Тема по самообразованию на 2020-2021учебный год «Роль загадки в развитии дошкольника» (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Грибанова Татьяна Васильевна

В разработке представлено планирование на 2020-2021 учебный год по теме саморазвития "Роль загадки в развитии дошкольника". В приложении добавлены занятия и консультации для родителей по заявленной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gribanova_tv_samoobrazovanie_zagadka_2020-2021uch_god.docx83.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

 на 2020-2021учебный год

«Роль загадки  в развитии дошкольника»

 (подготовительная группа)

Подготовил воспитатель 4 гр.

 МДОУ «Детский сад №50»,

 Грибанова Татьяна Васильевна

Роль загадки  в развитии дошкольника.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.  «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий,  непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни  делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной  то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Цель моей работы: выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей подготовительного возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Задачи:

  • подобрать и проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • развивать внимание, восприятие и воображение, память, логику детей при помощи загадки;
  • провести консультирование родителей в заявленной теме.

Примерное перспективное планирование

 на 2020-2021 учебный год

Изучение  методической литературы запланировано с сентябрь 2020г по  май 2021г, и будет включать в себя:

  • Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
  • В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
  • Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
  • М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
  • Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 2011.
  • Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб.: 2011.
  • Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.: Детство - пресс, 2008
  • Решай, смекай, угадывай. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.И.Линго. -Ярославль, 1998

Сроки

Содержание и формы работы с детьми

Практические выходы (реф., докл., откр. просмотр, выставка работ и т.д.)

Работа с родителями

Сентябрь

«Початок кукурузы» ручной труд

(см. Приложение 1)

Выставка детских работ.

Публикация конспекта занятия на сайте: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/560933

Консультация для родителей: «Значение загадок для решения задач словарной работы». (см. Приложение 2)

Октябрь

«Волшебная птица» аппликация (см. прилож. 7)

Выставка детских работ

Ноябрь

 «Макет улицы» конструирование (см. прилож. 8)

Выставка детских работ

Декабрь

«Дикие и домашние животные» рисование (см. прилож.3)

Выставка детских работ

Консультация для родителей  «Загадка как средство развития логического мышления детей» (См. прилож. 4)

Январь

«Коньки» конструирование (см. приложение 10)

Выставка детских работ;

Публикация конспекта занятия

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspekt_obrazovatelnoi_deiatelnosti_v_podgotovitelnoi_gruppe_konki

Февраль

«Доктор» аппликация (см. приложение 11)

Загадки о профессиях.

Выставка детских работ

Март

«Комнатные растения: орхидея»  объемная аппликация (см. приложение 6)

Выставка детских работ

Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста (см. прилож. 5)

Апрель

«Ракета» конструирование. Загадки на космическую тему.

Выставка детских работ

Май

Насекомые (наблюдение за муравьями и шмелем)

Вечер загадок о насекомых.

Итоговая интеллектуальная игра-викторина в подготовительной группе. (см. прилож.9)

Видео материл отснятого занятия.

Выводы:

Работая по теме, я составила план работы с детьми и родителями. Для детей были организованы занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием загадок, а так же устраивали вечера загадок по различным темам: профессии, животные, фрукты и овощи, ПДД, космос, насекомые. Для родителей были подобраны консультации: «Значение загадок для решения задач словарной работы», «Загадка как средство развития логического мышления детей», «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения»,

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. А так же внимание, логику, память, восприятие и воображение, что подтверждает входная и выходная диагностика. Благодаря полученным результатам можно утверждать, что на высоком уровне количество детей увеличилось с 10% до 45%.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Так же интересным наблюдением стало и то, как дети реагируют на загадки. Отгадка всегда вызывает восторг и радость, а если, вдруг, с первого раза не получается отгадать, то начинают вдумываться в строчки, непроизвольно их повторяя, тем самым заставляя свой мозг сконцентрировать внимание именно на этом. В свою очередь, загадка является и неким способом сконцентрировать внимание всей группы  детей,  и услышав фразу: «Ребята, а отгадайте загадку…» в группе сразу тишина, они внимательно слушают.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

        

Приложение 1.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Початок кукурузы» (ручной труд)

Цели. Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов; учить мастерить из пластилина, цветной бумаги и фтулки от туалетной бумаги кукурузу, используя для наглядности настоящий кукурузный початок.

