Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
методическая разработка
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matser-klass_dlya_pedagogov.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 32 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА БОЛДИНА»
(МБОУ «ЦО № 32»)
Мастер – класс для педагогов
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования:
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Отсюда и цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.
Задачи:
Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с дошкольниками.
Познавательная активность развивает инициативу, сообразительность,
самостоятельность. Она важна для ребёнка, так как формирует умения и
навыки исследовательской деятельности.
Поэтому и была выбрана мной тема:
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Метод проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательные и творческие способности, умения и коммуникативные навыки. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проект? (Ответы.)
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Чтобы вы запомнили структуру проекта сыграем в игру «Ромашка»
Игра «Ромашка»
На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя шесть П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).
По ромашке можно легко запомнить структуру проекта.
Для работы по своей теме мною была поставлена цель: Развивать познавательную активность дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
· Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.
· Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.
· Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
· Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.
· Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.
· Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной деятельности в детском саду.
Существуют следующие типы проектов:
- 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Я хочу вас познакомить с основными этапами метода проекта.
1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала по тематике проекта, включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самостоятельного выполнения).
4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Первый этап – "выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему который я использую – это модель "трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи.
Я приготовила таблицу, в ней три колонки с вопросами, сейчас мы ее заполним. Представьте что вы дети, и у вас в руках иллюстрации. Что на них изображено? Как это можно назвать одним словом? (профессии). Теперь ответим на вопрос - Что я знаю? И т.д. (заполняем таблицу).
Второй этап – реализация проекта.
Моя задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную), сбор и накопление материала по тематике проекта, домашние задания для самостоятельного выполнения
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка, а также его познавательной активности.
Уважаемые коллеги, назовите виды деятельности, которые могут использоваться для реализации этого проекта, опираясь на таблицу.
Переходим к третьему этапу – это образовательная деятельность, презентация, викторины, развлечения, выставки, фотоколлажи.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Уважаемые коллеги, на этом этапе мы оформим фотоколлаж. Его могут выполнять как дети, так и дети вместе со взрослыми. В роли взрослого могут выступать и родители и воспитатель. Сегодня его будут делать дети вместе с родителями, разбейтесь на две группы: детей и родителей.
У нас было много интересных игр, экскурсий, бесед о профессиях. Мы ходили в библиотеку, музей, аптеку, магазин. Я распечатала фотографии, ваша задача оформить наш коллаж. Рассортируйте фотографии. Подумайте, как мы можем назвать наш коллаж?
Молодцы, у нас получился красивый и интересный коллаж. Мы его повесим в холле детского сада, чтобы все могли увидеть наш город профессий.
Четвёртый, заключительный этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности. Цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты. Рефлексия – умение размышлять, проводить самоанализ.
Наш мастер-класс подходит к концу. И я прошу высказать свое мнение о нем. Вы видите карту мира. Мы педагоги всегда находимся в океане неизвестного и сегодня вы были первооткрывателями. В нашем океане появилось несколько новых островов: о.Пользы, о.Скуки, о.Познания, о.Бермудский треугольник. Мне бы хотелось, чтобы ваш корабль причалил сейчас к одному из них. Прислушайтесь, пожалуйста, к своим ощущениям и пришвартуйте свой корабль к острову и выскажите свое мнение. Благодарю всех участников и зрителей за активный и позитивный настрой. Надеюсь, что наша встреча была плодотворной для нас и для всех полезной. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»
Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....
Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...
Мастер - класс с педагогами ДОУ "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Данный мастер-класс ожет быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так к...
«Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Экспериментирование-как средство развития познавательной активности дошкольников.Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной актив...
«Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности дошкольников.Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной...
мастер-класс для педагогов "«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....