Сообщение на тему: «Использование в совместной деятельности воспитателя с детьми технологии «Фиолетовый лес» для развития любознательности, познавательной активности»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Использование в совместной деятельности воспитателя с детьми технологии «Фиолетовый лес» для развития любознательности, познавательной активности»
Подготовила: Калинина Анна Викторовна Воспитатель первой младшей группы МКДОУ Детский сад № 32 |
2022 г.
В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.
Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Этими же вопросами задался Воскобович Вячеслав Вадимович.
1 слайд: Кто такой В.В. Воскобович?
Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.
Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.
2 слайд: Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес».
«Фиолетовый лес» - это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка), и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).
«Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.
Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Кто знаком с этой технологией, знает, что все события происходят в «Фиолетовом лесу». Важно! Чтобы детали, фон был фиолетового цвета. Фиолетовый цвет побуждает ребенка к воображению, активирует мышление
«Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда Воскобовича, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.
3 слайд: Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.
4 слайд: «Фиолетовый лес»- способствует:
- ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);
- развитию сенсорных и познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
- развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации
5 слайд: В период адаптации.
Я начала использовать данную среду, в младшей группе, и пришла к выводу, что адаптация детей проходит более мягко и плавно. Во время демонстрации сказок со знакомыми персонажами «Фиолетового леса»- заметила, что у детей происходит снижение ситуативной тревожности. Исходя из опыта внедрения данной технологии, делаею следующие выводы: что использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателю.
Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребёнка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребёнка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
6 слайд: Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.
Детям младшего возраста нравятся следующие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес»:
1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.
Нёс пушистый зайчик
Белый одуванчик,
Одуванчик так хорош,
И на зайчика похож.
Только дунул ветерок
и рассыпался цвет.
Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?
Был такой большой цветок,
А остался стебелек!»
Говорит зайчонку ежик:
«Одуванчик не надёжен,
чтобы донести домой -
нужен нам цветок другой»
Мы возьмем в букет ромашку,
клевер, лютики и кашку,
к ним добавим василёк -
им не страшен ветерок!»
7 слайд: 2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
8 слайд: 3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
9 слайд: Игровая ситуация для детей 2-3 лет.
«Как Магнолик играл с фонариками». Цели: развивать умения определять цвет и размер фигур, составлять целое из двух частей одинакового цвета.
Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду.
10 слайд: «Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности ,в разных возрастных группах.
- в игровой деятельности;
- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;
- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;
- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;
- двигательной деятельности.
11 слайд. Автор игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» изобрел большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольствием играют (с которыми играем мы ежедневно) .
-«Геоконт» (изучение геометрических фигур), который я сделала своими руками.
-«Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество)
-«Кораблики Брызг-брызг и Плюх-плюх»
-«Фонарики» (изучение геометрических фигур, цвет и размеры большой- маленький)
-Игра «Черепашки» (изучение цвета и размера большой- маленький)
-Игра «Лепестки»
«Фиолетовый лес» и все игры, входящие в игровую технологию
В. Воскобовича, идеально подходят для творчества детей.
Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом», у ребенка формируются социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.
«Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.
12 слайд: «Фиолетовый лес»- не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заменителей в детской игре. Например: цветочки, листочки, можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и т.д.
13 слайд: Про данную технологию можно говорить бесконечно, потому что она настолько интересна и повторюсь многофункциональна, что каждый раз можно использовать разные игры и придумывать различные сказки. Я также буду покупать и пополнять новыми играми наш «Фиолетовый лес» и знакомить детей с ними.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы по развитию речи и аппликации с элементами рисования "Мишка"
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы по развитию речи и аппликации с элементами рисования. Мишка.Составила воспитатель высшей категории ГБДОУ детский...
Сценарий проведения совместной деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет по развитию речи с использованием синквейн-стихов.
Сценарий проведения совместной деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет по развитию речи с использованием синквейн-стихов....
Совместная деятельность воспитателя с детьми 1 младшая группа по развитию речи. Тема: «Передай куклу Таню».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 1 младшая группа по развитию речи.Тема: «Передай куклу Таню».Задачи: учить детей отчетливо и ясно произносить слова, фразы, приучать вежливо просить у това...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми II младшей группы по развитию речи.
Рассказывание сказки «Теремок»Задачи: познакомить детей со сказкой; вызвать радость от услышанного, желание поиграть фигурками, сопровождая игру речью; воспитывать на примере героев сказки готовность ...
Совместная деятельность воспитателя с детьми I младшая группа по развитию речи. Тема: Рассказывание сказки «Репка».
Задачи:1. познакомить детей со сказкой, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра.2. Вызвать желание послушать сказку еще раз.Материал: фигурки настольного театра, иллюст...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми I младшей группы по развитию речи Наблюдение за рыбкой.
Задачи:1. Способствовать развитию наблюдательности.2. помочь осознать, что рыбка живая и нуждается в бережном обращении и уходе.3. вызвать радость от наблюдения за живым объектом.Материалы и оборудова...