Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.
материал

Бордак Елена Ивановна

 

Аналитическая справка

о результатах личного участия педагога

в создании предметно – пространственной среды  в музыкальном зале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_muz.ruk_.docx82.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№2 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

Аналитическая справка

о результатах личного участия педагога

в создании предметно – пространственной среды  в музыкальном зале.

(2017-2018; 2018-2019 уч. год)

Бордак  Е.И.

Музыкальный руководитель.

Санкт-Петербург

 2019

Аналитическая справка

Цель: изучение условий (РППС) для художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе  реализации ФГОС ДО. Характеристика групп: В ГБДОУ детский сад №2 Петродворцового района дети посещают группы общеразвивающей направленности, группы компенсирующей направленности со статусом  «Слабовидение», «Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения», «Сложные дефекты развития»

2017-2018 учебый год

Возрастной состав групп

Характеристика группы/

собенности физического развития детей

Гендерные особенности

Колличество детей группы

девочки

мальчики

Младшая группа

Группа общеразвивающей направленности

5

10

15

Средняя группа

Группа общеразвивающей направленности

12

15

27

Старшая группа

Группа общеразвивающей направленности

11

13

24

Старшая группа

Группа компенсирующей направленности «Слабовидение»

11

5

16

Подготовительная группа

Группа общеразвивающей направленности

9

11

18

Подготовительная группа

Группа компенсирующей направленности

«Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения»

7

7

14

Разновозрастная группа

«Сложные дефекты развития»

1

6

7

2018-2019 учебный год

Возрастной состав групп

Характеристика группы/

собенности физического развития детей

Гендерные особенности

Колличество детей группы

девочки

мальчики

Младшая группа

Группа общеразвивающей направленности

7

12

19

Средняя группа

Группа общеразвивающей направленности

16

7

23

Старшая группа

Группа общеразвивающей направленности

11

12

23

Старшая группа

Группа компенсирующей направленности«Слабовидение»

9

7

16

Подготовительная группа

Группа общеразвивающей направленности

13

16

29

Подготовительная группа

Группа компенсирующей направленности

«Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения»

10

7

17

Разновозрастная группа

«Сложные дефекты развития»

5

3

8

   

1. Безопасность и психологическая комфортность .

Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Предметно – пространственная среда музыкального зала содержательно насыщена, безопасна, эстетически привлекательна, соответствует санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарного надзора и возрастным возможностям детей. Электрические провода изолированы, соблюден световой режим, своевременно проводится проветривание и влажная уборка помещения.

Музыкальный зал укомплектован:

  • техническими средствами обучения: электронным фортепиано ,CD проигрывателем с колонками и микрофоном, ноутбуком и мультимедийным проектором с экраном.
  • детскими стульчиками, столом и скамейками, различными по высоте  с учётом возраста детей всех групп.
  • большим зеркалом, предназначенным для работы с детьми, надежно закрепленным на стене;

 В музыкальном зале нет острых колющих предметов, не используются игрушки, сделанные из стекла или имеющие острые грани. Музыкальный инструмент, оконные карнизы надёжно  закреплены. Музыкальные инструменты,игры и оборудование, используемые детьми в процессе музыкальной деятельности, полностью безопасны ,сертифицированы, соответствуют гигиеническим требованиям. Все они постоянно  осматриваются музыкальным руководителем; вышедшие из строя музыкальные инструменты отбраковываются и заменяются новыми. Костюмы для театрализованных игр сшиты из мягких материалов, в них не использована проволока, на них нет колющих  украшений. Звучание детских музыкальных инструментов соответствует требованиям охраны детского слуха, громкость звучания электронного пианино и музыкального центра для прослушивания музыкальных произведений в музыкальном зале  регулируется.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала соответствует возрастными возможностям детей. Образовательное пространоство оснащается атрибутами и оборудованием, которое характерно для  использования в том или ином возрасте, с точки зрения организации разных форм и видов детской музыкальной деятельности. 

Виды  детской музыкальной деятельности

Наполняемость ППС

Младший возраст

Средний возраст

Слушание музыки

Развитие слуха и голоса

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); куклы-неваляшки;

Презентации и музыкальные картинки к песням, выполнены на кубе и отдельные красочные иллюстрации по разным темам .

