Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.
материал
Аналитическая справка
о результатах личного участия педагога
в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_muz.ruk_.docx | 82.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№2 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА
Аналитическая справка
о результатах личного участия педагога
в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.
(2017-2018; 2018-2019 уч. год)
Бордак Е.И.
Музыкальный руководитель.
Санкт-Петербург
2019
Аналитическая справка
Цель: изучение условий (РППС) для художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО. Характеристика групп: В ГБДОУ детский сад №2 Петродворцового района дети посещают группы общеразвивающей направленности, группы компенсирующей направленности со статусом «Слабовидение», «Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения», «Сложные дефекты развития»
2017-2018 учебый год | ||||||
Возрастной состав групп | Характеристика группы/ собенности физического развития детей | Гендерные особенности | Колличество детей группы | |||
девочки | мальчики | |||||
Младшая группа | Группа общеразвивающей направленности | 5 | 10 | 15 | ||
Средняя группа | Группа общеразвивающей направленности | 12 | 15 | 27 | ||
Старшая группа | Группа общеразвивающей направленности | 11 | 13 | 24 | ||
Старшая группа | Группа компенсирующей направленности «Слабовидение» | 11 | 5 | 16 | ||
Подготовительная группа | Группа общеразвивающей направленности | 9 | 11 | 18 | ||
Подготовительная группа | Группа компенсирующей направленности «Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения» | 7 | 7 | 14 | ||
Разновозрастная группа | «Сложные дефекты развития» | 1 | 6 | 7 | ||
2018-2019 учебный год | ||||||
Возрастной состав групп | Характеристика группы/ собенности физического развития детей | Гендерные особенности | Колличество детей группы | |||
девочки | мальчики | |||||
Младшая группа | Группа общеразвивающей направленности | 7 | 12 | 19 | ||
Средняя группа | Группа общеразвивающей направленности | 16 | 7 | 23 | ||
Старшая группа | Группа общеразвивающей направленности | 11 | 12 | 23 | ||
Старшая группа | Группа компенсирующей направленности«Слабовидение» | 9 | 7 | 16 | ||
Подготовительная группа | Группа общеразвивающей направленности | 13 | 16 | 29 | ||
Подготовительная группа | Группа компенсирующей направленности «Амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения» | 10 | 7 | 17 | ||
Разновозрастная группа | «Сложные дефекты развития» | 5 | 3 | 8 |
1. Безопасность и психологическая комфортность .
Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Предметно – пространственная среда музыкального зала содержательно насыщена, безопасна, эстетически привлекательна, соответствует санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарного надзора и возрастным возможностям детей. Электрические провода изолированы, соблюден световой режим, своевременно проводится проветривание и влажная уборка помещения.
Музыкальный зал укомплектован:
- техническими средствами обучения: электронным фортепиано ,CD проигрывателем с колонками и микрофоном, ноутбуком и мультимедийным проектором с экраном.
- детскими стульчиками, столом и скамейками, различными по высоте с учётом возраста детей всех групп.
- большим зеркалом, предназначенным для работы с детьми, надежно закрепленным на стене;
В музыкальном зале нет острых колющих предметов, не используются игрушки, сделанные из стекла или имеющие острые грани. Музыкальный инструмент, оконные карнизы надёжно закреплены. Музыкальные инструменты,игры и оборудование, используемые детьми в процессе музыкальной деятельности, полностью безопасны ,сертифицированы, соответствуют гигиеническим требованиям. Все они постоянно осматриваются музыкальным руководителем; вышедшие из строя музыкальные инструменты отбраковываются и заменяются новыми. Костюмы для театрализованных игр сшиты из мягких материалов, в них не использована проволока, на них нет колющих украшений. Звучание детских музыкальных инструментов соответствует требованиям охраны детского слуха, громкость звучания электронного пианино и музыкального центра для прослушивания музыкальных произведений в музыкальном зале регулируется.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала соответствует возрастными возможностям детей. Образовательное пространоство оснащается атрибутами и оборудованием, которое характерно для использования в том или ином возрасте, с точки зрения организации разных форм и видов детской музыкальной деятельности.