Материалы: макеты овощей и фруктов, пластилин, цветной бумаги и фтулки от туалетной бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к осени, она приготовила всем удивительные подарки. Ребята, послушайте стихотворение об осени и подумайте, какие дары она преподносит нам.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

Воспитатель: Какие дары приносит нам осень(Ответы детей)

Отгадайте загадки о дарах осени.

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом (картошка).

3. Над землёй трава,

Под землёй – малиновая голова. (Свёкла)

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют(Помидоры)

5. Лежат на грядке телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)

6. Красна, да не девица,

С хвостом, да не мышь.

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь)

7. Стоит Матрёшка

На одной ножке,

Закутана в одёжки.

Без счёта одёжек и все без застёжек. (Капуста)

8. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка).

9. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)

10. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

11. Плод на лампочку похож,

Но его ты не зажжёшь.

Жёлтый, сочный он, медовый,

Растёт на дереве садовом. (Груша)

12. Золотая голова-велика, тяжела.

Золотая голова-отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

13. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

14. Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Прежде чем загадать последую загадку, отгадку предлагается  детям пощупать руками и определить, что же лежит в мешочке.

15. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива!
Прячу в светлые перчатки
Золотисты початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней, я — …  (кукуруза)

Физкультминутка

«На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

Практическая часть:

1. Размять желтый пластилин, разделить на  «кукурузные зерна» и прикрепить к втулке, окрашенной в желтый цвет.

2. Вырезаем из цветной бумаги зелёного цвета листья кукурузы.

3. Прикрепляем листья к початку с помощью пластилина.

Приложение 2.

Консультация для родителей

«Значение загадок для решения задач словарной работы».

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в  трудовой, игровой деятельности и в быту.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Загадка  – это своего рода игра.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
Загадки, сравнение предметов целесообразнее применять в старшем дошкольном возрасте. Много таких эффективных приёмов было разработано Е.И. Тихеевой.

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Требования к применению загадок в целях развития словаря:

  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
  • загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дет, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
  • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом;
  • отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
  • придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;
  • загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Работа с загадками также применяется для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.

Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.

Источник информ: 1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/14/ispolzovanie-zagadok-v-rabote-s-detmi 

Приложение 3.

Конспект занятия познавательной деятельности детей в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие .

Задачи:

Образовательные: Продолжать тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закреплять знание о некоторых отличительных особенностях диких животных, их внешнем виде. Закреплять умение обобщать полученные раннее знания, делать на их основе выводы. Вспомнить с детьми свойства бумаги .(речевое и познавательное развитие)

Развивающие : Развивать внимание и наблюдательность, быстроту реакции. Развивать умение работать самостоятельно, взаимопомощь, сообразительность, аккуратность, логику. Продолжать учить детей работать с ножницами и клеем, соблюдая технику безопасности. (художественно – эстетическое, физическое)

Воспитательные : Воспитывать доброжелательное отношение к природе в целом, к диким и домашним животным в частности.

Материал : коврики, мультимедиа, ноутбук, мелодия к релаксации, звуки животных, схемы – дерево и дом.

Предварительная работа : беседы о животных, чтение сказок, рассказов, разучивание загадок, рассматривание книг, просмотр презентаций, изготовление поделок, подвижные игры.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Дети сидят на ковриках в кругу. Проводится релаксация. (запись по компьютеру) .

2. Игровой момент «Угадай, кто это кричит? ». Дети на слух угадывают звуки диких и домашних животных.

(стоят в кругу)

- собака, волк, кошка, лошадь, свинья, корова, медведь.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей) .

3.Загадывание загадок.

Воспитатель : О животных очень много есть загадок. Может кто-то из вас знает загадки о животных. Дети по очереди загадывают загадки про животных, а на мониторе появляются картинки отгадки.

- Молочком нас кормит вкусным,

Провожает взглядом грустным.

Без хозяина страдает.

Непослушных забодает.

- Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит …

- Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е! »

Травку щиплет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её …

- Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика - крючок.

Нежно-розовая спинка

Сплошь покрыта вся щетинкой.

- В нашем доме кто живет?

Молоко из миски пьет.

По ночам мышей гоняет.

Днем на лавке отдыхает.

- В сарае, в клетке он живёт,

Морковку сладкую грызёт.