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);  фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик- семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

Игра на детских музыкальных инструметах

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком: органчики, шарманки;  игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

Погремушки, бубен, барабан, музыкальные шкатулки, деревянные ложки, дудочка, ксилофон, треугольник, металлофон. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Театрализация и музыкально-игровая деятельность

Ширма настольная с перчаточными игрушками би – ба – бо, театр картинок, настольный театр, пальчиковый театр. Маски – шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки – эмблемы, веночки, бусы, султанчики, корзиночки, элементы костюмов для ряжения.

Нагрудные знаки – эмблемы, султанчики, веночки, листочки, веточки, ленточки, искусственные цветы, флажки, платочки, косыночки, элементы костюмов для ряжения. Театр марионеток, варежковый театр, куклы с «живой рукой». Маски – шапочки, полумаски животных (дикие и домашние, взрослые и детёныши), маски сказочных персонажей, костюмы, элементы, костюмов, игровые атрибуты для  музыкальных игр. арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкально-ритмические движения:

танцы, упражнения и танцевальное творчество.

Платочки, кубики, флажки, обручи, искусственные цветы, погремушки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

Платочки, кубики, флажки, обручи, искусственные цветы, вертушки, новогодняя мишура, маракасики, ленточки на колечках и на палочках, цветные платочки, яркие султанчики. Осенние листочки, мишура новогодняя, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

Аудио записи музыкальных произведений

Самостоятельно созданные аудио записи (ЭОР)

набор программных аудиозаписей; Диски Суворовой Т.И., Сауко Т.И., Екатерины и Сергея Железновых . Аудио записи программных музыкальных произведений и сказок. Голоса сказочных персонажей, животных,птиц,игрушек, фонограммы для входа в зал,  не пугающие детей шумовые эффекты .

Записи классической и народной музыки, диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., «Ку- ко - ша», русских народных песен и мелодий, колыбельные песни, марши.

Подборка музыкального материала к сценариям праздников и развлечений.

Виды  детской музыкальной деятельности

Наполняемость ППС

Старший возраст

Подготовительный возраст

Слушание музыки

Развитие слуха и голоса

Портреты композиторов;  иллюстрации по теме «Времена года»; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.; музыкальные лесенки (пяти- и семиступенчатые);

Портреты композиторов;  иллюстрации по теме «Времена года» (выставляются сезонно)

картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Веселая пластинка», графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» , «Балет» и т. п.;  Музыкальные лесенки (пяти- и семиступенчатые);

Игра на детских музыкальных инструметах

Музыкальные ин-ты с фиксированным звуком: бубен, , треугольник, колокольчики, маракасы.

Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (ксилофон , металлофон,   аккордеон, флейта); народные трещетки,деревянные ложки. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;

Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком( арфа, детское пианино, ксилофон , металлофон,   аккордеон, колокольчики, треугольники, флейты и др.);   Народные инструменты трещетки,деревянные ложки,веерные ложки.спаренные ложки. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Театрализация и музыкально-игровая деятельность

Ширмы: настольная и ширма по росту детей; разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой;Маски сказочных персонажей,  костюмы птиц и зверей, веночки, бусы, султанчики, корзиночки, маски животных (севера и юга, дикие и домашние, взрослые и детёныши), ленточки, веночки, косыночки, платочки, флажки. атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др;

Маски сказочных персонажей,  маски животных (севера и юга, дикие и домашние, взрослые и детёныши), ленточки, веночки, косыночки, платочки, флажки.Костюмы сказочных персонажей, клоунов, животных диких и домашних, шапочки птиц, животных северных и жарких стран. маски сказочных персонажей, костюмы, элементы, костюмов, игровые атрибуты для  музыкальных игр. атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

Музыкально-ритмические движения:

танцы, упражнения и танцевальное творчество

Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик».Платочки,флажки, султанчики, гирлянды, искусственные цветы, веточки и листья, зонтики, вертушки, погремушки, плоскостные балалайки,  муляжные конфетки, скакалки, мячи; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону -листики, снежинки, цветы и т.д.) Гендерные атрибуты -  шляпы петрушек, пилотки, гюйсы, шлемы богатырей, мечи и т.д. для мальчиков; Шапочки  хлопушек, белочек, бантики на резинке, шляпки, пружинки - радуги, зонтики, кокошники, капоры и пр. для девочек.