Виды детской музыкальной деятельности | Наполняемость ППС | |
Младший возраст | Средний возраст | |
Слушание музыки Развитие слуха и голоса | Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); куклы-неваляшки; Презентации и музыкальные картинки к песням, выполнены на кубе и отдельные красочные иллюстрации по разным темам . | Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); фланелеграф или магнитная доска; Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик- семицветик", «Угадай колокольчик» и др.; |
Игра на детских музыкальных инструметах | Игрушки-инструменты с фиксированным звуком: органчики, шарманки; игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.); | Погремушки, бубен, барабан, музыкальные шкатулки, деревянные ложки, дудочка, ксилофон, треугольник, металлофон. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: |
Театрализация и музыкально-игровая деятельность | Ширма настольная с перчаточными игрушками би – ба – бо, театр картинок, настольный театр, пальчиковый театр. Маски – шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки – эмблемы, веночки, бусы, султанчики, корзиночки, элементы костюмов для ряжения. | Нагрудные знаки – эмблемы, султанчики, веночки, листочки, веточки, ленточки, искусственные цветы, флажки, платочки, косыночки, элементы костюмов для ряжения. Театр марионеток, варежковый театр, куклы с «живой рукой». Маски – шапочки, полумаски животных (дикие и домашние, взрослые и детёныши), маски сказочных персонажей, костюмы, элементы, костюмов, игровые атрибуты для музыкальных игр. арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.; |
Музыкально-ритмические движения: танцы, упражнения и танцевальное творчество. | Платочки, кубики, флажки, обручи, искусственные цветы, погремушки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); | Платочки, кубики, флажки, обручи, искусственные цветы, вертушки, новогодняя мишура, маракасики, ленточки на колечках и на палочках, цветные платочки, яркие султанчики. Осенние листочки, мишура новогодняя, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); |
Аудио записи музыкальных произведений Самостоятельно созданные аудио записи (ЭОР) | набор программных аудиозаписей; Диски Суворовой Т.И., Сауко Т.И., Екатерины и Сергея Железновых . Аудио записи программных музыкальных произведений и сказок. Голоса сказочных персонажей, животных,птиц,игрушек, фонограммы для входа в зал, не пугающие детей шумовые эффекты . | Записи классической и народной музыки, диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., «Ку- ко - ша», русских народных песен и мелодий, колыбельные песни, марши. Подборка музыкального материала к сценариям праздников и развлечений. |
Виды детской музыкальной деятельности | Наполняемость ППС | |
Старший возраст | Подготовительный возраст | |
Слушание музыки Развитие слуха и голоса | Портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.; музыкальные лесенки (пяти- и семиступенчатые); | Портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года» (выставляются сезонно) картинки к пособию «Музыкальный букварь»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Веселая пластинка», графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» , «Балет» и т. п.; Музыкальные лесенки (пяти- и семиступенчатые); |
Игра на детских музыкальных инструметах | Музыкальные ин-ты с фиксированным звуком: бубен, , треугольник, колокольчики, маракасы. Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (ксилофон , металлофон, аккордеон, флейта); народные трещетки,деревянные ложки. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования; | Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком( арфа, детское пианино, ксилофон , металлофон, аккордеон, колокольчики, треугольники, флейты и др.); Народные инструменты трещетки,деревянные ложки,веерные ложки.спаренные ложки. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); |
Театрализация и музыкально-игровая деятельность | Ширмы: настольная и ширма по росту детей; разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой;Маски сказочных персонажей, костюмы птиц и зверей, веночки, бусы, султанчики, корзиночки, маски животных (севера и юга, дикие и домашние, взрослые и детёныши), ленточки, веночки, косыночки, платочки, флажки. атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др; | Маски сказочных персонажей, маски животных (севера и юга, дикие и домашние, взрослые и детёныши), ленточки, веночки, косыночки, платочки, флажки.Костюмы сказочных персонажей, клоунов, животных диких и домашних, шапочки птиц, животных северных и жарких стран. маски сказочных персонажей, костюмы, элементы, костюмов, игровые атрибуты для музыкальных игр. атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.); |
