Проект "В мире профессий"
проект (старшая группа)
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем .Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_professiy._starshaya_gruppa.docx | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Анжеро-Судженского городского округа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Детский сад № 23»
ПРОЕКТ
по ранней профориентации
дошкольников
«В мире профессий»
Старшая группа
Воспитатель: Недведская Ирина Викторовна
2021–2022 гг
Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников
в старшей группе.
Тема: В мире профессий.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: коллективный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников (законные представители).
Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи проекта:
- формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;
- использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий;
- привлечь родителей к проектной деятельности.
Актуальность проекта: Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем .Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.
Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.
Материально-технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.
Методическое обеспечение проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.
Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители (законные представители).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.
II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки.
III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта.
Ожидаемые результаты для детей и родителей: В процессе тематической деятельности детей расширят свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; будут выражают желание, кем они захотят хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У родителей воспитанников появится твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста.
Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования. Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.
Литература:
Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».
Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Примерный тематический план проекта
Месяц | Модули проекта | Задачи | Формы проведения | Материалы, оборудование |
Сентябрь | Диагностика знаний детей о профессиях | Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям. | Беседа, обсуждение, опрос и т.п. | Книги, сюжетные картинки, иллюстрации. |
«Профессии в детском саду» | Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов. | Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям и др.. | Мультимедийное оборудование, презентации, иллюстрации. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др. | |
Октябрь | «Профессии моих родителей» | Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. | Подготовка детьми и родителями презентации или альбомов с фотографиями о работе родителей. | Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др. |
Ноябрь | «Врач» | Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод и др. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др. Тематические презентации, иллюстрации и др. |
«Фармацевт» | Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседы, обсуждения, экскурсия в аптеку. Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека». Тематические презентации, иллюстрации и др. | |
Декабрь | «Почтальон» | Знакомить детей с городской почтой, её назначением, расширять знания о работниках почты. Воспитывать навыки поведения в общественных местах. | Экскурсия на городскую почту. Сюжетно-ролевая игра «На почте». Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта». Тематические презентации, иллюстрации и др. |
«Строитель» | Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим строительных специальностей. | НОД, экскурсии на стройку (рядом со стройкой), беседы, обсуждения, сюжетно-ролевые игры и др. Основные понятия: каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, цемент, щебень и др. | Тематические презентации, иллюстрации разновидностей домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Атрибуты для сюжетной игры «На стройке» и др. | |
Январь | «Кто работает в банке?» | Формировать представления детей о профессиях банковских служащих. Какое учреждение называется банком? Банковские работники: экономисты, кассиры, кредитный консультант. Это учреждение, где производят действия с деньгами, а так же их хранение. | Беседы, моделирование сюжетно-ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка атрибутов. | Атрибуты для моделирования сюжетно-ролевой игры «Банк»: Банкомат, банковские карты, купюры. |
Февраль | «Пожарная часть» | Познакомить с профессиональной деятельностью пожарных. | Беседы, экскурсия в пожарную часть, сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть». Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, пожарный рукав. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара и др. |
«Профессия военный» | Знакомить детей с профессиями военнослужащих. Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными). | НОД, беседы, подготовка выставки и др. Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, сапёры, пограничники, героизм, патриотизм и др. | Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др. | |
Март | «Домохозяйка» | Познакомить детей с особенностями труда домохозяйки. Воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Презентации «Моя мама домохозяйка», беседы, встречи с мамами-домохозяйками, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая и др. | Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетной игры «Домохозяйка». |
«Парикмахер», «Косметолог» | Знакомить с особенностями профессий парикмахера и косметолога. | Беседы, обсуждения, экскурсии в салон красоты, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, расчёска, стрижка, причёска, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и др. | Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина». | |
Апрель | «Отдел полиции» | Формировать представление о профессиональной деятельности полицейских. | НОД, беседы, обсуждения, встреча с полицейским, сюжетно-ролевая игра, выставка рисунков и поделок и др. Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, следователь, криминалист, улика, фоторобот и др. | Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетной игры «Отдел полиции» и др. |
«Лесник» | Познакомить детей с профессией лесник. Воспитывать уважение к труду лесника. | Основные понятия: заповедник, животные и растения «Красной книги». | Мультимедийное оборудование, презентация, фотографии, иллюстрации. | |
Май | «Все профессии нужны, все профессии важны» | Закрепить представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать уважение и любовь к труду взрослых. | Игровая программа. | Музыка, эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для разных профессий. |
Диагностика знаний детей о профессиях | Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям. | Беседа, обсуждение, опрос и т.п. | Книги, сюжетные картинки, иллюстрации. |
Работа с родителями: Анкетирование родителей по теме «Что знают дети о профессиях своих родителей?»
Консультации для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».
Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.
Совместное изготовление с родителями альбома «Профессии родителей».
Участие родителей в мероприятиях, занятиях, акции «Дом профессий».
Результат: Обсуждение итогов, игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; акция «Дом профессий»; альбом «Профессии родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...
Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"
Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...
"В мире профессий. Профессии города и деревни"
Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей....
Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей группе Тема месяца «В мире профессий», недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». По образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение».
Тема месяца: «В мире профессий» Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: Расширение пре...