 Музыкально-дидактические игры: «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», и т.д.; Гендерные атрибуты -  шляпы петрушек, пилотки, гюйсы, шлемы богатырей, мечи и т.д. для мальчиков;

Шапочки  хлопушек, белочек, бантики на резинке, шляпки, пружинки - радуги, зонтики, кокошники, капоры и пр. для девочек. атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам, атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

Аудио записи музыкальных произведений

Самостоятельно созданные аудио записи (ЭОР)

Записи классической и народной музыки, диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., «Ку- ко - ша», колыбельные песни, марши. Тематические презентации, голоса деревьев, фонограммы для входа в зал, игр и танцев, разные шумовые эффекты, театральные шумы  и пр.

Подборка музыкального материала к сценариям праздников и развлечений.

Записи классической музыки (аудио диски «Великие композиторы»,диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., Ерёминой Г.И., Дмитрия Воскресенского, Андрея Варламова, детских шоу - групп «Саманта»,«Барбарики», «Ку- ко - ша», «Волшебники двора»  и др.Записи русских народных песен и мелодий, колыбельные песни, марши, вальсы и др. Тематические презентации, голоса деревьев, фонограммы для входа в зал, игр и танцев, разные шумовые эффекты, театральные шумы  и пр.

Пространство музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (от темы, от формы и вида    деятельности), в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей:

  • Зал может трансформироваться в театральную сцену ;
  • Оформление музыкального зала меняется с учетом сезонных и тематических праздников. Используется

декорирование зала детскими творческими работами (детскими рисунками и поделками).

Игры, пособия, мебель в музыкальном зале полифункциональны, возможно использование их в разных видах детской активности.

  • Предметы  мебели, находящиеся в зале (стулья, скамейки) используются детьми для моделирования тематических ситуации (домик,  паровоз, автобус, лошадки и т.д.), палочки, обручи и ленты используются при обыгрывании пространства (домики, река, деление пространства и т. д.)
  • Большое зеркало в музыкальном зале предназначено для работы с детьми: над музыкально-ритмическими движениями, над речевым аппаратом в вокальной работе и в театральной деятельности.

Авторские пособия, игры, атрибуты для полифункционального (разнопланового) использования в разных образовательных областях , как степень личного участия музыкального руководителя Бордак Е.И. в создании ППС.

  • Игра «Фруктовая и овощная музыка» – используется как музыкально-развивающая, для создания шумового оркестра; для игры «собери фрукты»; для танцевальной деятельности; для музыкально-театральной деятельности.
  • Игра «Палочки- стукалочки» - для музыкально-развивающей коммуникативной игры, для музицирования на колокольчиках и металлофонах, для музыкально-двигательной деятельности.
  • Каталог иллюстраций - «о музыкальных профессиях», «настроения в природе», «настроения человека» - для иллюстрирования музыки по слушанию, для театральной игры, для творческой деятельности детей.
  • Две ширмы (большая и маленькая настольная )  - для театральной и игровой деятельности детей.
  • «Верёвочки -  мишуринки с бубенчиками» (двух цветов: синие и белые – по 7 шт.) – для музыкально-ритмической игры                 «верёвочки», для танцевальной деятельности, для музицирования, для коммуникативных игр.
  • Браслетики - «маракасы-орешки» с осенними листьями – для танцевальной деятельности (танец с орешками), для музицирования, для театральной деятельности, как элемент костюма («дубочки и орешки»)
  • Магнитная доска с игровым приложением «ритмические рисунки» - для музицирования и вокальной деятельности.

Игровой материал периодически обновляется, появляются новые предметы,  дидактический материал, атрибуты, стимулирующие     игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, с учётом изменения - сезонной тематики, доступного детям тематического материала и творческих потребностей, таким образом, развивающая среда является вариативной.

