Проект по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольника"
проект (средняя группа)

Камбалова Людмила Алексеевна

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.
Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Проект по самообразованию:
«Роль загадки в развитии дошкольника»

Автор: Камбалова Л.А. воспитатель
1 квалификационной категории

с. Мамонтово 2019-2020г.

План работы по самообразованию воспитателя:

МБДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово

Камбаловой Людмилы Алексеевны

Образование: среднее – специальное

Квалификационная категория: первая

Направление проекта:

- «Познавательное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Социально-коммуникативное»

- «Художественно - эстетическое»

Вид проекта: познавательный

Актуальность проблемы: Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Так же отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, к доказательству, обобщению формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развития дошкольника посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности. Развитие речи, мышления, логики у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  1. Изучить о обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок;
  2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления, для детей дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышления посредством загадки;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: краткосрочный.

Источники самообразования:
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. nsportal.ru; www.olesya-emelyanova.ru ; www.maam.ru; детский журнал «Непоседа». «Как организовать детский праздник» 1000 идей для ваших детей, составитель: К.Г. Берсеньева М. Центрполиграф, 2008г., «1000 стихов, загадок, пословиц, скороговорок» составитель: Г.В. Матвеева книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2013г.

Формы работы в рамках изучения
темы:


Сроки

Отчёт о выполнении:

Методическая работа

Изучение методической литературы;

Сентябрь -
февраль

Работа с детьми

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

Сентябрь

Загадки об овощах и фруктах.
Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Совместная работа с детьми;

Октябрь

Загадки о природе, природных явлениях

Совместная работа с детьми;

Ноябрь

«Вечер загадок у Лесовичка»

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа;

Декабрь

Загадки Дедушки Мороза

Индивидуальная работа;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

Январь

Загадки об игрушках, сказочных героев

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа;

Февраль

Игры направленные на интеллектуальное развитие детей

Работа с родителями

Консультация для родителей

Сентябрь

«Учите детей отгадывать загадки»

Ноябрь

Составление книги «Отгадай - ка»

Консультация для родителей

Декабрь

«В чём польза загадок»

Январь

Папка - передвижка

«Загадки нашего детства»

Работа с педагогическим коллективом

Обмен с опыта с коллегами по теме

Февраль

Педагогический совет: вступление

Предполагаемый результат:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Обобщение опытом:

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем: детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

 

Список используемых источников:

  • Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  • nsportal.ru
  • www.olesya-emelyanova.ru
  • www.maam.ru
  • детский журнал «Непоседа»
  • «Как организовать детский праздник» 1000 идей для ваших детей, составитель: К.Г. Берсеньева М. Центрполиграф, 2008г.,
  • «1000 стихов, загадок, пословиц, скороговорок» составитель: Г.В. Матвеева книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ  ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»

Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не...

Роль загадки в развитии дошкольника

Данный материал будет полезен родителям, которые хотят исправить речь своего ребенка....