Проект по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольника"
проект (средняя группа)
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.
Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_quotrol_zagadki_v_razvitii_doshkolnikaquot.zip | 303.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Проект по самообразованию:
«Роль загадки в развитии дошкольника»
Автор: Камбалова Л.А. воспитатель
1 квалификационной категории
с. Мамонтово 2019-2020г.
План работы по самообразованию воспитателя:
МБДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово
Камбаловой Людмилы Алексеевны
Образование: среднее – специальное
Квалификационная категория: первая
Направление проекта:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное»
- «Художественно - эстетическое»
Вид проекта: познавательный
Актуальность проблемы: Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Так же отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, к доказательству, обобщению формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развития дошкольника посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности. Развитие речи, мышления, логики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить о обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок;
- Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления, для детей дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышления посредством загадки;
- Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: краткосрочный.
Источники самообразования:
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. nsportal.ru; www.olesya-emelyanova.ru ; www.maam.ru; детский журнал «Непоседа». «Как организовать детский праздник» 1000 идей для ваших детей, составитель: К.Г. Берсеньева М. Центрполиграф, 2008г., «1000 стихов, загадок, пословиц, скороговорок» составитель: Г.В. Матвеева книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2013г.
Формы работы в рамках изучения |
| Отчёт о выполнении: | |||||||
Методическая работа | |||||||||
Изучение методической литературы; | Сентябрь - | ||||||||
Работа с детьми | |||||||||
Совместная работа с детьми; Индивидуальная работа; Свободная самостоятельная деятельность самих детей; | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | |||||||
Совместная работа с детьми; | Октябрь | Загадки о природе, природных явлениях | |||||||
Совместная работа с детьми; | Ноябрь | «Вечер загадок у Лесовичка» | |||||||
Совместная работа с детьми; Индивидуальная работа; | Декабрь | Загадки Дедушки Мороза | |||||||
Индивидуальная работа; | Январь | Загадки об игрушках, сказочных героев | |||||||
Совместная работа с детьми; Индивидуальная работа; | Февраль | Игры направленные на интеллектуальное развитие детей | |||||||
Работа с родителями | |||||||||
Консультация для родителей | Сентябрь | «Учите детей отгадывать загадки» | |||||||
Ноябрь | Составление книги «Отгадай - ка» | ||||||||
Консультация для родителей | Декабрь | «В чём польза загадок» | |||||||
Январь | Папка - передвижка | ||||||||
«Загадки нашего детства» | |||||||||
Работа с педагогическим коллективом | |||||||||
Обмен с опыта с коллегами по теме | Февраль | Педагогический совет: вступление |
Предполагаемый результат:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Обобщение опытом:
Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем: детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
Список используемых источников:
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
- nsportal.ru
- www.olesya-emelyanova.ru
- www.maam.ru
- детский журнал «Непоседа»
- «Как организовать детский праздник» 1000 идей для ваших детей, составитель: К.Г. Берсеньева М. Центрполиграф, 2008г.,
- «1000 стихов, загадок, пословиц, скороговорок» составитель: Г.В. Матвеева книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль загадки в развитии дошкольника
«РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА» ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...
Роль загадки в развитии дошкольника.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...
Роль загадки в развитии дошкольника.
В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...
Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"
Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"...
Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».
Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...
«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»
Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не...
Роль загадки в развитии дошкольника
Данный материал будет полезен родителям, которые хотят исправить речь своего ребенка....