  • Для иллюстрирования и сопровождения музыкальной деятельности педагог использует мольберт, магнитную доску, ширмы, подставки для муз. инструментов и атрибутов, согласно программе, происходит смена иллюстраций, декораций, атрибутов, музыкальных инструментов и музыкального материала.
  • В музыкальных уголках, в группах каждые два месяца меняется музыкально-дидактический материал и атрибуты, согласно рабочему тематическому плану педагога и творческих запросов детей.

Психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале обеспечена следующим:

  • Помещение  музыкального зала просторное,  наполненно разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  • Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-сиреневого, салатового и белого цвета, присутствие допустимо ярких элементов отделки на центральной стене и на зеркале);
  • Личностно – ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми, наличие добрых традиций и приятных ритуалов: авторские песенки-«Песенное приветствие», «Песенное прощание», «Песенная похвала», «Круг хороших воспоминаний»;
  • Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, иллюстрации из знакомых и любимых детьми произведий,фотографиями с детских праздников)
  • РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать.  Пособия, атрибуты, музыкальные инструменты и т.д. находятся в свободном доступе.
  • Возможностью свободного общения детей и взрослых в совместной деятельности;
  • Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия;
  • Учитывается гендерная специфика: среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (атрибуты для танцев, костюмы, музыкальный материал);

Вывод: в музыкальном зале ГБДОУ детского сада №2 создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно-пространственная  среда музыкального зала построена в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ГБДОУ детском саду №2 Петродворцового района.

Образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие

Содержание образовательной области в детской

  музыкальной деятельности

2017-2018 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

2018-2019 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

Совместное пение, слушание музыки, музыкально-подвижные игры и творчество, освоение детских музыкальных инструментов, целенаправленность-желание перенести полученные знания в самостоятельную музыкальную деятельность.

восприятие музыки разного характера, формируется гендерная, семейная, гражданская принадлежность, позитивная установка к различным видам труда и творчества - своими руками; происходит формирование основ безопасного поведения в разных видах муз. деятельности.

Коммуникативные игры, танцы

*Картотека коммуникативных: танцев, музыкальных игр;

Хороводная игра с использованием различных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек, декораций, танцевальной атрибутики .

*Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора

*Шапочки героев и атрибуты к сказкам «Муха-Цокотуха», «Теремок»

Детский оркестр

* Изготовление атрибутов и шумовых музыкальных инструментов

Проведение праздничных и досуговых мероприятий

социально-коммуникативной направленности.

*Декорации к традиционным праздникам: «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «День победы»; Картотека игр на тему «Путешествие по городу»

Коммуникативные игры,танцы

*Атрибуты для коммуникативных танцев: «фетровые шляпки», верёвочки, палочки.

Хороводная игра с использованием различных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек, декораций, танцевальной атрибутики

*Атрибуты для девочек и мальчиков: розовый цветок и голубой цветок, платочки для танцевальной деятельности (синие и красные), кораблики оригами на палочках для мальчиков, ленты-ручейки для девочек, платки-метели для девочек, фонарики для мальчиков «гномов».

Подборка песенного материала и произведений для слушания

*Создание коллажей, мнемотаблиц и презентаций на тему используемого музыкального материала во всех возрастных группах;

Образовательная область.

Речевое развитие

Содержание образовательной области в детской

  музыкальной деятельности

2017-2018 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия-

2018-2019 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

Восприятия музыкальных произведений и беседы о музыке.Разучивания текстов песен и стихов.Театрализованная деятельность (создание выразительного словесного образа сказочного персонажа , используя театральные костюмы, куклы - би- ба- бо, различные виды театра)

 Речь с движением, песенные импровизации,творческие задания (музицирование со словом и инструментами, озвучивание с помощью музыкальных инструментов разных театральных этюдов, сказок и рассказов)

Народные песни ,хороводные игры способствуют развитию речи и словаря детей.

Картотека считалок, попевок,пальчиковых игр.

Логоритмические игры и танцы

*Подборка упражнений «Гимнастика для язычка»

Проведение досуговых театрализованных мероприятий  «Поход в музыкальный театр , концертный зал» , «Составление рассказа о музыкальной экскурсии» (старший возраст)

*Изготовление элементов театральных костюмов для театрализации

*Подборка материалов и создание авторских сценариев для тетрализации, фольклорных досугов.