Музыкально-ритмические движения: танцы, упражнения и танцевальное творчество | Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик».Платочки,флажки, султанчики, гирлянды, искусственные цветы, веточки и листья, зонтики, вертушки, погремушки, плоскостные балалайки, муляжные конфетки, скакалки, мячи; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону -листики, снежинки, цветы и т.д.) Гендерные атрибуты - шляпы петрушек, пилотки, гюйсы, шлемы богатырей, мечи и т.д. для мальчиков; Шапочки хлопушек, белочек, бантики на резинке, шляпки, пружинки - радуги, зонтики, кокошники, капоры и пр. для девочек. | Музыкально-дидактические игры: «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», и т.д.; Гендерные атрибуты - шляпы петрушек, пилотки, гюйсы, шлемы богатырей, мечи и т.д. для мальчиков; Шапочки хлопушек, белочек, бантики на резинке, шляпки, пружинки - радуги, зонтики, кокошники, капоры и пр. для девочек. атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам, атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; |
Аудио записи музыкальных произведений Самостоятельно созданные аудио записи (ЭОР) | Записи классической и народной музыки, диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., «Ку- ко - ша», колыбельные песни, марши. Тематические презентации, голоса деревьев, фонограммы для входа в зал, игр и танцев, разные шумовые эффекты, театральные шумы и пр. Подборка музыкального материала к сценариям праздников и развлечений. | Записи классической музыки (аудио диски «Великие композиторы»,диски Суворовой Т.И, Бурениной А,И., Ерёминой Г.И., Дмитрия Воскресенского, Андрея Варламова, детских шоу - групп «Саманта»,«Барбарики», «Ку- ко - ша», «Волшебники двора» и др.Записи русских народных песен и мелодий, колыбельные песни, марши, вальсы и др. Тематические презентации, голоса деревьев, фонограммы для входа в зал, игр и танцев, разные шумовые эффекты, театральные шумы и пр. |
Пространство музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (от темы, от формы и вида деятельности), в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей:
- Зал может трансформироваться в театральную сцену ;
- Оформление музыкального зала меняется с учетом сезонных и тематических праздников. Используется
декорирование зала детскими творческими работами (детскими рисунками и поделками).
Игры, пособия, мебель в музыкальном зале полифункциональны, возможно использование их в разных видах детской активности.
- Предметы мебели, находящиеся в зале (стулья, скамейки) используются детьми для моделирования тематических ситуации (домик, паровоз, автобус, лошадки и т.д.), палочки, обручи и ленты используются при обыгрывании пространства (домики, река, деление пространства и т. д.)
- Большое зеркало в музыкальном зале предназначено для работы с детьми: над музыкально-ритмическими движениями, над речевым аппаратом в вокальной работе и в театральной деятельности.
Авторские пособия, игры, атрибуты для полифункционального (разнопланового) использования в разных образовательных областях , как степень личного участия музыкального руководителя Бордак Е.И. в создании ППС.
- Игра «Фруктовая и овощная музыка» – используется как музыкально-развивающая, для создания шумового оркестра; для игры «собери фрукты»; для танцевальной деятельности; для музыкально-театральной деятельности.
- Игра «Палочки- стукалочки» - для музыкально-развивающей коммуникативной игры, для музицирования на колокольчиках и металлофонах, для музыкально-двигательной деятельности.
- Каталог иллюстраций - «о музыкальных профессиях», «настроения в природе», «настроения человека» - для иллюстрирования музыки по слушанию, для театральной игры, для творческой деятельности детей.
- Две ширмы (большая и маленькая настольная ) - для театральной и игровой деятельности детей.
- «Верёвочки - мишуринки с бубенчиками» (двух цветов: синие и белые – по 7 шт.) – для музыкально-ритмической игры «верёвочки», для танцевальной деятельности, для музицирования, для коммуникативных игр.
- Браслетики - «маракасы-орешки» с осенними листьями – для танцевальной деятельности (танец с орешками), для музицирования, для театральной деятельности, как элемент костюма («дубочки и орешки»)
- Магнитная доска с игровым приложением «ритмические рисунки» - для музицирования и вокальной деятельности.