Ох и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

- Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

- Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом

- А кто зимой бывает белым,

А летом серым

- Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавиц,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

4.Далее на доску вывешивается две схемы, нарисованные черным фломастером на белом листе. Игра со схемами : «Узнай и назови».

На одной схеме изображены дерево, а на другой дом.

- Как вы думаете, что могут обозначать эти схемы (дерево – это лес, там живут дикие животные, а дом – это человек, у него живут домашние животные)

- Где живут дикие животные? (в лесу)

- Почему их так называют (потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят жилища) .

- Где живут домашние животные? (они живут вблизи дома человека)

- Кто о них заботиться и как? (человек их кормит, поит, заготавливает корм на зиму, стрит для них специальные дома : будки, загоны, стайки) .

Дети берут карточки животных и делят их на две группы : диких животных помещают к картинке дерево, домашних к домику.

Давайте посчитаем, каких животных больше диких или домашних.

Дети делятся на 2 команды, где в первой дети рисуют домашних животных по выбору, а во второй – диких.

Приложение 4.

Консультация для родителей

«Загадка как средство развития логического мышления детей»

 Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован. Чаще всего загадка состоит из перечисления признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, вкус, цвет, звучание, движение. По указанным признакам и надо найти отгадку. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Разгадывание развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Загадки вызывают у детей интерес к миру, вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что это? Что из чего делается? Что чему служит? Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову, ребенок вводится в мир народной поэзии. Загадка приобщает детей к народному складу мышления. Одним из важных требований загадок для детей является их доступность. Чем больше определенных признаков указано в загадке, тем они конкретнее, точнее, тем она проще. Так в загадках о животных типичным признаком является голос животного. "На заборе сидит, Ку-ка-ре-ку кричит" (Петух). Решению помогает и рифмующаяся отгадка: "Встает на заре, поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это?" (Петушок) В загадке "Длинный хвостище, рыжий волосище, сама хитрища" указаны настолько типичные признаки, что безошибочно узнают лису. Успешно отгадывают дети загадки, в которых использован такой художественный прием, как сравнение, особенно если оно им хорошо известно, понятно. Загадку "Хвост крючком, нос пятачком." дети отгадывают легко: ведь им знакомо сравнение хвоста с крючком, а хвоста с пятачком. Тематика загадок для малышей ограничена их жизненным опытом. Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида: цвет, форма, величина; отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают: голос животного, чем оно питается, повадки и др..Таковы, например, загадки о кошке: "Мохнатенькая, усатенькая Молочко пьет, песенки поет." или "Мягкие лапки, А в лапках царапки" Загадки для малышей не должны быть очень подробными, т. к. много признаков ребенок не в состоянии запомнить. Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда просто сообщают отгадку. Привыкая к готовым ответам, дети теряют интерес к загадкам. Обучение отгадыванию загадок требует терпения. Главным условием правильного понимания детьми загадок является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. Помимо фактических знаний, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слов. Обучение языку должно связываться с непосредственным восприятием ребенком окружающего мира. Например, о солнышке можно сказать, что оно ласковое, доброе, приветливое, оно улыбается людям. Источником знаний детей является и художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом. точным и образным. В народных сказках волк характеризуется как зубастый, из-за угла "хватыш" и в загадке "Серый брат из-за угла хват". Нужно приучать ребенка вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, примечать образные выражения. СПОСОБЫ ИЛИ ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК. 1. приучать детей слушать загадку до конца запоминать ее во всех подробностях 2. научить рассуждать при отгадывании. Загадку " Угадайте что за шапка? Мехе целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызет кору" маленький ребенок может отгадать, рассуждая вместе с взрослым. 3. предлагая детям загадку с рифмующейся отгадкой, важно при чтении текста передать его ритмическую структуру.. "Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я ....(капуста). 4.если загадка с дополнительным звуковым признаком, то ключом к отгадыванию может быть образная форма ее преподнесения. Если в загадке "Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу" не выделить звукоподражание, то загадка вызовет затруднение. Найти с детьми приемы отгадывания загадок - значит научить понимать логический механизм загадки, в результате которого у детей постепенно приобретается навык логического рассуждения.

Приложение 5.

Консультация для родителей:

«Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста»

Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Загадка - это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию».
Загадки - описания (3-4 года).
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки.