Проведение развлечений «Театр на столе» (младший возраст)

*Изготовление настольной ширмы для театрализованной деятельности и муз-дид игр;

Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра

*Картотека фольклорных игр с музыкальными инструментами;

Знакомство с композиторами и жанрами в музыке

*Мнемотаблица «Песня. Танец.Марш.»

Развитие словаря эстетических эмоций

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра

*Презентация «Знакомство с музыкальными инструментами»  (старший возраст)

*Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (средний,старший возраст)

Распевки, попевки, потешки, стихи, загадки, чистоговороки.

*Подборка логоритмических,  рече- двигательных упражнений и игр;

*Музыкально-дидактические игры на развитие вокально-речевых и певческих навыков «Музыкальное эхо», «Музыкальные прятки», «Голосилка».

Образовательная область.

Художественно-эстетическое развитие

Содержание образовательной области в детской

  музыкальной деятельности

2017-2018 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

2018-2019 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

Во всех видах детской музыкальной деятельности происходит развитие творчества и музыкальности детей, становление эстетического отношения к окружающему миру, понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразитель- ного). Восприятие музыкальных произведений русской и зарубежной классической, народной, детской современной  музыки. Слушание музыки с подкреплением зрительным образом- художественными картинами. Знакомство с жанрами- опера, балет, произведениями художественной литературы, усиливающими эмоциональное восприятие музыкальных произведений в инструментальном исполнении и песен. Реализуется самостоятельная творческая деятельность детей.

Музыкальные ,подвижные, хороводные игры

*Картотека музыкальных игр и подборка музыкального сопровождения к ним;

*изготовление атрибутов и шапочек-масок к музыкальным играм «Колпачок», «Пугало», «Цветные карандаши Осени».

Проведение досуговых мероприятий и праздников художественно-эстетического направления. «Если видишь на картине...», «Театральная гостиная», «Играем в оркестре»;

*Изготовление декораций, костюмов, атрибутов;

*Создании и пополнении фонотек классической, фольклорной, качественной современной детской музыки.

*Создании и использовании презентаций для знакомства с композиторами, художниками, изобразительным и театральным  искусством. 

*Создание видеотеки:

«Театральное искусство. Знакомство с Балетом», «Театральное искусство. Знакомство с Оперой»;

Озвучивание с помощью музыкальных инструментов театральных этюдов, сказок и рассказов.

* создание графических партитур для использования в самостоятельной музыкальной деятельности, пополнение музыкальных уголков групп;

Игровые танцы и театрализованная деятельность

*Картотека игровых танцев и подборка музыкального сопровождения к ним;

 *Изготовление атрибутов для театрализации на различные темы: «Сказки», «Экология», «Цирк».

Проведение досуговых мероприятий и праздников художественно-эстетического направления «Осенние картины», детская опера «Теремок», мюзикл «Кошкин Дом», «Праздник танца»;

*Костюмы театральные (детские и взрослые): элементы детских костюмов( фартуки и шляпки «овощи и фрукты»),

костюмы «Осень»,  «Петрушка»,  животные (медведь, волк, заяц, лиса, мышка, лягушка, кот, ёж); атрибуты для танцев-ленты на палочках (старший возраст)и колечках (младший возраст),платочки, веночки из цветов и листьев.

Исполнение песен и слушание музыкальных произведений различной тематики

*Создание коллажей, мнемотаблиц и презентаций на тему используемого музыкального материала во всех возрастных группах;

Образовательная область.

Познавательное развитие

Содержание образовательной области в детской

  музыкальной деятельности

2017-2018 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

2018-2019 уч.год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

Восприятие музыкальных произведений различных жанров, знакомство с композиторами и музыкальными инструментами способствуют развитию познавательных интересов. В музыкально- танцевальной деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах формируется представление о ритме, темпе.