Игровой материал периодически обновляется, появляются новые предметы, дидактический материал, атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, с учётом изменения - сезонной тематики, доступного детям тематического материала и творческих потребностей, таким образом, развивающая среда является вариативной.
- Для иллюстрирования и сопровождения музыкальной деятельности педагог использует мольберт, магнитную доску, ширмы, подставки для муз. инструментов и атрибутов, согласно программе, происходит смена иллюстраций, декораций, атрибутов, музыкальных инструментов и музыкального материала.
- В музыкальных уголках, в группах каждые два месяца меняется музыкально-дидактический материал и атрибуты, согласно рабочему тематическому плану педагога и творческих запросов детей.
Психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале обеспечена следующим:
- Помещение музыкального зала просторное, наполненно разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
- Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-сиреневого, салатового и белого цвета, присутствие допустимо ярких элементов отделки на центральной стене и на зеркале);
- Личностно – ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми, наличие добрых традиций и приятных ритуалов: авторские песенки-«Песенное приветствие», «Песенное прощание», «Песенная похвала», «Круг хороших воспоминаний»;
- Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, иллюстрации из знакомых и любимых детьми произведий,фотографиями с детских праздников)
- РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать. Пособия, атрибуты, музыкальные инструменты и т.д. находятся в свободном доступе.
- Возможностью свободного общения детей и взрослых в совместной деятельности;
- Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия;
- Учитывается гендерная специфика: среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (атрибуты для танцев, костюмы, музыкальный материал);
Вывод: в музыкальном зале ГБДОУ детского сада №2 создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда музыкального зала построена в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ГБДОУ детском саду №2 Петродворцового района.
Образовательная область. | Социально-коммуникативное развитие | |
Содержание образовательной области в детской музыкальной деятельности | 2017-2018 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия | 2018-2019 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия |
Совместное пение, слушание музыки, музыкально-подвижные игры и творчество, освоение детских музыкальных инструментов, целенаправленность-желание перенести полученные знания в самостоятельную музыкальную деятельность. восприятие музыки разного характера, формируется гендерная, семейная, гражданская принадлежность, позитивная установка к различным видам труда и творчества - своими руками; происходит формирование основ безопасного поведения в разных видах муз. деятельности. | Коммуникативные игры, танцы *Картотека коммуникативных: танцев, музыкальных игр; Хороводная игра с использованием различных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек, декораций, танцевальной атрибутики . *Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора *Шапочки героев и атрибуты к сказкам «Муха-Цокотуха», «Теремок» Детский оркестр * Изготовление атрибутов и шумовых музыкальных инструментов Проведение праздничных и досуговых мероприятий социально-коммуникативной направленности. *Декорации к традиционным праздникам: «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «День победы»; Картотека игр на тему «Путешествие по городу» | Коммуникативные игры,танцы *Атрибуты для коммуникативных танцев: «фетровые шляпки», верёвочки, палочки. Хороводная игра с использованием различных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек, декораций, танцевальной атрибутики *Атрибуты для девочек и мальчиков: розовый цветок и голубой цветок, платочки для танцевальной деятельности (синие и красные), кораблики оригами на палочках для мальчиков, ленты-ручейки для девочек, платки-метели для девочек, фонарики для мальчиков «гномов». Подборка песенного материала и произведений для слушания *Создание коллажей, мнемотаблиц и презентаций на тему используемого музыкального материала во всех возрастных группах; |
Образовательная область. | Речевое развитие | |
Содержание образовательной области в детской музыкальной деятельности | 2017-2018 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия- | 2018-2019 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия |
