Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.
материал

Радченко Елена Анатольевна

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.

Данная справка была подготовлена в рамках аттестации учителя - логопеда на первую квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.1._1.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей предметно –пространственной среды, обеспечивающей: безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе коррекционной направленности для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    Для реализации Адаптированной основной образовательной Программы (далее АООП) в  МБДОУ детском саду мною была организована предметно - пространственная среда с учетом психофизиологических особенностей детей, имеющих тяжелые нарушения речи (далее ТНР), обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей.

     В кабинете используется легкая безопасная детская мебель, которая не травмирует ребенка: углы столов и стульев имеют закруглённую форму, острые углы комода обеспечены силиконовыми накладками. 

    Для обеспечения противопожарной безопасности кабинет оборудован порошковым огнетушителем.

    Для соблюдения санитарно – гигиенического режима в кабинете установлена раковина - перед индивидуальным занятием дети моют руки и лицо.

    На занятиях по постановке звуков я использую одноразовые стерильные перчатки, шпатели, зондозаменители.

    Согласно установленному графику проветривается и дезинфицируется кабинет (кабинет оборудован рециркулятором), систематически проводится влажная уборка поверхностей.

    Для положительного эмоционального восприятия кабинет оформлен в приятных пастельных тонах, насыщен эстетически подобранными предметами и материалами.

    Для обеспечения психологического комфорта детей общение с ними я выстраиваю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Создаю условия для их эмоционального благополучия, поддерживаю в группе позитивную атмосферу, проявляю уважение к человеческому достоинству, переживаниям и потребностям детей. В общении с ними использую доброжелательный тон, выразительную интонацию голоса и мимику лица. Большое значение уделяю своему внешнему вид. Использую деловой стиль в одежде.

Для психологической разгрузки и релаксации (уединения) детей используется сенсорная комната, оснащенная современным оборудованием. Замечая у ребенка, например, агрессивное поведение, я организую совместно с педагогом- психологом занятия по коррекции этого состояния.

 1.1.2. Формирование образовательной среды для группы воспитанников. 

   В логопедическом кабинете создана образовательная среда с опорой на интегрированный подход с учетом требований, образовательных областей и видов детской деятельности.

   Образовательная деятельность осуществляется в изолированном помещении – логопедическом кабинете. Освещенность кабинета соответствует уровню, при котором создается зрительный комфорт для детей. Кабинет условно разделен на три зоны (рабочая зона учителя- логопеда, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона).

   Зона индивидуальной работы для коррекции недостатков звукопроизносительной  стороны речи  и развития сенсо-моторной сферы.

   Зона подгрупповой работы для коррекции фонетико-фонематической, лексико- грамматической сторон речи, связной речи и подготовке к обучению грамоте.

   Рабочая зона логопеда для планирования коррекционно-образовательного процесса, заполнения необходимой документации, хранения учебно-методического материала.

   Все зоны оснащены необходимым оборудованием (методическим, диагностическим, дидактическими и игровыми пособиями, а также электронными образовательными материалам -  используется  ноутбк, проектор, принтер). Весь материал систематизирован мною по разделам, пособия пронумерованы по темам.  

   Всем условным зонам  логопедического кабинета присущи следующие свойства:

   Трансформируемость. Зоны подгрупповой и индивидуальной работы меняются мною в зависимости от формы организации образовательной деятельности, от цели занятия. Наглядно – дидактический материал (дидактические пособия, плакаты) легко снимается благодаря удобным приспособлениям и меняется в зависимости от лексической темы. Зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами. В кабинете используется легкая детская мебель, которую ребенок может передвинуть сам. Рабочее место может быть оборудовано как под одного ребенка, так и под 2-3х, а также для подгруппы детей.

   Насыщенность. Наполнение уголков (зон) игровой деятельности предусматривает одновременную игру нескольких детей

   Вариативность. В кабинете действует система вариативной атрибутики (по временам года сменяется оформление пространства, модули для дыхательной гимнастики), еженедельно меняются оформление по лексическим темам.

   Безопасность. Все игровые и дидактические пособия в исправном состоянии, имеют сертификаты качества либо одобрены к использованию на педагогическом совете МБДОУ.

   Доступность. Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках на уровне детей, обеспечивая свободный доступ и игру. Методическая литература и документация – в закрытых шкафах и на верхних полках шкафов.

   Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа развития ребенка, с учётом психофизиологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.1.3.  Осуществление образовательной деятельности в группе воспитанников.

   Осуществление проектирования образовательной деятельности происходит на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОУ) и Адаптированной основной образовательной Программы для детей с ТНР, разработанной на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В.Лопатиной.