В певческой деятельности , театрализации, в игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. С использованием фольклорного материала своей и других стран происходит формирование первичных представлений о  малой родине и Отечестве, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Оркестр детских музыкальных инструментов

Оркестр детских народных и шумовых инструментов

Оркестр самодельных шумовых инструменов

Слушание музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов-классиков

Знакомство с инструментами народного и симфонического оркестра

*Тематические наглядные пособия, презентации: «Наш оркестр» (старший возраст», «Музыкальные загадки»(младший возраст);

*Фонотеки музыкальных произведений для слушания для всех возрастов;

*Мастер-класс по изготовлению самодельных шумовых инструментов

Проведение познавательных досуговых мероприятий: «Космическая музыка» (старший возраст), Гала-концерт «День России»; «Викторина по песням В. Шаинского»;

*Подборка музыкального материала и составление авторских сценариев для познавательных досугов и развлечений;

Знакомство с музыкальными инструментами народного/симфонического оркестра.

*Создание фонотеки музыкальных произведений;

Знакомство с композиторами и жанрами в музыке

*Мнемотаблица «Песня. Танец.Марш.»

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра

*Презентация «Знакомство с музыкальными инструментами»  (старший возраст)

*Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (средний, старший возраст)

Проведение познавательных досуговых мероприятий «Моя Россия» (старший возраст),

«У бабушки в деревне» (младший,средний), «Деды Морозы разных стран»

* Изготовление атрибутов и элементов костюмов к народным танцам (косынки, веночки, кокошники,)

Дидактические игры и пособия.

*Создание фонотеки звуков живой природы»

Подборка иллюстраций и создание презентаций «Музыкальные инструменты», «Мамы и детки», «Угадайка»

Образовательная область.

Физическое  развитие

Содержание образовательной области в детской

  музыкальной деятельности

2017-2018 уч. год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

2018-2019 уч. год

Реализация ОП ДО

*Степень личного участия

Развитие физических качеств происходит: в процессе музыкально-ритмических и танцевальных движений , на зарядке с использованием музыки как сопровождения, во время музыкально-спортивных мероприятий . Формируются начальные представления о здоровом образе жизни, удовлетворяется потребность в двигательной активности. В движении под музыку развивается ритмичность, формируется правильная осанка, гибкость и слаженность движений.В пении с движениями формируется координация, четкость, правильное дыхание.

В музыкальных подвижных играх развивается крупная и мелкая моторика.

Во время релаксационных упражнений под музыку дети учатся расслаблять мышцы.

Игровые ситуации и танцы на развитие двигательных качеств и навыков, укрепление костно - мышечного аппарата, развитие дыхательных и сенсомоторных функций организма  через  использование атрибутов для танцев и дыхательных упражнений .

* изготовление атрибутов  для музыкально-ритмической деятельности и дыхательных упражнений  (султанчиков, цветных веревочек разной длины, лент, цветов, платочков, веточек, листочков);

Проведение музыкально-спортивных досуговых мероприятий и праздников: «Зарница» (старший возраст), Гала-концерт «День Танца»; «День Защитника Отечества»;

*Подборка музыкального материала и составление авторских сценариев для досугов и праздников;

*Создание фонотеки музыкальных произведений спортивной тематики;

Проведение досуговых мероприятий с целью формирования представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание: «Живые витамины», «На зарядку становись», «Музыка и движение- хорошее настроение»

*Изготовлении атрибутов для музыкально-ритмических движений для всех возрастов. Спортивные гимнастические ленты на палочках, гофрированные ленты на палочках, ленты на кольцах (короткие и длинные, разноцветные), ленты узкие для движения «водоросли», шарфы на флагштоках, ткань «море», ткань «снег», шарфы из органзы, платки-метели из органзы.  

*Подборках ритмических , релаксационных игр, пальчиковых и зрительных гимнастик и музыкально-подвижных игр.

*Постоянном обогащении аудиотеки для использования на занятиях, праздниках, досугах( музыкально-спортивных, посвящённых здоровому образу жизни)

Вывод: в музыкальном зале создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое,  художественно – эстетическое, физическое развитие.

3. Учет возрастных особенностей детей.

РППС имеет возрастную направленность , подбор пособий и оборудования, учитывает возрастные особенности каждого возрастного этапа дошкольников. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.

Возраст/

Возрастные особенности музыкального развития

Возрастосообразные    формы

музыкальной    деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная при непосредстенном личном участии музыкального руководителя Бордак Е.И.

