кандидат технических наук
Сенцов Аркадий Эдуардович, кандидат политических наук
Сенюшкин Николай Сергеевич, кандидат технических наук
Титова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук
Ткаченко Ирина Георгиевна, кандидат филологических наук
Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры
Фозилов Садриддин Файзуллаевич, кандидат химических наук (Узбекистан)
Яхина Асия Сергеевна, кандидат технических наук
Ячинова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук
© ООО «Издательство «Молодой ученый», 2020
Международный редакционный совет:
Айрян Заруи Геворковна, кандидат филологических наук, доцент (Армения)
Арошидзе Паата Леонидович, доктор экономических наук, ассоциированный профессор (Грузия)
Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор (Россия)
Ахмеденов Кажмурат Максутович, кандидат географических наук, ассоциированный профессор (Казахстан)
Бидова Бэла Бертовна, доктор юридических наук, доцент (Россия)
Борисов Вячеслав Викторович, доктор педагогических наук, профессор (Украина)
Велковска Гена Цветкова, доктор экономических наук, доцент (Болгария)
Гайич Тамара, доктор экономических наук (Сербия)
Данатаров Агахан, кандидат технических наук (Туркменистан)
Данилов Александр Максимович, доктор технических наук, профессор (Россия)
Демидов Алексей Александрович, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Досманбетова Зейнегуль Рамазановна, доктор философии (PhD) по филологическим наукам (Казахстан)
Ешиев Абдыракман Молдоалиевич, доктор медицинских наук, доцент, зав. отделением (Кыргызстан)
Жолдошев Сапарбай Тезекбаевич, доктор медицинских наук, профессор (Кыргызстан)
Игисинов Нурбек Сагинбекович, доктор медицинских наук, профессор (Казахстан)
Кадыров Кутлуг-Бек Бекмурадович, кандидат педагогических наук, декан (Узбекистан)
Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)
Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)
Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия)
Колпак Евгений Петрович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)
Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)
Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)
Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Кыят Эмине Лейла, доктор экономических наук (Турция)
Лю Цзюань, доктор филологических наук, профессор (Китай)
Малес Людмила Владимировна, доктор социологических наук, доцент (Украина)
Нагервадзе Марина Алиевна, доктор биологических наук, профессор (Грузия)
Нурмамедли Фазиль Алигусейн оглы, кандидат геолого-минералогических наук (Азербайджан)
Прокопьев Николай Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)
Прокофьева Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Казахстан)
Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор (Россия)
Ребезов Максим Борисович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (Россия)
Сорока Юлия Георгиевна, доктор социологических наук, доцент (Украина)
Узаков Гулом Норбоевич, доктор технических наук, доцент (Узбекистан)
Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры (Россия)
Хоналиев Назарали Хоналиевич, доктор экономических наук, старший научный сотрудник (Таджикистан)
Хоссейни Амир, доктор филологических наук (Иран)
Шарипов Аскар Калиевич, доктор экономических наук, доцент (Казахстан)
Шуклина Зинаида Николаевна, доктор экономических наук (Россия)
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИКА
Абраменко И.М., Сорокина Н.В., Карачарова Л. Е. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...................249
Аникеева Е.П., Ермоленко Н.Я. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования.............................................. 252
Бакутина Е.В. Особенности речевого развития при детском аутизме.....................................................253
Бобылева О.В., Чаркова В.В. Теория проблемно-развивающего обучения М.И. Махмутова ......................................... 257
Гришакова И.Д. Особенности развития пространственной ориентировки у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста ................259
Дурнева Н.М., Зуйкова Г.В., Кайсаканова Т.А., Чертищева М.Л. Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики................................................260 Завадская И.Ю., Каирова Д.М. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников . 262
Завалишина О.В., Дарменова Ф.А. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ................................................ 264
Измайлова К.В. Позитивные шаги воспитания позитивных детей........................................................ 267 Каушан Ю. С. Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ...........................269
Качановская Н.Н., Филипович Д.Н. Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества................. 271
Князева О. Г., Попова Е.В. Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта.....................................................273
Кожина А.Л. Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов.................................................. 275
Майорова К.А. Результаты анкетирования по применению инновационных технологий во внеурочной работе ...................................................... 277
Махмудова Ш.М. Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах..280
Моложавенко В.Л., Львова А.К. Аспекты организации инклюзивного образования.............................................. 282
Мукашева Ж.М., Завалишина О.В. Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства........................ 284
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Абраменко Ирина Михайловна, заведующий; Сорокина Наталья Васильевна, воспитатель; Карачарова Лилия Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 8» п. Пролетарского (Белгородская обл.)