Восприятия музыкальных произведений и беседы о музыке.Разучивания текстов песен и стихов.Театрализованная деятельность (создание выразительного словесного образа сказочного персонажа , используя театральные костюмы, куклы - би- ба- бо, различные виды театра) Речь с движением, песенные импровизации,творческие задания (музицирование со словом и инструментами, озвучивание с помощью музыкальных инструментов разных театральных этюдов, сказок и рассказов) Народные песни ,хороводные игры способствуют развитию речи и словаря детей. | Картотека считалок, попевок,пальчиковых игр. Логоритмические игры и танцы *Подборка упражнений «Гимнастика для язычка» Проведение досуговых театрализованных мероприятий «Поход в музыкальный театр , концертный зал» , «Составление рассказа о музыкальной экскурсии» (старший возраст) *Изготовление элементов театральных костюмов для театрализации *Подборка материалов и создание авторских сценариев для тетрализации, фольклорных досугов. Проведение развлечений «Театр на столе» (младший возраст) *Изготовление настольной ширмы для театрализованной деятельности и муз-дид игр; Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра *Картотека фольклорных игр с музыкальными инструментами; | Знакомство с композиторами и жанрами в музыке *Мнемотаблица «Песня. Танец.Марш.» Развитие словаря эстетических эмоций Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра *Презентация «Знакомство с музыкальными инструментами» (старший возраст) *Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (средний,старший возраст) Распевки, попевки, потешки, стихи, загадки, чистоговороки. *Подборка логоритмических, рече- двигательных упражнений и игр; *Музыкально-дидактические игры на развитие вокально-речевых и певческих навыков «Музыкальное эхо», «Музыкальные прятки», «Голосилка». |
Образовательная область. | Художественно-эстетическое развитие | |
Содержание образовательной области в детской музыкальной деятельности | 2017-2018 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия | 2018-2019 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия |
Во всех видах детской музыкальной деятельности происходит развитие творчества и музыкальности детей, становление эстетического отношения к окружающему миру, понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразитель- ного). Восприятие музыкальных произведений русской и зарубежной классической, народной, детской современной музыки. Слушание музыки с подкреплением зрительным образом- художественными картинами. Знакомство с жанрами- опера, балет, произведениями художественной литературы, усиливающими эмоциональное восприятие музыкальных произведений в инструментальном исполнении и песен. Реализуется самостоятельная творческая деятельность детей. | Музыкальные ,подвижные, хороводные игры *Картотека музыкальных игр и подборка музыкального сопровождения к ним; *изготовление атрибутов и шапочек-масок к музыкальным играм «Колпачок», «Пугало», «Цветные карандаши Осени». Проведение досуговых мероприятий и праздников художественно-эстетического направления. «Если видишь на картине...», «Театральная гостиная», «Играем в оркестре»; *Изготовление декораций, костюмов, атрибутов; *Создании и пополнении фонотек классической, фольклорной, качественной современной детской музыки. *Создании и использовании презентаций для знакомства с композиторами, художниками, изобразительным и театральным искусством. *Создание видеотеки: «Театральное искусство. Знакомство с Балетом», «Театральное искусство. Знакомство с Оперой»; Озвучивание с помощью музыкальных инструментов театральных этюдов, сказок и рассказов. * создание графических партитур для использования в самостоятельной музыкальной деятельности, пополнение музыкальных уголков групп; | Игровые танцы и театрализованная деятельность *Картотека игровых танцев и подборка музыкального сопровождения к ним; *Изготовление атрибутов для театрализации на различные темы: «Сказки», «Экология», «Цирк». Проведение досуговых мероприятий и праздников художественно-эстетического направления «Осенние картины», детская опера «Теремок», мюзикл «Кошкин Дом», «Праздник танца»; *Костюмы театральные (детские и взрослые): элементы детских костюмов( фартуки и шляпки «овощи и фрукты»), костюмы «Осень», «Петрушка», животные (медведь, волк, заяц, лиса, мышка, лягушка, кот, ёж); атрибуты для танцев-ленты на палочках (старший возраст)и колечках (младший возраст),платочки, веночки из цветов и листьев. Исполнение песен и слушание музыкальных произведений различной тематики *Создание коллажей, мнемотаблиц и презентаций на тему используемого музыкального материала во всех возрастных группах; |
Образовательная область. | Познавательное развитие | |
Содержание образовательной области в детской музыкальной деятельности | 2017-2018 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия | 2018-2019 уч.год Реализация ОП ДО *Степень личного участия |