1-3 года

Ведущая деятельность:

предметная, предметно- манипулятивная.

Дети ещё не могут самостоятельно петь  и только подпевают взрослому,  движения носят подражательный и спонтанный характер.

Характерна высокая двигательная активность. После полутора лет кроме основных развиваются  подражательные движения (зайка прыгает, мишка идет вперевалочку).  Обогащается  сенсорный опыт, очень нравятся действия с предметами, игрушками (кубики, маракасы, колечки, погремушки, мячики). Появляется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных сыпучим материалом и звучащих) и простейших музыкальных инструментов.

Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.

Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков(немузыкальных, музыкальных.)

Музыкально-игровые приемы      (звукоподражание)

Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры.

*образные, музыкальные, «поющие» или «танцующие» игрушки (неваляшки ,петушок, котик, зайка и т.п.);

*игрушки-инструменты (озвученные)  со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

*Неозвученные игрушки-заместители (шумелки, шуршалки и т.п.)

*атрибуты к музыкальным подвижным играм;

атрибуты (флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п.) для детского танцевального творчества;

*ширма настольная с перчаточными игрушками;

*магнитофон и набор программных аудиозаписей, сказок

*музыкальные картинки к песням, выполненые на кубе и в виде большого альбома и отдельные красочные иллюстрации.

3-5 лет

Ведущая деятельность:

Игровая (сюжетно-ролевая)

Формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Дети непосредственны, эмоциональны, любят музыку и с радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения.

Начинают формироваться различные виды музыкальной деятельности: дети постепенно осваивают самостоятельное пение,  более уверенно исполняют несложные пляски и игровые упражнения по показу и действия с атрибутами. Начинают осознанно действовать с музыкальными и шумовыми инструментами, повторяют простой ритмический рисунок.

Речь становится предметом активности детей. Они могут рассказать, о чем поется в песне,  удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Совершенствуется слуховое восприятие, увеличивается устойчивость внимания. Появляется ярко выраженная  способность к подражанию.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра)

Музыкальные игры-фантазии.

Музыкальные и музыкально-литературные загадки.

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Игры-эксперименты и игры-путешествия с усложнениями.

Музыкально-дидактические игры.

Беседы о музыке (в том числе по вопросам детей)

Пальчиковые и логоритмические игры.

Музыкально-двигательные игры-импровизации.

Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.

РППС содержит пособия перечисленные выше, а также:

* шумовые инструменты для детского оркестра с яркими партитурами;

*музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком

*книжки  «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

*схемы построений и перестроений для детей в в виде альбома;

*фланелеграф или магнитная доска с набором магнитных фигурок;

*музыкально-дидактические игры и пособия

 *атрибуты к подвижным музыкальным играм

* музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая),

 *атрибуты к танцевальным импровизациям

(ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. )

элементы костюмов к знакомым народным танцам, атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы)

*ширма  и набор игрушек;

*музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

*магнитофон и набор программных аудиозаписей.

5-7 лет

Ведущая деятельность: Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.

Появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, появляются любимые песни, игры, пляски.

Укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки.

Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст, могут ответить на вопрос и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке.

Дети инсценируют песни, варьируют и импровизируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы, лучше ориентируются, двигаются под музыку более уверенно и выразительно, адекватно характеру и особенностям музыкального произведения. Дети овладевают приемами игры на более сложных музыкальных инструментах, играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.

Музыкально-дидактическая игра.

Компьютерные игры.

Опытно-исследовательская деятельность.

Проектная  деятельность.

Театрализованная деятельность.

Хороводная игра

Музыкальные игры-импровизации.

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

Интегративная деятельность

Коллекционирование(в т.ч. музыкальных впечатлений.)

Самостоятельная музыкальная  деятельность детей.

РППС содержит пособия перечисленные выше, а также:

* музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.)

