Мастер- класс с педагогами «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
методическая разработка
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._master_klass_spedagogami_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Бекетовский детский сад «Колосок»
мастер- класс с педагогами по теме
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Провела : воспитатель Косарева Татьяна Сергеевна
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи: продемонстрировать участникам мастер – класса практические знания по экспериментальной деятельности детей дошкольников и дать возможность применить ее на практике;
Показать как можно использовать методы экспериментальной деятельности не только в искусственно созданной лаборатории , но и по средствам путешествия в сказку.
Ход работы:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Косарева Татьяна Сергеевна, и воспитатель Бекетовского детского сада «Колосок». И сегодня мы с вами поговорим об экспериментальной деятельности дошкольников.
-Любой ребенок он в восторге от экспериментирования. Почему?! Да потому что дети – это прирожденные исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемных ситуаций. И в определенный момент самым любимым словом ребенка становится слово «почему?»
Именно в экспериментальной деятельности есть возможность проявить максимум творческой энергии: придумал гипотезу, воплотил, получил результат.
На самом деле, всё, чем занимается ребенок, большая часть времени - это проверка его собственных гипотез на практике: интересно, а что будет, если бросить чашку на пол, а что будет , если прыгнуть в лужу, а сломается ли машинка, если я на нее встану и прокачусь?
Дети исследуют этот мир через свой непосредственный опыт, потрогать, понюхать, попробовать. Он изучает все как может и чем
может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Ну и , конечно, хочется спросить, как мы можем помочь этим юным эстество испытателям от их безудержной деятельности. Правильно, направить их энергию в нужное русло и предложить им стать маленькими учеными и поэкспериментировать в своих лабораториях.
В своей практике я обратила внимание на то, что типовые занятия по экспериментальной деятельности «приедаются» детям, становятся однотипными, скучноватыми. И , чтобы разнообразить работу, я открыла для себя такую педагогическую находку, как можно использовать методы экспериментальной деятельности не только в искусственно созданной лаборатории, но и по средствам путешествия в сказку или историю.
Думаю, никто не станет спорить, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку дети обучаются и развиваются, воспитываются.
И если в экспериментальную деятельность мы введем сказочных персонажей, таких же любознательных выдумщиков и фантазёров, то они сразу напомнят детям самих себя. Они выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети.
Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне. И тогда интерес к экспериментальной деятельности не пропадет у детей до конца занятия.
Внедрение опытов по сказке в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Все опыты и эксперименты представленные на слайдах, проведены с использованием сказок: авторских и сочинённых педагогом вместе с детьми, или дома вместе с родителями.
Параллельно проводила работу по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки. Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс я использовала различные формы работы : наглядный материал,проводила индивидуальные и групповые консультации. Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми «Опыты с бумагой», с яйцом, водой, магнитом, воздухом, песком.
Родители с удовольствием сочиняли свои сказки из серии «Мой домашний робот», а также воплотили своих роботов в своем творчестве.
Таким образом, применяя сказки в экспериментальной деятельности дети лучше усваивают новую информацию; а так же закрепляют ранее полученные знания.
Уверена, что впуская сказку в экспериментальную работу, позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Экспериментальная деятельность дошкольников через сказку «Золушка»
- Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы узнаете, когда отгадаете загадку:
1 слайд.
Мачеха, сёстры её не любили:
Над ней издевались, работой морили.
Но как это в сказках обычно бывает,
Бедную девушку принц повстречает.
Её он полюбит, и время настанет,
Когда замарашка принцессою станет.
ЗОЛУШКА.
2слайд.
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. А давайте поможем Золушке попасть на королевский бал, поможем выполнить все задания!
3слайд. Злая мачеха высыпала в одну тарелку_соль и перец и перемешала. И велела разделить всю крупу по разным тарелкам. Подумайте, как это сделать за короткое время.
1опыт. Нам понадобиться: воздушный шарик, шерстяная ткань, перец, соль, салфетка, ложка.
Но, чтобы надуть воздушный шарик не будем , коллеги, прибегать к детскому способу, а надуем его более научным путем, это будет, более гигиенично, сохранив при этом и губную помаду. Есть какие-нибудь предложения?
Правильно, нам понадобится пищевая сода и уксус, воронка. Проводится опыт.
Научное объяснение: как только сода из шарика попадает в бутылочку с уксусом, то начинается сильная химическая реакция, в ходе которой активно выделяется углекислый газ, благодаря которому и надувается наш шарик.
При трении шарика о шерстяную ткань воздушный шарик приобретает заряд, наэлектризовали шарик. Частички_перца_притягиваются к заряженному шарику, в атомах соль частицы перемещаются гораздо медленнее, чем в атомах перца, из-за чего соль остается лежать на тарелке.
4 слайд. Мачеха велела Золушке спасти ее любимые цветы, которые завяли. И чтобы спасти живые цветы, их просто нужно полить водой. Но Золушка никак не могла понять, как справиться с этим заданием, ведь цветы у Мачехи не были живыми, они были сделаны из бумаги.
2 опыт. Что нам понадобится: заготовки цветы, аккуратно с помощью карандаша загибаем к центру цветка, в емкость с водой кладем наши бумажные цветы. Бумага впитывая воду, расправляет лепестки. Проводится опыт.
Научное объяснение: Сама бумага состоит из древесных волокон и целлюлозы. Бумага прекрасно впитывает воду, древесные волокна набухают и становятся толще, распрямляя деформированный участок конструкции.
5слайд. Пока Золушка поливала цветы, она услышала королевский салют и веселую музыку. Ей тоже захотелось увидеть салют, но дворец был очень далеко и она, к сожаленью только слышала его залпы. И тогда, Золушка решила для себя самой сделать что-то веселое и интересное. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.
3 опыт. Нам понадобится: в вода (¼ стакана) добавляем гуашь или пищевые красители, чтобы получился насыщенный цвет, теперь добавляем жидкое мыло, соду. И теперь все вместе добавляем лимонную кислоту. Проводится опыт.
Научное объяснение: при взаимодействии соды и лимонной кислоты образуется газ, который выталкивает пену, окрашенную красителем.
От такого красивого салюта все небо разыгралось такими красивыми красками. И крестная Фея тоже прилетела посмотреть на такое красивое зрелище. Она взмахнула волшебной палочкой и в одно мгновение Золушка превратилась в принцессу и отправилась во дворец на бал.
Ну что, мои уважаемые коллеги, помогли мы Золушке? Справились с заданиями Мачехи? В этом нам что помогло?
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»
Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....
Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Мастер-класс: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....
мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении ...
Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...
Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...