Отчет по самообразованию за 2021-22 уч. г. по теме "Роль загадки в развитии дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Съедина Светлана Владимировна

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_sedinoy_s._v._za_2022_g.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию

за 2021-2022 учебный год

Ф.И. О. педагога: Съедина Светлана Владимировна

Тема самообразования: «Роль загадки в развитии дошкольников».

Цель: Создание условий, способствующих коррекционно-развивающим возможностям загадки.

Основные задачи:

  1. Стимуляция умственной активности.
  2. Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
  3. Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
  4.  Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
  5.  Развитие сенсорной сферы.

                                                                                                   

Предполагаемый результат:

В результате работы по данной теме, дети учатся думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме.

Этапы работы над темой самообразования

Раздел

Содержание работы

Практические выходы

Сроки

Изучение методической литературы

  1. Оформление и пополнение методической  папки по самообразованию.

Анализ изученной литературы 

Сентябрь - май

Методическая работа

Изучение статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

Создание предметно-развивающей среды, соответственно теме самообразования.

Изготовление дидактических и развивающих игр.

Сентябрь - май

Работа с детьми

Загадки об овощах, фруктах и растениях.                               Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Сентябрь-май

Загадки о животных.

Развлекательный досуг «Загадки лесовичка».

Октябрь-ноябрь

Загадки об игрушках, сказочных героях и предметах

Конкурс детских работ на тему «Новогодние загадки». Выставка работ детского творчества

Декабрь-январь

Загадки о природе и природных явлениях

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Февраль-март

Загадки о транспорте и космосе.

Коллективное оформление книги «Наши загадки».

Апрель

Придумывание загадок с детьми.

Выставка рисунков - работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Май

Работа с семьёй

Подбор материалов и изготовление

Папка-передвижка «Вежливые загадки»

Ноябрь

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Папка – передвижка «Загадки из детства».

Декабрь

Изготовление детьми вместе с родителями  книжек-малышек или книжек-раскладушек с самостоятельно сочиненными загадками

Семейный конкурс «Придумаем  загадки сами».

Февраль

Изготовление брошюры «Загадки о космосе»

Апрель

Самореали-зация

Изготовление брошюры «Вежливые загадки»

Сентябрь

Изготовление брошюры «Загадки о днях недели»

Ноябрь

Изготовление картотеки «Загадки от А до Я»

Январь

Изготовление картотеки «Загадки – шутки»

Март

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Май

Вывод:

Значение загадок для развития ребенка-дошкольника:                                                – Развитие познавательного интереса;                                                                      – Развитие наблюдательности, воображения;                                                                              – Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;                                 – Развитие высших психических функций;                                                                            – Развитие речи;                                                                                                                   – Стимуляция умственной активности;                                                                                   – Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

Загадка — описание какого-либо предмета, она задается в форме вопроса.                                                                                                                            Загадки начали придумывать в глубокой древности.                                                                    С помощью загадки развивается наблюдательность, восприимчивость многогранного мира.                                                                                                                                        Загадка — неотъемлемая часть детства. Она умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.                                                                                                          К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?                                                                                                              Загадка учит ребенка думать и анализировать. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Именно поэтому одно из самых любимых занятий детьми всего мира — разгадывание загадок. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.                                                                                      Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы.                                                                   Разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов и о связи между ними.                                                                                  

Группы загадок:                                                                                                            – загадки — рифмовки;                                                                                                        – загадки на смекалку;                                                                                                        – загадки — обманки;                                                                                                              – загадки, описывающие определенный предмет, явление;                                                                      – загадки в картинках;                                                                                                         – загадки — подсказки и т. д.                                                                                        

Загадка — рифма.                                                                                                       В настоящее время загадка используется как эффективное и увлекательное средство в обучении ребенка и организации их досуга. Загадки применяются в детских играх с образовательными целями, довольно часто они входят в учебно-методические пособия с дидактической целью. Чтобы отгадать загадку, нужно сравнить признаки разных предметов, проанализировать предметное, сопоставить явления, классифицировать, объединять. Практически все загадки имеют рифму, это дает огромную возможность легче ее запомнить. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Загадки способствуют познанию нашего мира, знакомят детей с окружающими предметами, вещами.                                                                                                                      