*наборы народных инструментов: ложки, трещётки, бубенцы, рубель, веерные ложки,спаренные ложки;

* альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

*портреты композиторов;

*иллюстрации по теме «Времена года» (выставляются сезонно)

* картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

* альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

* графическое пособие «Звуковедение», «Эмоции»;

* музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);

*набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

* музыкально-дидактические игры, ритмические карточки;

*атрибуты к подвижным играм и атрибуты для детского танцевального творчества,

*костюмы и элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки,шляпки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

* магнитофон и набор программных аудиозаписей и дисков по всем возрастам;

 Вывод: созданная предметно – пространственная среда отражает возрастные особенности детей, способствует    решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.

4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.

В ГБДОУ детский сад №2 Петродворцового района Санкт – Петербурга комбинированного вида, наряду с массовыми группами функционируют коррекционные дошкольные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья: группа «Слабовидение», группа «Амблиопия, косоглазие», группа «Сложные дефекты»;

Работа по музыкальному воспитанию ведётся во всех коррекционных группах в соответствии с возможностями воспитанников, так как дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специально подобранных подходах, методах и приёмах работы. Музыка помогает приобщить детей к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. В работе с детьми перечисленных групп  работа по музыкальному развитию и воспитанию ведётся с учётом личностно-ориентированного подхода и строго в соответствии с рекомендациями специалистов тифлопедагогов и медиков ДОУ(пример-таблица):

Ф.И.ребенка

Зрительный диагноз

Требования к наглядным пособиям

Допустимые зрительные нагрузки

Очки,окклюзия,посадка

Все материалы и атрибуты подобраны в соответствии с сенсорными эталонами, тактильными ощущениями и особенностями зрительного восприятия детей. Для слабовидящих детей подобраны специальные упражнения компенсаторного характера ,которые  раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал?» ,авторские игровые упражнения «Мы за плечи держим друга»,  «У меня- у соседа».  В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть. Создана картотека адаптированных музыкально-дидактических игр на развитие слуховой и пространственной ориентировки, cлухового внимания, укрепление мышц глаз, исключены глянцевые и бликующие поверхности пособий, учитываются размер и цвета атрибутов в группах детей с ослабленным и слабым зрением, максимальная тактильность у незрячих.

Для ориентировки в пространстве в танцевальной деятельности используются ориентиры:

  • Ориентиры на плоскости: коврики-цветы, лужи, снежинки, грибы,пеньки и т.д.
  • Объемные напольные ориентиры: кегли, обручи, конусы;
  • Подвесные ориентиры : зонтики, разноцветные тучки;
  • Тактильные пособия для комунникативных игр и упражнений: ленты, верёвочки разной длины, авторское пособие «Цветной круг»,  состоящее из длинного разноцветного шнура, замкнутого в кольцо, оказывающее детям помощь при построении круга, отрабатывания навыка ходьбы по кругу, друг за другом, смены пары, нахождения места в кругу.

Для развивающей  музыкально-игровой деятельности используются:

  • Яркие игровые предметы и игрушки, как контрастных цветов (зелёный, красный, синий), так и промежуточных (синий, голубой, красный, оранжевый),яркие, чёткие иллюстрации.
  • Контрастные по звучанию ,безопасные и удобные в использовании музыкально-шумовые инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки с плоской ручкой, бубенцы на ручке и на прищепке, кастаньеты на длинной ручке и на резинке,тоновые колокольчики на длинной ручке, кнопочные колокольчики;
  • Для более удобного различения левой и правой сторон детям предлагаются  игровые браслетики: ленточки, помпоны, листики, резиночки.
  • Изготавливаются театральные костюмы ,удобные в использовании с учётом оптических аппаратов.

Музыкальные занятия в группе « Сложные дефекты» проводятся как в музыкальном зале, так и в групповом помещении. Выход в группу осуществляется с  музыкальным синтезатором и атрибутами, необходимыми для занятия с детьми, находящимися в специальных креслах.

Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, способствует всестороннему развитию и даёт возможность эффективно развивать каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.

Заведующий ГБДОУ

Дата

Подпись                           Печать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

План составления аналитической справки о результате личного участия педагога  в создании развивающей  предметно-пространственной среды....

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.Данная справка была подготовлена в рамках аттестации учителя - логопеда на первую квалификацио...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУ

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУПарфений Валентины ЕфимовныФамилия, имя, отчест...