РЕКЛАМА

Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.
Птицы: ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи. - М., «Просвещение»,1981 г.
2.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок». - Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г.
4. Сборник загадок (сост. М.Т. Карпенко). - М., «Просвещение», 1988 г.
5. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1996 г.
6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1995 г

Приложение 6.

Конспект занятия в подготовительной группе

объемная аппликация «Комнатные растения: орхидея»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о комнатных растениях

2. Продолжать учить детей развивать творческую деятельность через

аппликацию.

3. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях.

4. Способствовать формированию представлении о значимости комнатных

цветов;

5. Развитие творческих способностей детей.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование и материалы:

Трафареты цветка орхидеи, простые карандаши, ножницы, зеленый карандаш, клей, цветная бумага, Музыкальное сопровождение: классическая музыка – Мелодия для цветов.

Предшествующая работа:

Проведение тематической беседы «Комнатные растения»

Просмотр видео материала «Как ухаживать за комнатными растениями»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Воздух очищают, Создают уют. На окнах зеленеют и зимой цветут?

ДетиКомнатные цветы.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.

(рассматривание комнатных растений на картинках)

Комнатные растения, ребята, большие путешественники.

Все они прибыли к нам из теплых, жарких стран, где нет холодов, морозов.

В нашем краю зима морозная, поэтому теплолюбивые растения погибнут.

Эти растения растут у нас в цветочных горшках, в теплых комнатах.

Ребята, а зачем нам комнатные растения (ответы детей).

Да, ребята, живые цветы в – это не только красота и уют, но и польза.

Во-первых, украшение для помещения.

Во-вторых, отдых для глаз и нервной системы, так как зеленый цвет успокаивает.

В-третьих, комнатные растения выделяют фитонциды, при солнечном свете вырабатывают кислород, увлажняют воздух.

Назовите растения, которые находятся в группе.

Воспитатель: А сейчас хочу предложить вам игру «Собери цветок».

(собирают стоя около стола)

Нужно из разрезных деталей собрать изображение комнатного растения.

У многих из нас дома есть такой цветок как «Орхидея».Давайте сейчас мы его рассмотрим на фотокартинках.

Из каких частей он состоит?

• Лист, стебель, цветок.

Рассмотрите листья, какие они?

• Крупные, широкие, зелёные.

Что можно сказать о цветах «Орхидеи»?

• Цветы крупные, расположены на стебельках, они разных цветов.

Создание аппликации комнатного цветка «Орхидеи».

Воспитатель: Предлагаю вам сделать аппликацию цветка «Орхидеи» .

Показывает готовую аппликацию цветка.

Посмотрите, как вы будите выполнять работу.

Провожу показ выполнения аппликации «Орхидеи»:

-Лист вырезаем из прямоугольника.

-Стебель для цветов:рисуем зеленым карандашом.

-Композицию цветка собираем из 3 разных частей, предварительно обводим их по трафарету.

-Собираем композицию из отдельных частей.

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

Наши алые цветочки Раскрывают лепесточки. (сжатые в кулачки пальчики разжимаются)

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (движения кистями рук из стороны в сторону)

Наши алые цветки Закрывают лепестки, (пальчики сжимаются в кулачки)

Тихо засыпают, Головками качают. (движения кулачками вверх-вниз) /Т. Ткаченко/

Выполняется работа детьми за столами.

Дети вырезают заготовки, выкладывая их на картон.

Работа детей сопровождается классической музыкой – «Мелодия для цветов».

Воспитатель: Мы выполнили сложную работу. Предлагаю оформить выставку из ваших работ для родителей. 

Рефлексия:

1. Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось?

2. Что нового узнали?

3. Зачем люди разводят комнатные растения?

Приложение 7.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе: «Волшебная птица» аппликация

Цель: научить детей выполнять аппликацию по образцу, используя бросовый материал (листья различных деревьев, перышки, шапочки желудей). Формировать интерес к данному виду труда.

Задачи:

Образовательные: учить передавать образ сказочной, волшебной птицы, закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение.

Развивающие: развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них, а также развивать внимание, зрительный контроль действия рук.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, уважение и интерес к культуре русского народа и народов мира, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Материал и оборудование: образец «Сказочной птицы», иллюстрации птиц, аудиозапись «Голоса птиц». Цветной картон, бросовый материал, клей, ножницы, салфетка.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Жар-птица и Василиса-царевна», «Конек-Горбунок» и др.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем добрые слова приветствия друг другу и нашим гостям.