Восприятие музыкальных произведений различных жанров, знакомство с композиторами и музыкальными инструментами способствуют развитию познавательных интересов. В музыкально- танцевальной деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах формируется представление о ритме, темпе. В певческой деятельности , театрализации, в игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. С использованием фольклорного материала своей и других стран происходит формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | Оркестр детских музыкальных инструментов Оркестр детских народных и шумовых инструментов Оркестр самодельных шумовых инструменов Слушание музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов-классиков Знакомство с инструментами народного и симфонического оркестра *Тематические наглядные пособия, презентации: «Наш оркестр» (старший возраст», «Музыкальные загадки»(младший возраст); *Фонотеки музыкальных произведений для слушания для всех возрастов; *Мастер-класс по изготовлению самодельных шумовых инструментов Проведение познавательных досуговых мероприятий: «Космическая музыка» (старший возраст), Гала-концерт «День России»; «Викторина по песням В. Шаинского»; *Подборка музыкального материала и составление авторских сценариев для познавательных досугов и развлечений; Знакомство с музыкальными инструментами народного/симфонического оркестра. *Создание фонотеки музыкальных произведений; | Знакомство с композиторами и жанрами в музыке *Мнемотаблица «Песня. Танец.Марш.» Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра *Презентация «Знакомство с музыкальными инструментами» (старший возраст) *Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (средний, старший возраст) Проведение познавательных досуговых мероприятий «Моя Россия» (старший возраст), «У бабушки в деревне» (младший,средний), «Деды Морозы разных стран» * Изготовление атрибутов и элементов костюмов к народным танцам (косынки, веночки, кокошники,) Дидактические игры и пособия. *Создание фонотеки звуков живой природы» Подборка иллюстраций и создание презентаций «Музыкальные инструменты», «Мамы и детки», «Угадайка» |
Образовательная область. | Физическое развитие | |
Содержание образовательной области в детской музыкальной деятельности | 2017-2018 уч. год Реализация ОП ДО *Степень личного участия | 2018-2019 уч. год Реализация ОП ДО *Степень личного участия |
Развитие физических качеств происходит: в процессе музыкально-ритмических и танцевальных движений , на зарядке с использованием музыки как сопровождения, во время музыкально-спортивных мероприятий . Формируются начальные представления о здоровом образе жизни, удовлетворяется потребность в двигательной активности. В движении под музыку развивается ритмичность, формируется правильная осанка, гибкость и слаженность движений.В пении с движениями формируется координация, четкость, правильное дыхание. В музыкальных подвижных играх развивается крупная и мелкая моторика. Во время релаксационных упражнений под музыку дети учатся расслаблять мышцы. | Игровые ситуации и танцы на развитие двигательных качеств и навыков, укрепление костно - мышечного аппарата, развитие дыхательных и сенсомоторных функций организма через использование атрибутов для танцев и дыхательных упражнений . * изготовление атрибутов для музыкально-ритмической деятельности и дыхательных упражнений (султанчиков, цветных веревочек разной длины, лент, цветов, платочков, веточек, листочков); Проведение музыкально-спортивных досуговых мероприятий и праздников: «Зарница» (старший возраст), Гала-концерт «День Танца»; «День Защитника Отечества»; *Подборка музыкального материала и составление авторских сценариев для досугов и праздников; *Создание фонотеки музыкальных произведений спортивной тематики; | Проведение досуговых мероприятий с целью формирования представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание: «Живые витамины», «На зарядку становись», «Музыка и движение- хорошее настроение» *Изготовлении атрибутов для музыкально-ритмических движений для всех возрастов. Спортивные гимнастические ленты на палочках, гофрированные ленты на палочках, ленты на кольцах (короткие и длинные, разноцветные), ленты узкие для движения «водоросли», шарфы на флагштоках, ткань «море», ткань «снег», шарфы из органзы, платки-метели из органзы. *Подборках ритмических , релаксационных игр, пальчиковых и зрительных гимнастик и музыкально-подвижных игр. *Постоянном обогащении аудиотеки для использования на занятиях, праздниках, досугах( музыкально-спортивных, посвящённых здоровому образу жизни) |
Вывод: в музыкальном зале создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
3. Учет возрастных особенностей детей.
РППС имеет возрастную направленность , подбор пособий и оборудования, учитывает возрастные особенности каждого возрастного этапа дошкольников. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.
