ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Никитина Наталья Алексеевна

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии активно внедряются и в практику дошкольного образования с целью  составления и применения кейсов в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никитина Н.А.

старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 «Центр развития ребенка», Россия, г. Белгород

Реутова И.Ю.

музыкальный руководитель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 «Центр развития ребенка», Россия, г. Белгород

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии активно внедряются и в практику дошкольного образования с целью  составления и применения кейсов в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся  новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. [1]

Использование кейс-технологии предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на её решение. Сущность кейс-технологи - анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство». (С.Л.Рубенштейн) [4]

В дошкольном образовании используются три вида кейсов:

-  кейс текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи);

- кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи;

- фото-кейс. Этот метод очень схож с кейс-иллюстрацией, единственное отличие  вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Данная технология объединяет сложную реальность и образовательные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии «Фото-кейс» с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно, возникшие разной сложности жизненные ситуации. [2]

Кейс-технологии эффективно применяются в практике педагогов нашего  дошкольного учреждения с целью социально-нравственного развития дошкольников посредством приобщения детей к культуре родного края, формированию исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белгородского края.

В системе работы по составлению кейсов выделяют специфику и структуру занятия с использованием кейсов: ритуал приветствия, введение в тему занятия, работа с кейсом, релаксация, рефлексия, ритуал прощания. [3]

Приведем пример сценария занятия  «Я хочу услышать музыку…» с использованием кейс-технологии.

Цель: приобщать детей к культуре родного края, познакомить с достопримечательностью города – филармонией.

Задачи: познакомить с основными залами здания филармонии, выяснить их функциональное предназначение; расширять кругозор и словарный запас детей, развивать логическое мышление; учить дифференцировать звучание различных музыкальных инструментов, различать их на слух, правильно называть; прививать уважительное отношение к родному городу, гордость за его достижения.

Предварительная работа: просмотр музыкальных видеоклипов различных видов оркестров, беседа об их инструментальных составах.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фото-презентация, инструменты детского шумового оркестра.

Ход занятия

 Приветствие:

 Я здороваюсь везде – дома и на улице, (руки поочередно в стороны)

  Даже - «Здравствуй!» -  говорю

  Я соседской курице.       (хлопающие движения рук, изображающие курицу)

 -Здравствуй, солнце золотое! (Поднимают и скрещивают ладошки, пальцами изображают лучи)

 -Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки вверх)

- Здравствуй, маленький дубок! (изображают дерево)

- Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают поднятыми руками)

- Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (руки поочередно в стороны)

  Мне здороваться не лень! (руки к груди, руки вместе вперед – в стороны)

Введение в новую тему. Педагог читает детям стихотворение «Я хочу услышать музыку» И. Исаковой.

Педагог: Автор этого стихотворения хотел сказать нам, что музыку можно услышать во всем – даже в птичьих трелях и капелях… Но есть такие люди, которые сами сочиняют музыку и записывают её нотами.   Как их называют?.. А тех, кто её исполняет?.. (Композиторы, музыканты). А как называют тех, кто исполняет песни? (Певцы) Во все времена  люди очень любили музыку, многие с самого детства обучались игре на различных музыкальных инструментах.

Проблемная ситуация: А теперь, посмотрите на эту фотографию. На ней изображено необычное здание, которое находится в нашем городе. Может быть, кто-нибудь знает, как оно называется?.. Кто из вас был в нем?.. Это жилой дом? Это магазин? А для чего оно построено? (Ответы детей).

Это здание необычной формы, и предназначено оно для того, чтобы здесь звучала музыка, поэтому называется оно тоже необычно -  «филармония». Такое название придумали в Древней Греции, где музыкальное искусство любили и считали очень важным.  Филармо́ния (от греч. phileo — любить и harmonia — гармония, музыка): музыкальное общество или учреждение, которое занимается организацией концертов, содействует развитию музыкального искусства.

А теперь, давайте рассмотрим фотографии нашей белгородской  филармонии и узнаем, что в ней находится.   Как только вы заходите в здание филармонии, вы попадаете в очень красивое фойе. Здесь собираются люди, которые пришли на концерт перед тем, как войти в зал. А вот и сам большой зал филармонии.

Вопросы для обсуждения:  Что вы видите на этой фотографии. (Сцену, зал с множеством кресел, балконы). Как вы думаете, для чего нужна такая большая сцена? (На сцене выступают артисты, музыканты). 

На сцене филармонии часто выступают оркестры, исполняющие различные произведения. Слово  «оркестр» - тоже греческого происхождения. В Древней Греции «оркестровой» называлась площадка  для танцев. На ней располагался хор. Позднее хор сменили музыканты, сопровождающие спектакль игрой на музыкальных инструментах, их и стали называть оркестром.