Дети выполняют с движениями.

Чтобы утро добрым стало, мы друг другу улыбнемся,

Чтобы утро светлым стало, дружно за руки возьмемся,

Чтобы день прошел отлично, обещаем ты и я,

Не ругаться, не сердиться, потому, что мы друзья!

Звучит музыка песни «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ребята, слышите? Какая красивая мелодия! Вы узнали ее? Конечно, под эту музыку к нам всегда приходит сказка. Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по страницам сказок.

По извилистой тропинке мы пройдем –

Книгу Сказок непременно мы найдем!

(берутся за руки и идут цепочкой за воспитателем)

 Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

И за мной, и за тобой сказки бегаю гурьбой,

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

(находят книгу сказок)

- Ребята, любите ли вы сказки? Насколько любите, я догадываюсь. А вот насколько вы их знаете?

- Сейчас я буду зачитывать фразы из сказок, а вы должны будете угадать, откуда эта фраза - из конца, начала или середины сказки. Разговаривать мы с вами будем жестами: если это начало сказки, то правую руку нужно просто поднять; если это из середины сказки - ладошки обеих рук повернуты ко мне; если это конец, то ладошки нужно сложить вместе.

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«Молочная речка, кисельные берега…»

 «Вот и сказке конец….»

«Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы…»

«И я там был. Мед пиво пил.»

«Жили-были…»

- Правильно. Не зря мы с вами столько сказок прочитали

Тема нашего занятия «Волшебная птица».

Ребята, я хочу, чтобы вы сегодня изобразили свою сказочную птицу, но сначала я предлагаю вам посмотреть на мою сказочную поляну, где собрались самые разные птицы (дети рассматривают птиц). Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствуют образ птицы, он несёт с собой людям счастье, свет, удачу.

Пальчиковая гимнастика: Птички-невелички (по музыку)

Воспитатель:  Я приглашаю  Вам пройти в «Сказочную мастерскую»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами

-Не оставлять ножницы раскрытыми;

-Не подходить к товарищу во время работы;

-С ножницами нужно работать, сидя за столом;

-Класть ножницы кольцами к себе;

-Следить за движением лезвий во время резания;

-Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;

-После работы класть ножницы на свое место, чтобы точно знать, где их можно взять в следующий раз;

-Использовать ножницы по назначению.

 (самостоятельная творческая деятельность детей).

Гимнастика для  глаз

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Организация выставки.

Практическая часть: каждый самостоятельно мастерит волшебную птицу, обращая внимание на образезц.

Рефлексия: Что было самое трудное?        

Воспитатель: Мне кажется , что ваши птицы несут  на своих крыльях удачу в делах, радость,  мир в  каждый дом. Вы можете подарить ее тому, кому захотите.

- Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)

Приложение 8.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе: «Макет улицы» конструирование.

Цель: развивать у детей способность ориентироваться в составных частях и разметках дороги, понимать схематичное изображение объектов, пользоваться условными знаками.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое.

Задачи:

Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации.

Проверить знания правил дорожного движения, дорожных знаков. Продолжать формировать осознанность безопасного поведения на дорогах.

Активизировать процессы мышления, внимания, речи детей.

Вступительная беседа

Здравствуйте ребята! А я сегодня успела побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете? Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.

Правило №1. Где можно переходить дорогу? (ответы детей)

Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показать знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это - подземный. Он обозначается вот так (показать знак).

Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? (ответы детей)

«Красный человечек» означает«стойте!», а «зелёный человечек» означает«идите!»

Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.

Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам.

Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно. Это правило №6.

Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить,что:

Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились?

Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово!

Воспитатель. Ребята, ко мне подошли воспитатели младших групп. И рассказали, что малыши учат правила пешехода, а где тренироваться им в соблюдении правил дорожного движения не знают. Я подумала, а что, если нам с вами построить улицу. И этим мы сможем помочь малышам и их воспитателям. Вы поддержите мою идею? Я рада, что вы согласились помочь им.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Дети готовят проспект улицы с проезжей частью, расставляют дорожные знаки, светофор, макеты зданий (школы, детского сада, больницы, библиотеки, магазина, 5 домов, деревья (5 хвойных и 5 лиственных, искусственные цветы.