   В основе моего перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей деятельности лежит комплексно-тематический подход, который обеспечивает наиболее успешное усвоение материала. Данный подход согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов. Лексический материал подбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимается во внимание зона ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

   Образовательный процесс в группе для детей с ТНР более индивидуализирован и имеет коррекционную направленность.

Специальное обучение ребенка начинается сразу же после проведенной диагностики, определения тяжести речевого дефекта и составления индивидуального плана работы. Для обследования всех компонентов речи мною используется диагностический инструментарий, например, альбомы для обследования звукопроизношения и лексико – грамматической стороны речи, папка с сюжетными картинками для обследования связной речи, фигурки животных, счетный материал и т. д..

      Дети с общим недоразвитием речи первого года обучения в большинстве случаев не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов внимания, памяти, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью детей на занятиях. В связи с этим я формирую две подгруппы в зависимости от состояния их речевых и неречевых возможностей.

     В группе первого года обучения я провожу два подгрупповых занятия в неделю:

- занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи и формированию связной речи,  

- занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению элементам грамоты.

    Продолжительность занятий не более 25 минут.

    В первый год обучения большее время я отвожу занятиям по исправлению нарушенного звукопроизношения. Это индивидуальным занятия и занятия в подвижных микрогруппах.

     В группе второго года обучения моя логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению грамотой.  Здесь я провожу три занятия в неделю продолжительностью не больше 30 минут, добавляется занятие по обучению грамоте. Продолжаю работу по исправлению нарушенного звукопроизношения.

    Во вторую половину дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по моему заданию.

     В своей работе я опираюсь на личностно-ориентированный подход: программный материал разделяю по разным уровням сложности, отношусь к каждому ребенку как к уникальной индивидуальности, реализую разные способы коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми.  На занятиях я использую слова одобрения, поддержки, создаю ситуацию успеха для ребенка.

      Осуществляя образовательную деятельность в группе воспитанников, я мотивирую их к участию в различных видах деятельности на основе поддержки свободного выбора видов активности, осуществляю педагогическую поддержку детской инициативы и самостоятельности.

      Занятия я разрабатываю с учетом:

- ведущей игровой деятельности детей: применяю разнообразные игровые пособия (перчаточные куклы, «пальчиковый театр», игрушки - герои популярных мультфильмов), ставлю игровую задачу для детей;

- возрастных особенностей: поскольку в этом возрасте у детей преобладает наглядно –образное мышление, я насыщаю занятие ярким наглядным материалом (плакаты, тематические картинки по лексическим темам, схемы для составления рассказов, наглядность на электронных носителях- презентации, фрагменты мультфильмов);

- зоны ближайшего развития ребенка (подбираю разные по степени сложности задания).

     Мною поддерживается положительная самооценка каждого ребенка, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях.

1.1.4 Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам их развития.

     Организовывая разнообразные формы работы с педагогами и родителями (законными представителями) по вопросам развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи, я опираюсь компетенции, которые должен учитывать в своей деятельности учитель-логопед.

    Так как родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, (согласно ФГОС ДО от 14.01.2014), я подготавливаю и включаю их в работу по решению коррекционно- воспитательных задач.  С целью активизации сотрудничества между родителями, логопедом и педагогами в детском саду организуются совместные мероприятия (творческие проекты, совместные праздники, выставки, конкурсы, акции).

    По запросу родителей и воспитателей я провожу дополнительное обследование детей. Приглашаю родителей группы на индивидуальные консультации с целью разъяснения структуры дефекта ребенка, способов помощи ребенку в коррекции нарушений речи, а также консультирую родителей детей общеразвивающих групп (по запросу, в консультативный день) с учётом их актуальных потребностей, проблем, интересов в области речевого развития своего ребенка. Транслирую свой опыт работы с детьми с ТНР на собраниях для родителей (законных представителей) и педагогов, составляю рекомендации, позволяющие педагогу учитывать индивидуальные особенности детей во фронтальной и подгрупповой работе. С целью повышения педагогических знаний родителей и интереса к процессу коррекции речи мною систематически обновляется наглядный материал на стенде «Уголок логопеда» в группе, ведется тетрадь по взаимодействию с родителями (законными представителями), где отражается индивидуальная работа с его ребенком. Взаимодействие с родителями осуществляется мною в том числе и посредством использования сетевых ресурсов (сайт детского сада, страница в телеграммканале).

    Для педагогов ДОУ мною организуются мастер- классы, консультации с целью повышения их компетенции по особенностям развития и воспитания детей с ТНР.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

План составления аналитической справки о результате личного участия педагога  в создании развивающей  предметно-пространственной среды....

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.

Аналитическая справкао результатах личного участия педагогав создании предметно – пространственной среды  в музыкальном зале....

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУ

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУПарфений Валентины ЕфимовныФамилия, имя, отчест...