Возраст/ Возрастные особенности музыкального развития | Возрастосообразные формы музыкальной деятельности | Развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная при непосредстенном личном участии музыкального руководителя Бордак Е.И. |
1-3 года Ведущая деятельность: предметная, предметно- манипулятивная. Дети ещё не могут самостоятельно петь и только подпевают взрослому, движения носят подражательный и спонтанный характер. Характерна высокая двигательная активность. После полутора лет кроме основных развиваются подражательные движения (зайка прыгает, мишка идет вперевалочку). Обогащается сенсорный опыт, очень нравятся действия с предметами, игрушками (кубики, маракасы, колечки, погремушки, мячики). Появляется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных сыпучим материалом и звучащих) и простейших музыкальных инструментов. | Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе. Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков(немузыкальных, музыкальных.) Музыкально-игровые приемы (звукоподражание) Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры. | *образные, музыкальные, «поющие» или «танцующие» игрушки (неваляшки ,петушок, котик, зайка и т.п.); *игрушки-инструменты (озвученные) со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; *Неозвученные игрушки-заместители (шумелки, шуршалки и т.п.) *атрибуты к музыкальным подвижным играм; атрибуты (флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п.) для детского танцевального творчества; *ширма настольная с перчаточными игрушками; *магнитофон и набор программных аудиозаписей, сказок *музыкальные картинки к песням, выполненые на кубе и в виде большого альбома и отдельные красочные иллюстрации. |
3-5 лет Ведущая деятельность: Игровая (сюжетно-ролевая) Формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Дети непосредственны, эмоциональны, любят музыку и с радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. Начинают формироваться различные виды музыкальной деятельности: дети постепенно осваивают самостоятельное пение, более уверенно исполняют несложные пляски и игровые упражнения по показу и действия с атрибутами. Начинают осознанно действовать с музыкальными и шумовыми инструментами, повторяют простой ритмический рисунок. Речь становится предметом активности детей. Они могут рассказать, о чем поется в песне, удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Совершенствуется слуховое восприятие, увеличивается устойчивость внимания. Появляется ярко выраженная способность к подражанию. | Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазии. Музыкальные и музыкально-литературные загадки. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе. Игры-эксперименты и игры-путешествия с усложнениями. Музыкально-дидактические игры. Беседы о музыке (в том числе по вопросам детей) Пальчиковые и логоритмические игры. Музыкально-двигательные игры-импровизации. Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием. | РППС содержит пособия перечисленные выше, а также: * шумовые инструменты для детского оркестра с яркими партитурами; *музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком *книжки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); *схемы построений и перестроений для детей в в виде альбома; *фланелеграф или магнитная доска с набором магнитных фигурок; *музыкально-дидактические игры и пособия *атрибуты к подвижным музыкальным играм * музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), *атрибуты к танцевальным импровизациям (ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. ) элементы костюмов к знакомым народным танцам, атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы) *ширма и набор игрушек; *музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: *магнитофон и набор программных аудиозаписей. |
5-7 лет Ведущая деятельность: Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности. Появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, появляются любимые песни, игры, пляски. Укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки. Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст, могут ответить на вопрос и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке. Дети инсценируют песни, варьируют и импровизируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы, лучше ориентируются, двигаются под музыку более уверенно и выразительно, адекватно характеру и особенностям музыкального произведения. Дети овладевают приемами игры на более сложных музыкальных инструментах, играют по одному, небольшими группами и всем коллективом. | Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность. Музыкально-дидактическая игра. Компьютерные игры. Опытно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность. Театрализованная деятельность. Хороводная игра Музыкальные игры-импровизации. Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты. Интегративная деятельность Коллекционирование(в т.ч. музыкальных впечатлений.) Самостоятельная музыкальная деятельность детей. | РППС содержит пособия перечисленные выше, а также: * музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) *наборы народных инструментов: ложки, трещётки, бубенцы, рубель, веерные ложки,спаренные ложки; * альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.; *портреты композиторов; *иллюстрации по теме «Времена года» (выставляются сезонно) * картинки к пособию «Музыкальный букварь»; * альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; * графическое пособие «Звуковедение», «Эмоции»; * музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые); *набор самодельных инструментов для шумового оркестра; * музыкально-дидактические игры, ритмические карточки; *атрибуты к подвижным играм и атрибуты для детского танцевального творчества, *костюмы и элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки,шляпки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; * магнитофон и набор программных аудиозаписей и дисков по всем возрастам; |
Вывод: созданная предметно – пространственная среда отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.