Загадка — обманка.                                                                                                         Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.                                                                                

Загадка-подсказка.                                                                                                 Загадка развивает не только мышление и логику ребенка, она еще и развивает речь дошкольника. Ведь загадка обогащает словарный запас ребенка, заставляет его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.                                                                                                

Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски расширяют знания ребенка об окружающем мире. Одни загадки обращают внимание на поведение животных, другие указывают на отличия во внешнем виде предмета.                                                                                                          Загадки о явлениях природы, раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.                                                                                                      В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму и цвет.                                                                                                                                                                  Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки развивается любознательность у детей, интерес к родному языку.                                                                                                                         Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета и на его значение. Так же загадка приучает ребенка мыслить логически, развивает находчивость сообразительность, умение самостоятельно принимать решения и умение рассуждать и доказывать. И делает это совсем непринужденно, от чего ее еще интересней разгадывать. С помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.                                                                                             Загадывайте детям загадки!                            

Литература по теме самообразования

Время

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Работы с материалами

«Большая книга загадок» Сост.             О. В. Узорова,                Е. А. Нефедова.

  1. М.; Астрель, АСТ, 2011.

Книгой удобно пользоваться, т.к. книга разбита на разделы по темам и по алфавиту. Вот некоторые подразделы: мир животных: звери, птицы, подводные обитатели, мир растений: сад, огород, цветы, грибы, луг, поле, времена года, земля и небо, от заката до рассвета, погода, небесные светила, семья , профессии, внешность человека, вещи, инструменты, еда, одежда, игрушки, сказочные и литературные персонажи и многое- многое другое. Целая энциклопедия в загадках.

Сентябрь

Алексеева М. М., Яшина  В. И. Речевое развитие дошкольников.

М. Академия, 1999.

Учебник создан в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». В нем рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста; дается сущностная характеристика системы работы по развитию речи в ДОУ; освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ.

Ноябрь

«Российская детская энциклопедия загадок» Ред. -сост. А.В. Богданова.

  1. СПб.; Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Цель книги - познакомить читателя с особенностями загадки как литературного жанра, показать ее воспитательно-образовательные возможности, дать основные принципы отбора загадок для детей разного возраста, раскрыть приемы отгадывания загадок и методику их использования при ознакомлении детей с окружающей жизнью и природой.

Декабрь

Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»                                    

М.: Просвещение, 1976.

Книга «Учите детей отгадывать загадки» предназначена для воспитателей детских садов. Она создана на основе опыта работы автора и воспитателей детских садов Ленинграда и Ленинградской области с дошкольниками.
Опыт лучших воспитателей свидетельствует о том, что народная загадка обладает большими возможностями для развития логического мышления детей, формирования у них навыков систематических наблюдений, передачи этих наблюдений словом.

Январь

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст)

Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. 

Февраль

Путешествие по Стране Загадок Сост.: Шайдурова Н.В.

Барнаул: БГПУ, 2000.

Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей, динамика изменения уровня их речевого развития в процессе эксперимента.

Март

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми

Дошк.воспитание.-1983.-№7

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!

Апрель

Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет

Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

В книге дан обзор философской, психологической, литературоведческой, лингвистической, литературы по проблеме развития речи и творчества ребенка, излагается ход занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка — фонетической, лексической, грамматической, а также на овладение основами связной монологической речи; широко представлены возрастные особенности развития речи в условиях детского сада.

Май

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Дошк. воспитание.-1990.-№7

Основываясь на педагогическом опыте работы с дошкольниками, автор старается не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяет развитию речи детей, т. к. одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.

 Публикации педагогов

 (Укажите тему публикации)

Статьи в сборниках

Интернет-издания

Статьи в журнале

 Печатные издания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольника"

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравни...

Тема по самообразованию на 2020-2021учебный год «Роль загадки в развитии дошкольника» (подготовительная группа)

В разработке представлено планирование на 2020-2021 учебный год по теме саморазвития "Роль загадки в развитии дошкольника". В приложении добавлены занятия и консультации для родителей по зая...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, ...

Отчет по самообразованию на 2021-2022учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...

План по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольников"

Материал будет полезен для воспитателей групп старшего возраста ...