Сюжетно - событийный проект. "Исчезновение игрушек"
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
В наше время очень актуальна проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. В любом виде деятельности можно добиться ожидаемых положительных результатов, делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми мы отдаём практическим методам обучения.
Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности. Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
В связи с этим передо мной встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками.
На первом этапе определяю тематику образовательного события, использую мероприятия, фиксирующиеся в комплексно - тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, и включаю в план воспитательной работы.
К каждому предстоящему образовательному событию определяю цель и задачи, планирую этапы подготовки. Определяю, какие дополнительные ресурсы необходимы при проведении образовательного события.
Провожу совместную деятельность с другими педагогами, родителями, также планирую совместную деятельность с ними, разрабатываю модель достижения поставленной цели, определяю средства, необходимые для ее достижения, детализирую деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.
Следующий этап это сам сценарий яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрприз – обязательные критерии подготовки образовательного события).
По итогам образовательного события провожу обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализирую полученные результаты, определяю эффективность воспитательного воздействия, учитываю положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вношу коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Самое главное – подходить к организации события творчески. Предоставить, детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей. Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Хочу представить вашему вниманию сюжетно – событийный проект, который я организовала в старшей группе детского сада « Таинственное исчезновение игрушек».
Для поддержания порядка в группе мы ввели правила, которые формулировали сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. Правила можно изобразить графически (картинкой, рисунком) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.
Так вот, однажды одно из правил было нарушено, собираясь вечером на прогулку, дети забыли убрать игрушки на место.
Каково же было их удивление, когда дети на следующий день дети пришли в детский сад увидели, что игрушки из группы пропали. Было видно, что здесь без нас кто-то побывал, на полу были оставлены следы, а за окном болталась корона. Тут же началось расследование преступления, идей было много. Но тут пришла в группу девочка, оказывается у неё в шкафчике лежало письмо от принцессы Несмеяны. В письме она сообщила детям, что это она забрала игрушки в свой дворец и если дети пообещают всегда складывать вещи на место, то может быть она вернёт пропавшие вещи. А в наказание мы должны были её развлекать и выполнять трудные задания, которые она каждый раз оставляла в группе таинственным способом, также таинственно появлялись и пропавшие игрушки.
Для того чтобы вернуть игрушки нам пришлось потрудиться, так как принцесса была очень капризная. Нам предстояло построить её красивый дворец, поэтому детям пришлось побывать в роли строителей. На помощь детям также пришли и родители, они просто не могли оставить детей без игрушек. Одно из заданий было перевоплотиться в ребёнка и поиграть со своими детьми в детском саду. А для того, чтобы сшить принцессе красивое платье нам на выручку снова пришли родители. Здесь нам пришлось перевоплотиться в дизайнеров - модельеров, а затем мы устроили показ мод. А в завершении проекта мы побывали в роли мультипликаторов и создали вместе с родителями и детьми мультфильм о царевне Несмеяне и конечно же пригласили её к себе в гости. Все игрушки были возвращены, а дети были в восторге.
В заключении хочется сказать, что использование данной технологии даёт возможность достичь с детьми всех поставленных целей. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаков и навыков.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии так же представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Таким образом, событийная педагогика, которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на дошкольную педагогику как науку , может стать действительно педагогикой будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сюжетно - ролевая игра "Магазин игрушек"
сюжетно - ролевая игра "Магазин игрушек"Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» в средней группе Оборудование. Для оформления: письмо-приглашение, игрушки, книги, «...
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек
ЗАДАЧИ.Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушке, описывать ее внешний вид, действия. Составлять небольшой сюжетный рассказ с использованием данных игрушек без образца воспитателя, а тол...
Проект сюжетно-ролевой игры "Магазин игрушек"
Раскрыта система работы по развитию у младших дошкольников представлений о магазине, его роли в жизни людей через проектную деятельность....
Проект «Использование игрушек-заместителей в сюжетно-ролевых играх».
Проект предполагает организовывать игровую деятельность так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог научиться играть в сюжетно-ролевые игры, разнообразит их игровую и образователь...
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...
Статья о событийном проекте "Календарь победы""
Статья о содеожании событийного педагогического проекта "Календарь победы""...
Речевое развитие в средней группе на тему " Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек" .
создавать условия для формирования у детей умения составлять описательный рассказ по игрушке....