4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.
В ГБДОУ детский сад №2 Петродворцового района Санкт – Петербурга комбинированного вида, наряду с массовыми группами функционируют коррекционные дошкольные группы для детей с ограниченными возможностями здоровья: группа «Слабовидение», группа «Амблиопия, косоглазие», группа «Сложные дефекты»;
Работа по музыкальному воспитанию ведётся во всех коррекционных группах в соответствии с возможностями воспитанников, так как дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специально подобранных подходах, методах и приёмах работы. Музыка помогает приобщить детей к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. В работе с детьми перечисленных групп работа по музыкальному развитию и воспитанию ведётся с учётом личностно-ориентированного подхода и строго в соответствии с рекомендациями специалистов тифлопедагогов и медиков ДОУ(пример-таблица):
Ф.И.ребенка | Зрительный диагноз | Требования к наглядным пособиям | Допустимые зрительные нагрузки | Очки,окклюзия,посадка |
Все материалы и атрибуты подобраны в соответствии с сенсорными эталонами, тактильными ощущениями и особенностями зрительного восприятия детей. Для слабовидящих детей подобраны специальные упражнения компенсаторного характера ,которые раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал?» ,авторские игровые упражнения «Мы за плечи держим друга», «У меня- у соседа». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть. Создана картотека адаптированных музыкально-дидактических игр на развитие слуховой и пространственной ориентировки, cлухового внимания, укрепление мышц глаз, исключены глянцевые и бликующие поверхности пособий, учитываются размер и цвета атрибутов в группах детей с ослабленным и слабым зрением, максимальная тактильность у незрячих.
Для ориентировки в пространстве в танцевальной деятельности используются ориентиры:
- Ориентиры на плоскости: коврики-цветы, лужи, снежинки, грибы,пеньки и т.д.
- Объемные напольные ориентиры: кегли, обручи, конусы;
- Подвесные ориентиры : зонтики, разноцветные тучки;
- Тактильные пособия для комунникативных игр и упражнений: ленты, верёвочки разной длины, авторское пособие «Цветной круг», состоящее из длинного разноцветного шнура, замкнутого в кольцо, оказывающее детям помощь при построении круга, отрабатывания навыка ходьбы по кругу, друг за другом, смены пары, нахождения места в кругу.
Для развивающей музыкально-игровой деятельности используются:
- Яркие игровые предметы и игрушки, как контрастных цветов (зелёный, красный, синий), так и промежуточных (синий, голубой, красный, оранжевый),яркие, чёткие иллюстрации.
- Контрастные по звучанию ,безопасные и удобные в использовании музыкально-шумовые инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки с плоской ручкой, бубенцы на ручке и на прищепке, кастаньеты на длинной ручке и на резинке,тоновые колокольчики на длинной ручке, кнопочные колокольчики;
- Для более удобного различения левой и правой сторон детям предлагаются игровые браслетики: ленточки, помпоны, листики, резиночки.
- Изготавливаются театральные костюмы ,удобные в использовании с учётом оптических аппаратов.
Музыкальные занятия в группе « Сложные дефекты» проводятся как в музыкальном зале, так и в групповом помещении. Выход в группу осуществляется с музыкальным синтезатором и атрибутами, необходимыми для занятия с детьми, находящимися в специальных креслах.
Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, способствует всестороннему развитию и даёт возможность эффективно развивать каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
Заведующий ГБДОУ
Дата
Подпись Печать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.
План составления аналитической справки о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды....
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Образец справки для портфолио педагога...
Алгоритм написания аналитической справки о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно- пространственной среды
Алгоритм написания справки о результатах личного участия педагога в создании РППС...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно- пространственной среды.Данная справка была подготовлена в рамках аттестации учителя - логопеда на первую квалификацио...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУ
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно-пространственной среды в группе ДОУПарфений Валентины ЕфимовныФамилия, имя, отчест...