Наш проспект готов. Как вы думаете, смогут ли на нем малыши тренироваться в соблюдении правил дорожного движения? Почему? Чему должны научиться малыши? Переходить улицу и ходить по тротуарам. У нас есть пешеходные переходы? И есть тротуары? Значит, малыши смогут научиться переходить дорогу и ходить по тротуарам. Какое чувство вы испытываете, построив этот проспект.

А у меня чувство гордости за вас, что вы захотели помочь малышам и построили такой замечательный проспект.

Мы закончили строительство проспекта.

Воспитатель надевает форму ДПС.

- Воспитатель. А теперь я буду сотрудником ГИБДД. Меня уполномочили принять у вас экзамен по правилам дорожного движения.

Выдаются билеты с цифрами от 1 до 12.

Воспитатель. Подготовьтесь к экзамену. Сядьте удобно. (Дети берут билеты). Я буду называть цифры, тот, у кого эта цифра, слушает внимательно вопрос и отвечает на него. Принимается только полный правильный ответ. Если вы согласны с ответом товарища, поднимаете карточку зеленого цвета, если нет – красного.

1. Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге? (светофор)

2. Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (наземный, подземный, надземный)

3. Какой самый безопасный? (подземный)

4. С кем и как нужно переходить дорогу? (с взрослыми, держа их за руку)

5. Что такое регулируемый перекресток? (на перекрестке, где есть светофор или регулировщик)

6. Как нужно переходить дорогу по регулированному переходу? (на зеленый сигнал светофора)

7. Где нужно переходить дорогу по не регулированному переходу? (где есть знак пешеходный переход или зебра)

8. Как вы будете переходить дорогу при двустороннем движении? (посмотреть налево, а дойдя до середины - направо)

9. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (водитель не может сразу остановить машину)

10. Почему зимой на улице надо быть предельно внимательным и осторожным? (на скользкой дороге тормозной путь машины больше)

11. Как нужно обходить машины, стоящие около тротуара? (только сзади, чтобы видеть идущий за ним транспорт)

12. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару с правой стороны).

13. Где должны играть дети? (на игровых площадках)

14. А если по близости нет игровых площадок? (в местах, где нет машин)

15. Какие виды дорожных знаков вы знаете? (запрещающие, разрешающие, информационно – указательные, предупреждающие)

Воспитатель. Сегодня вы сдали первый экзамен в своей жизни.

Кто не смог ответить на вопрос с первого раза, не расстраивайтесь. Вы тоже молодцы, у вас есть знания, но надо еще немного подучиться. Поздравляю вас Социально-коммуникативное развитие. Специальное моделирование ситуации общения.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: дети, кому помогли? Как помогли? Вам понравилось помогать?

Источн. Информ: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-pd-1231651.html 

Приложение 9.

Итоговая интеллектуальная игра-викторина

в подготовительной группе.

Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить полученные знания детьми в подготовительной группе. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой.  

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей играть в интеллектуальные игры, соблюдать правила игры, уметь слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- продолжать развивать у дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности;

- побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворенность).

Воспитательные:

- продолжать воспитывать у детей интерес к интеллектуальным играм;

- формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

- «Речевое развитие» (связная речь, коммуникабельность);

- «Социально-коммуникативное развитие» (игра, нравственное воспитание).

Оборудование и материалы:

Ноутбук  и презентация,  канцелярские принадлежности (фломастеры, карандаши, альбомные листы), д/и «Поставь знак»,  Д/и «Составь слово», д/и «Числовые соседи», д/и «Разрезные дорожные знаки», д/и «Что на обед», пеналы для звукового разбора слова (с синими, зелеными и красными квардатиками)

Ход игры:

Ведущий: Сегодня мы с вами проводим итоговую интеллектуальную игру! Ребята, я приглашаю вас подойдите к столу для жеребьёвки. (Дети достают из мешочка фишки 3 цветов – красные, желтые и синие). Кому достался красный цвет – команда «Умники»,  желтый цвет – команда «Знайки», кому – синий – команда «разУмники». (Дети занимают свои места по командам). Команды, посоветуйтесь и выберите себе капитана.

А теперь послушайте правила игры.

