Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
консультация по окружающему миру (средняя группа)
Мастер-класс: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 28 КБ |
master-klass.pptx | 528.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Мастер-класс.
Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Подготовил воспитатель:
Съедина Л.И.
2018 год
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Подготовил воспитатель: Съедина Л.И.
Опираясь на общие требования к содержанию образования (закон «Об образовании в РФ»), педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Саморазвитие личности ребенка возможно в деятельности, которая включает в себя не только его внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять поисково-исследовательской деятельности.
Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Учителя начальных классов обозначают проблему, что дети, приходя в школу, имеют недостаточные знания об окружающем мире, исчезли «почемучки» которые могли бы задавать вопросы, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого находить на них ответы. В связи с этим было принято решение углубленно работать над темой «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция всех пяти областей.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля). Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.
В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид - наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», «На что похожи осадочные породы»). Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. (например: «Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Педагог должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это дает педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.).
Широко применяются в данном опыте работы беседы для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?», «Что такое воздух?»).
В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу?», «Кто задаст самый интересный вопрос?». Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры-задания: «Рассмотри предмет», «Разложи образцы», «Найди больше отличий», «Кто заметит сходство». Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
Структура совместной деятельности состоит из пяти частей:
1. Вводная беседа - постановка исследовательской задачи, прогнозирование результата, повторение правил безопасности при проведении опытов. Для реализации первой части занятия необходимо использовать совместную деятельность педагога и детей – рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Педагогу необходимо развивать умение детей выдвигать гипотезы, предположения о свойствах исследуемого объекта. «Как вы думайте, почему течет вода? почему дует ветер? почему песок сыплется?» При формулировке гипотезы педагог учит детей использовать следующие слова: я считаю что, по моему мнению, может быть, предположим, допустим, возможно, что, и др. Рекомендуется использовать задания для тренировки умений по выработке гипотез и предположений: «Волшебник может исполнить ваше желание. В какой предмет вы бы превратились и что о нем можете рассказать?», «Если бы вы стали ученым, какой опыт вы бы провели? С каким предметом? Что бы о нем узнали?» Детям необходимо придумать как можно больше гипотез (предположений), объясняющих, их желания и что бы случилось в результате.
2. Во второй части происходит выполнение запланированного эксперимента (опыта) и фиксирование результата (устное, практическое). Например, опыт «Какую форму примет вода?»: необходимо взять банку с водой и тазик. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода, выслушать все предположения детей - какой формы вода. Затем все предложенные детьми гипотезы необходимо проверить. В конце сделать вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
3. Третья часть включает в себя игру - дидактическую, малоподвижную или игру-забаву.
4. Четвертая часть: итог - рефлексия, обращение педагога к детям с целью выявить, какие новые знания были получены, какие трудности возникли в ходе занятия, и о чем дети хотели бы еще узнать, с какими материалами провести эксперименты (что понравилось больше всего?).
5. Пятая часть предусматривает творческое задание, выполняемое детьми в свободное время с педагогом или родителями, индивидуально или группой. В старшем дошкольном возрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Например, детям предлагается провести эксперимент с родителями («Вода испаряется», «Покажи родителям фокус»).
Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.
Для популяризации детского экспериментирования составляется план взаимодействия с родителями. Подбираются консультации для информационного родительского уголка. Составляются памятки по проведению опытов и творческих заданий в домашних условиях. Кроме этого родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые показы.
Таким образом, поощряя детскую любознательности, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
Мастер-класс: «Экспериментирование в детском саду» .
Подготовил воспитатель: Съедина Л.И.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности,а начнем со словесной игры «ДА-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.
«Лучше один раз увидеть-чем сто раз услышать»,-гласит народная мудрость
Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.
Сказка называется : «Путешествие любопытного цыпленка»
На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный.Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда ,зачем,где, почему? мама-курица просто перестала обращать на него внимание .Обидевшись,цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой водоём.Припекало солнце, ему захотелось пить и он подошел к берегу.
Он заметил ,что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.
Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы,но так как он не умел плавать ,ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам ,он увидел кусок коры дерева ,металлическую пластинку и кусочек пенопласта .
ОПЫТ 1С трудом опустив металлическую пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил, что они плавают.
Вывод: Предметы которые не тонут, легче воды, которые тонут тяжелее воды.
Но цыпленок знал, что поступает плохо, оставляя мусор в пруду и он начал, думать как можно достать металлический предмет не намочив свои крылышки и лапки?
ОПЫТ 2« Сквозь преграды».
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.
- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?
Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
ОПЫТ 3 Плывя на пенопласте по водоему он увидел, одни цветы были еще в бутонах, другие уже полностью раскрылись.
«Цветы лотоса» Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила для каждого бумажные цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).
- Почему это происходит? Бумажные волокна поглощают воду, они набухают и стремятся выпрямится, при этом лепестки открываются.
ОПЫТ 4 «Соломинка-пипетка». Переплыв на другой берег водоема, цыпленок сошел на берег. Идя вдоль берега, он увидел, что на берегу погибает рыбка без воды. И он задумался как можно ей помочь?
Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?
Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Цыпленок ,нагулявшись, решил вернуться домой. Тут он увидел, что перед ним большой ров, а моста по близости нет. Как же через него перебраться? Он посмотрел по сторонами увидел воду и волшебный порошок. Мы приготовим неньютоновская жидкость.
ОПЫТ 5 Неньютоновская жидкость - это жидкость, которая ведет себя не по правилам! Нам понадобиться 1,5 части крахмала и 1 часть воды!Высыпаем
Выливаем. Размешиваем! Обратите внимание на то, что размешивать в начале будет нелегко. Все! Неньютовская жидкость готова - можно играть!
Она пластична, двигается как живая!энергично катаем комок - жидкость становится твердой; на долю секунды расслабили пальцы - жидкость тут же растекается!При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.
Вывод: Если на эту жидкость с силой воздействовать,то она приобретает свойства твердого вещества. По этой жидкости можно даже бегать, но если замедлить действие, то человек сразу же погружается в жидкость.
Цыпленок заполнил ей ров и быстро перебежал на другую сторону. Когда он вернулся к маме-курице он рассказал о своих приключениях. И с тех пор все удивительные открытия они делали вместе.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Опытно исследовательская деятельность как условие развития познавательной активности дошкольников"
Эксперимент с детьми дошкольного возраста....
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников.
М. Монтессори отмечала: "Если понадлюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое созн...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не кон...
Мастер- класс с педагогами «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности....
Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....
- Мне нравится (1)