Существуют разные виды оркестров: симфонический, духовой, струнный, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. Количество музыкантов тоже может быть разным и зависит от конкретного музыкального произведения. В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает, что состав достигает 100 и более участников. Музыканты располагаются в определенном порядке. Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов.  Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга, это создает согласованное звучание. Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер. Он стоит лицом к музыкантам. Перед  дирижером лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. (Можно предложить детям по желанию посмотреть видеоклипы и послушать звучание различных оркестров  - на выбор)

Предлагаю сделать музыкальную паузу – послушать и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, какой инструмент звучит».

Вы правильно определили звучание различных музыкальных инструментов.  Перед тем, как отправиться дальше, предлагаю вам немного поиграть.

Проводится физминутка:

Все на флейте мы играем (руками изображают игру на флейте),

И на кнопки нажимаем (топают ногами),

Гамма вверх (поднимаются на носочки, тянутся руками вверх),

Гамма вниз (опускают руки вниз, приседая),

А сейчас всем поклонись (поднимаются, кланяются в разные стороны).

Двигаемся дальше. Посмотрите следующие фотографии. (Детям предлагается рассмотреть блок фотографий, где на сцене филармонии выступают певцы, танцевальные коллективы, артисты балета).

Что вы видите на них? (Дети описывают увиденное). 

Подвести детей к выводу, что на сцене филармонии выступают не только оркестры, но и другие исполнители: певцы, танцоры, артисты балета.

Вопросы  для обсуждения:  Теперь вы поняли, для чего нужна такая большая сцена? (Ответы детей)

А зачем так много кресел в зале и даже на балконах? (Для зрителей, чтобы как можно больше людей могли попасть на концерт и насладиться прекрасной музыкой). Давайте поиграем -  устроим   небольшой  концерт. Кем бы вы хотели сейчас быть: танцорами или певцами?

В зависимости от пожелания детей исполняется знакомый танец или песня.

Кейс «Сказка-шумелка». Форма кейса: текстовая информация;  количество участников: 8 подгрупп (по инструментам) по 3 детей в каждой; время: 7 минут.

Текст кейса. 

Педагог читает детям стихотворение «Осень в золотой одежке».

Тихо бродит по дорожке (тихо бьют ладошками по барабану)

Осень в золотой одежке. (тихо бьют ладошками по барабану)

Где листочком зашуршит, (маракасы)

Где дождинкой зазвенит. (колокольчик)

Раздается громкий стук -  (деревянные палочки, кубики)

Это дятел - тук да тук! (деревянные палочки, кубики)

Дятел делает дупло, (ксилофоны)

Белке будет там тепло. (ксилофоны)

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел. («шуршалки» – пластиковые бутылочки, наполненные крупой и горохом)

Громче завывает,

Тучки собирает. (тремоло бубнов)

Дождик - динь, дождик - дон! (треугольники, металлофон)

Капель бойкий перезвон (треугольники, металлофон)

Все звенит, стучит, поет (все инструменты)

Осень яркая идет! (все инструменты)

Вопросы для обсуждения:

Какие инструменты можно использовать, изображая звуки природы: шаги Осени (Ответы детей), шуршание листьев…, перезвон капель дождя? Что можно использовать, изображая, как стучит по дереву дятел,  как шуршит в ветвях деревьев ветер?.. и т.д.

Релаксация: Музыка звучит не только в филармонии, она сопровождает нас повсюду. Сейчас вы закроете глаза и послушаете красивую музыку, мысленно представьте себе то место, где вы хотели бы сейчас оказаться.  

Рефлексия: Сегодня мы совершили с вами виртуальное путешествие по необычному зданию. Кто запомнил, как оно называется, и что означает это слово? Какие концерты проводятся в филармонии? Какие оркестры выступают? Продолжите мою фразу: «Сегодня я узнал, что…», «Мне понравилось быть сегодня…».

Ритуал прощания

Хорошо мы потрудились,

Мы играли и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свиданья, детвора!

Таким образом, несомненным достоинством кейс-технологии является не только  метод ситуационного анализа,  который позволяет  получать знания,  формировать практические навыки и предпосылки учебной деятельности, но и развитие системы ценностей  обучающихся, их жизненные установки, своеобразное мироощущение и миропреобразование.

Список литературы:

1.Бордовский  Н.В. Современные образовательные технологи/Н.В. Бордовский. - Учебное пособие. М:2010.-389с.

2.Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения/ С.А. Мухина.- М,2008.-200с. 

3.Морева Н.А., Пучкова И.А. Методика составления и решения кейсов в образовательной практике детского сада // Журнал Детский сад от А до Я, 2014. №6.

4Интернет-ресурсы:

1..http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/09/ispolzovanie-keys-tehnologii-dlya-formirovaniya-kommunikativnoy.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

«Использование дидактических игр при организации логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой ф...

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....