Педагогическая находка. Умная сумка STEAMBAG.
методическая разработка по окружающему миру

Ашабокова Наталья Александровна

Моя педагогическая находка основана на системе STEAM образовании. Ведь STEM-образование подразумевает смешанную среду, в которой дети начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. На занятиях используется специальное технологическое оборудование – STEAM лаборатория Екатерины Беляк. Я пришла к идее изготовить умную сумку STEAMBAG, которая мобилизует работу воспитателя с детьми в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnaya_sumka.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка основана на системе STEAM образовании. Ведь STEM-образование подразумевает смешанную среду, в которой дети начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. На занятиях используется специальное технологическое оборудование – STEAM лаборатория Екатерины Беляк. Я пришла к идее изготовить умную сумку STEAMBAG, которая мобилизует работу воспитателя с детьми в этом направлении.

Что такое умная сумка STEAMBAG?  - это  мини-лаборатория, представляет собой обычный рюкзак, с дополнительными отсеками, предназначенными для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности детьми и взрослыми как помещении, так и на улице.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

— микроскопы, лупы, зеркала, весы разные, магниты, веревки, линейки,

песочные часы, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки,

одноразовые шприцы без игл;

— разные емкости, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;

— бросовый материал;

— образцы глины и песка;

— шишки, желуди, орехи, пшеница и др.

— гербарий (растения, произрастающие в нашей местности) и др.
Умная сумка STEAMBAG изготовлена по принципу:

-  Принцип безопасности для жизни и здоровья детей;

- Принцип статичности – подвижности;

- Принцип эмоционального благополучия и комфорта;

- Принцип доступности;

- Принцип универсальности;

 - Принцип многофункциональности;

- Принцип рациональности;

- Принцип вариативности

Актуальность: Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Проведение опытов с умной сумкой STEAMBAG  поспособствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное основание окружающего мира. Каждый раз детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.

Инновационная составляющая: Это мобильная мини-лаборатория. Главное достоинство умной сумки STEAMBAG заключается в том, что она не привязывает воспитателя и детей к конкретному месту, будь это уголок природы или лаборатория. Занятия с ней могут происходить как в естественных условиях на свежем воздухе, так и в любом уголке группы или детского сада. При взаимодействии с ней дети получают   реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и со средой обитания.

Цель создание умной сумки STEAMBAG: Развитие поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
  3. Развитие у детей умственных способностей;
  4. Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Развивающий потенциал умной сумки STEAMBAG:  Я заметила, что дети любят играть с сумками, мешочками, рюкзаками, пакетами, собирая в них свои коллекции из веточек, камушков, стёклышек, фантиков, пуговиц и т.д. не забывая и про любимые игрушки.  Умная сумка STEAMBAG заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи): даст детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.  

Практическое применение (результативность) детьми умной сумки STEAMBAG:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природноклиматических зонах, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др.).

2. Неживая природа (свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы, три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое, свойства и качества, переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе и др.)

3. Физические явления (свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование; магнетизм, процесс намагничивания —размагничивания, компас; вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса; электричество (статическое, условия его возникновения, свойства электричества, материалы — проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество; движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

4. Человек (человек — живой организм, особенности строения человеческого тела, особенности строения и функционирования органов и систем)

5. Рукотворный мир (предмет как таковой: предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение, свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.; качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.); связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением; предмет —результат деятельности человека:

Для закрепления полученных знаний можно использовать мнемотаблицы, которые помогут детям составлять описательные рассказы: о животных, птицах, насекомых (где живут, чем питаются, где и как строят себе дом, как называют детенышей, какую пользу приносят); при описании глины, песка, воды мы описываем их свойства (цвет, мягкий или твердый, сырой или сухой, что изготавливают); для закрепления свойств воды, стекла, воздуха, дерева и др.

Работа в приобщении детей к детскому экспериментированию была бы менее результативной без помощи родителей, проводя с детьми элементарные опыты, о результатах которых дети расскажут в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Моя педагогическая находка "Умные кубики"

Дидактическое пособие «Умные кубики» предназначено  для работы с детьми,   как младшего, так и старшего дошкольного возраста,  при условии соблюдения программного матер...