Игра состоит из вопросов, на которые вы будете отвечать, поэтому вы должны быть очень внимательными, и хорошо подумать, прежде чем отвечать. И так, мы начинаем!

1. Начнём мы нашу игру с разминки:

Если дерево выше куста, то куст …? (Ниже дерева.)

Если сестра старше брата, то брат …?  (Младше сестры)

Март - второй месяц весны? (нет, первый)

Третий осенний месяц? (ноябрь)

Когда падает снег? (зимой)

Сколько времён года? Назови их. (4: зима, весна, лето, осень)

Сколько месяцев в году? Назови их. 12

Сколько дней в неделе? Назови их. 7

Рот у птицы? клюв

Что вырастает весной, а опадает осенью? листья

На чём путешествовал Емеля? На печи

Дом для машины – это…( гараж)

Дерево с белой корой? (Берёза.)

Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо)

Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют)

Этап разминки закончился и дальше с вами будут играть герои!

Итак, первым с вами хочет поиграть….отгадайте кто?

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?  (Незнайка)

1) Назови соседей числа (Д/и «Дракончики» соседи числа)

2) Из чего состоит задача? (из условия и вопроса)

Придумай задачу и запиши решение.

А теперь решите задачи от Незнайки!

•        «На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? » (4) .

•        «У бабушки Даши внучка Маша, внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? » (двое).

•        Банан разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2 разреза)

5. Дети давайте вспомним, какие бывают знаки сравнения  ( < ;   > ;    = ) и расставим их правильно. Д/и «Больше, меньше или равно»

3. И так следующий туру нас пройдет…а вот с кем, вы узнаете, отгадав загадку!

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?                            (Буратино)

1.вопрос для всех: Что такое звук? И Что такое буква?

2. Сколько букв в алфавите? (33)

3.Сколько гласных букв в алфавите? Назовите их. (10)

4.Сколько согласных букв в алфавите? (21)

5.Игра «Посчитай слоги»

ТЕЛЕВИЗОР(4),МАГАЗИН(3),

ПОДОРОЖНИК(4), ЖУК(1)

ВОДОПАД(3), ЛАМПА(2).

6.Д/и «Что в холодильнике»

7. Д/и «Напиши слово» + звуковой анализ слова

4. Буратино благодарит Вас за правильные оветы

Посреди густого леса

Нет ни дома, ни навеса,

А в берлоге тесно ведь,

Вот и спит зимой … (Медведь)

Ребята я думаю - это Олимпийский мишка! И он хочет, чтоб мы с вами сделали Олимпийскую разминку.

 Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

5.Молодцы! а нас ждет следующий герой !

  Что за зверь лесной

    Встал как столбик под сосной

    И стоит среди травы -

    Уши больше головы. (Заяц)

1.Какие два вида деревьев вы знаете? (хвойные и лиственные) .назовите хвойные и лиственные деревья?

2.Назовите лесные грибы?

3. какие лесные ягоды вы знаете?

4.Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей кто- это?

5.Сколько ног у паука? (8)

6.Какая птица лечит деревья? дятел

7.Какое растение помогает вылечить рану? Подорожник

8. что за растение жжет без огня? Крапива

9. Индюк – это человек, живущий в Индии? (нет, это домашняя птица)

6. Молодцы, ребята! Идем дальше!

 На посту своем стоит,

 За порядком он следит.

 Строгий смелый офицер.

 Кто он?           (Милиционер)

Посмотрим, какой вопрос нам задаёт милиционер.

1.Где надо переходить дорогу? (на перекрёстке, где светофор, на пешеходном переходе- зебре, там, где знак перехода)

2. Где должны ходить пешеходы? (тротуар, обочина)

3. На какой свет светофора должен переходить человек?   (зелёный)

4.А теперь задание на скорость. Вам нужно быстро и главное правильно выложить дорожный знак.

7.Молодцы ребта! У нас с вами остался последний раунд!А кто подготовил для вас вопросы угадайте?

 Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.  (Дюймовочка)

Вопросы от Дюймовочки:

1.Какие два вида сказок вы знаете? (народные и авторские)

2.Назовите жанры литературных произведений. (сказка, стих, рассказ, пословици, загадки)

А сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок, а вы мне скажите название этой сказки.

3. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

("Двенадцать месяцев"  С. Маршак)

4. Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.

Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:

- Пр-равильно придумал. Пр-равильно. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчонка ободранная за ними попрыгивает.

 ("Серебряное копытце" П. Бажов)

5.И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинешенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали. Бежала она, сколько сил хватило, и вот стало уже вечереть, увидела она маленькую избушку и вошла в нее отдохнуть. А в избушке той все было таким маленьким, но красивым и чистым, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а было то их семеро, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то есть. (Белоснежка и 7 гномов)

Ведущий: Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Приложение 10.

Конспект занятия по художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе: «Коньки» прикладное творчество.

Цель: развивать художественный вкус, фантазию при создании коньков.

Задачи:

1. Закрепить у детей навыки обводки, совершенствовать навыки работы с ножницами, а так же кистью и клеем.

2. Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками.

3. Закрепить умение у детей осторожному обращению с ножницами.

Материал: трафарет коньков, белые альбомные листы А4, клей и кисть, ножницы, шерстяные нитки, палочки эскимо, цветные карандаши или восковые мелки, простой карандаш.

Методы и приемы: художественное слово, показ иллюстраций, объяснение и разъяснение, рассматривание, физическая минутка, самостоятельная работа детей, выставка детских работ.

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта; чтение художественной литературы; просмотр презентации о зимних видах спорта.

Ход занятия:

1. вводная часть

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Зима) Какие зимние развлечения вы знаете? (катание на санках, лыжах, коньках). Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Как же так случается,

Вода в лёд превращается?

Почему зимой природа

Замораживает воду?

Это всё мороз — проказник

Нам зимой устроил праздник.

Ну а мы, безумно рады,

Покататься нам отрадно

По блестящей глади льда

На коньках туда — сюда.

Только как мне развернуться,

Чтоб на льду не растянуться?

Падают на льду ребята,

И успехов маловато.

Долго ездить мы учились,

Всё ж, немного наловчились.

И кататься целый день

Нам теперь совсем не лень.

Наши резвые коньки режут зеркало реки.

Раскраснелись все от смеха,

Для ребят коньки — потеха! (автор: Соколенко Т.)

Упражнение: «Дополни предложение» (игра со «снежком»)

- Катается на санках …саночник.

- Катается на бобслее…бобслеист.

- Катается на лыжах…лыжник.

- Катается на лыжах с гор… горнолыжник.

- Спускается с горы на сноубординге … сноубордист.

- Бежит на лыжах и стреляет из винтовки… биатлонист.

- Занимается фигурным катанием… фигурист.

- Катается на коньках…конькобежец.

Посмотрите какие бывают коньки. Они состоят из стойки, «стакана», лезвия и ботинка. А мы сможем с вами смастерить коньки? Что нам для этого понадобится?

2. основная часть

Для начала на альбомных листах по трафарету обводим коньки простым карандашом. Затем вырезаем ножницами получившиеся коньки. Разукрашиваем два получившихся конька одинаково восковыми мелками или цветными карандашами. Затем складываем пополам, расположив на месте лезвия – палочку от эскимо, и склеиваем две стороны одного конька.

Физкультминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

С помощью дырокола сделаем гнёзда для шнуровки и проденем шнурки (шерстяная нитка).

3. рефлексия

 Ребята, что мы с вами смастерили? Какие коньки у нас получились? Вам было легко или сложно делать коньки? Что оказалось самым сложным?

Выставка детских работ, совместный просмотр и оценка выполненных работ, поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы

Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы по восьми образовательным областям: "Социализация", "Безопасность", "Труд", "Художественной творчество", "Здоровье", "Комм...

Проектная модель художественно-эстетического развития дошкольников (подготовительная группа).

Основной задачей данной программы является воспитание творческой личности. Фундамент такой личности закладывается еще в дошкольном возрасте, т.к.  дошкольные годы сенситивны для творческого разви...

Информация для родителей "О математическом развитии дошкольников подготовительной группы"

Информация для папок-передвижек в раздевальную комнату (материал взят из интернета)...

Организации речевого развития дошкольников подготовительной группы

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе. ...

Организация речевого развития дошкольников подготовительной группы.

Материал содержит основные задачи познавательного и речевого развития дошкольников. Особенности речи детей 6го года жизни....

Самообразование по теме: "СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Подготовительная группа 2018 – 2019гг

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важну...