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н.П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Организация педагогических мероприятий данной технологии отвечает требованиям, связанным с возрастными и психолого-педагогическими особенностями старших дошкольников.
Ключевые слова: образовательная технология, волонтерское движение, символика волонтерского движения, проектная деятельность, этапы реализации проекта.
В настоящее время в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск наиболее эффективных форм, методик и технологий организации образовательной деятельности с обучающимися. В методической литературе можно найти множество подобных разработок. С течением времени некоторые их них оказываются не востребованными или неэффективными. А другие широко используются в практике работы с детьми, в том числе и дошкольного возраста.
Авторские технологии, разработанные Н.П. Гришаевой, в основном, активно используются педагогами дошкольных организаций. Интересны технологии: «клубный час», детский «телефон доверия», социальные акции и др. К таким востребованным разработкам относится технология «Дети — волонтеры» [2].
Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [3].
В настоящее время в Белгородской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. Деятельность волонтерских организаций и отрядов в Белгородской области регулируется законодательными актами: закон Белгородской области от 3 октября 2013 N 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области»; постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года n 177-пп «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества [5].
По технологии Н.П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. В дошкольной образовательной организации «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области реализация долгосрочного образовательного проекта «Доброе сердце» рассчитана на три года (2016–2019 гг.).
Образовательная деятельность проекта условно подразделяется на три этапа: начальный, основной и заключительный. Планирование образовательной деятельности при реализации проекта представлено в таблице 1.
В соответствии с требованиями, указанными в технологии Н.П. Гришаевой «Дети — волонтеры», образовательная деятельность строится с опорой на общедидактические принципы: — принцип систематичности при реализации мероприятий технологии волонтерства в воспитании у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и милосердию;
— принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные мероприятия для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
Таблица 1. Планирование образовательной деятельности
Этапы проекта | Мероприятия образовательной деятельности |
Начальный | Опрос родителей старшей разновозрастной группы о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда. |
Посещение муниципального практического семинара по теме: «Организация волонтерского движения в образовательных организациях» | |
Самостоятельное изучение теоретической литературы: словарной, публицистической, психолого-педагогической и методической. Обсуждения вопроса о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда на педагогическом совете и Совете родителей. | |
Беседы с детьми «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?» | |
Просмотр детьми, родителями и педагогами видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности. | |
Создание волонтерского отряда, оформление локальных актов на уровне детского сада (положение о волонтерском отряде, приказы о создании отряда и его деятельности). Оформление страницы сайта «Волонтерский отряд в детском саду». Оформление символики отряда | |
Основная часть | Планирование образовательной деятельности волонтерского отряда по направлениям («Забота», «Помощь», «Событийное волонтерсво в поселке и районе», «Книжкина больница») |
Организация работы по обучению членов волонтерского отряда. Создание памяток, буклетов, коллажей и др. | |
Организация работы по выполнению конкретных обязанностей, направленных на объекты волонтерства (малыши младшей разновозрастной группы, дети кратковременной группы, пожилые люди, ветераны войны и труда, в том числе и педагогического и др.) Участие в событийном волонтерстве. Оказание необходимой помощи в подготовке | |
и проведении мероприятий поселкового и районного уровней (участие в концертах, играх-соревнованиях, оформление подарков, памятных сувениров и др.) | |
Участие в мероприятиях досуговой деятельности детского сада: подготовка украшений для зала, атрибутов к играм, костюмов для детей и сказочно-игровых персонажей, декораций для театрализованной деятельности и игр-драматизаций и др.) | |
Заключительная часть | Подготовка и проведение музыкально-театрализованного шествия на Дне поселка «Дети-волонтеры» |
Оформление фотовыставки «Мы — волонтеры», стенгазеты» Волонтерское движение — дело семейное», коллажей по мероприятиям событийного волонтерства. | |
Оформление итоговой документации по проекту. | |
Оформление опыта работы по теме «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры». | |
Выполнение мероприятий по популяризации опыта работы по теме: «Воспитание нравственных чувств дет |
— принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;
— принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной форме;
— принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
Использование технологии с дошкольниками имеет ряд особенностей. На них указывает Н.П. Гришаева в своих исследованиях. Она пишет: «Реализация технологии предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами» [2].
Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами — это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.
Взаимодействие со школьниками и взрослыми волонтерами позволило детям не только оценить значимость волонтерского движения, но и красочность в использования символики (красные береты, футболки и значки с эмблемой волонтерского движения).
Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Эту же цель преследуют педагоги, оформляя с детьми и родителями фотовыставки, коллажи, стенгазеты, фотовыставки «Добрые дела и поступки», «А ты сделал доброе дело?». Все это вносит в работу элементы игры, игровых сюрпризов.
Первым мероприятием, в котором принимали участие не только участники образовательных отношений детского сада (дети, родители и педагоги), но и школьники — волонтеры и взрослые волонтеры поселка Пролетарского, был праздник «Посвящение в волонтеры».
В соответствии со сценарием праздника его участники обыгрывали девиз и символику волонтерского отряда детского сада, смотрели видеоролики, где показана работа подобного отряда школьников и взрослых волонтеров. Дети играли в дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников.
В дальнейшем, волонтерским отрядом старших дошкольников «Доброе сердце» были организованы и проведены:
— экологические акции «Озеленим наш детский сад и поселок» (совместная трудовая деятельность с родителями по посадке цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, в парке); «Помоги птицам зимой»;
— социальные акции «Вместе в школу детей соберем», «Бессмертный полк», «Твори добро — другим во благо», «Дорога — символ жизни», «Игрушки для малышей», «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления», «Новогоднее чудо», «Спешите делать добро» и др.;
— конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасет мир»;
— решение практических ситуаций «Если трудно… кто поможет» и др.
Эти формы работы знакомы и педагогам, и детям, и методика их организации широко представлена в методической литературе.
А вот участие в событийном волонтерстве направление работы для дошкольной организации новое, связанное с преодолением трудностей как организационных, так и, связанных с коммуникативными и социальными навыками дошкольников — умением общаться со взрослыми, школьниками, выступать перед широкой аудиторией, осознанием значимости данной работы. Событийное волонтерство — помощь в организации массовых мероприятий, событий в поселке, районе [1].
Событийное волонтерство хорошо представлено в Ракитянском районе. В организации массовых мероприятий принимают участие волонтеры — школьники и взрослые. Они используют определенную символику (значки, футболки, головной убор) и оказывают помощь организаторам и участникам мероприятия, указанную в сценарии.
Участие дошкольников — волонтеров — это выступления на сцене, оказание помощи при вручении подарков, призов и др. При этом важно, что дети — дошкольники носят такие же футболки, значки, головные уборы, что позволяет им видеть причастность к общему делу, осознавать значимость собственной работы.
Конечно, такая работа невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. Таким образом, еще одной актуальной задачей является — создание постоянно действующей бригады волонтеры — дети и родители. Совместное дело с родителями — это сильная внутренняя мотивация для дошкольников, а как оказалось в дальнейшем, и для родителей.
Таким образом, технология «Дети — волонтеры», реализуемая в рамках долгосрочного проекта «Доброе сердце», оказалась эффективной и перспективной для детского сада, так как организовывалась с учетом специфики дошкольной организации и интересов и возможностей детей, родителей и педагогов.
Литература:
1. Арсеньева, Т.Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т.Н. Арсеньева, В.А. Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова. — Москва: 2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://yadi. sk/i/y9Vht3BBXe0cAQ (дата обращения: 14.03.2020).
2. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
3. Лихачев, Д. Письма о добром. — СПб.: Азбука-Аттикус [Электронный ресурс]. — URL: https://www. litres. ru/ dmitriy-lihachev/pisma-o-dobrom-147913/ (дата обращения: 14.03.2020).
4. Сваталова, Т.А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т.А. Сваталова, С.А. Ларюшкин. — Челябинск: ЧИППКРО, 2018. — 64 с.
5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области [Электронный ресурс]. — URL: http://docs. cntd. ru/ document/428584220 (дата обращения: 14.03.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
«Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Материал о пользе использования ИКТ для всестороннего развития детей на любом этапе обучения....
« Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Использование ИКТ в образовательном процессе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...
Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
«Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...
Использование фитбол-гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важным фактором физкультурно — оздоровительной работы в дошкольном учреждении является выбор для каждого ребёнка подхо...