"Хоровое пение в детском саду" доклад по самообразованию.
материал
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков
правильного звукообразования».
Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе
обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха и голоса.
Действительно, музыкальный слух – центральное ядро всех музыкальных способностей. Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, врачей-фониатров «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике»,
то есть пению!
В передовых методиках обучения игре на фортепиано пению отводится значительная роль, а такой важнейший музыкальный предмет, как сольфеджио, неразрывно связан с пением. Таким образом, пение является важнейшей основой для развития всех музыкальных способностей.
Что касается маленьких детей, то они чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребёнок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!
Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И всё это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры, развития художественного вкуса.
Пение в хоре развивает у детей также привычку к длительному сосредоточения внимания. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора! Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается в дальнейшем и на общей успеваемости детей в школе.
В соответствии с устоявшимися представлениями, диапазоны песен,
которые сочиняются для дошкольников, узки, а тесситура их, в основном, средняя и низкая. Если говорить о задаче развития певческого академического голоса в детском саду, то надо признать необходимость тональной корректировки большинства произведений детсадовского репертуара, в том числе и народных песен. Те же самые песни, транспонированные на 1 – 1,5 тона вверх объективно выводят голос на фальцетный режим работы, который является наиболее правильным и щадящим, нежели грудное пение.
Но обучение дошкольников правильному фальцетному голосообразованию рождает сразу несколько проблем.
- Фальцетное пение тише грудного и не так ярко и красочно.
В результате у некоторых воспитателей, возникает неприятие такого
пения. Они начинают просить детей петь громче, что вредит работе
музыкального руководителя, и идёт вразрез с его требованиями.
- Правильное пение фальцетом на относительно высоких звуках требует от вокального аппарата больше энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и в низкой тесситуре. Соответственно, необходима огромная отдача самого педагога, если он хочет добиться поставленной цели. Особенно много энергии требуется для обучения мальчиков и особенно в тех случаях, когда они не любят петь. Педагог должен сознательно повышать темп, интенсивность занятия, чтобы включать детей в работу.
- Обостряется проблема культуры аккомпанемента. Слишком громкий аккомпанемент провоцирует форсированный звук и, соответственно, грудное голосообразование. Фальцетное же звукообразование, особенно на начальном этапе, требует более тихого, мягкого, культурного аккомпанемента, а в некоторых случаях и вообще отказ от него. Во время учебной певческой работы целесообразно использовать одноголосную поддержку пения на инструменте.
- Фальцетное пение помогает увидеть проблему, которая не заметна при
грудной манере фонации, а именно – проблему охраны здоровья
детского голоса. Услышать сип в фальцете легче, чем в грудном
звучании. Таким образом, обучение фальцетному голосообразованию
с его лёгкостью, звонкостью, но не крикливостью, воспитывает
культуру общения и решает задачу охраны голоса ребёнка со всеми
плюсами для его общего самочувствия!
Чтобы настроить голос ребёнка на фальцетное звучание, следует предложить ему петь в высокой тесситуре. Важнейшее значение имеет
также активная работа артикуляционных органов. Не случайно так неразрывно связано у плохо поющих дошкольников грудная манера звукообразования, фальшивая интонация и вялая работа рта.
Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного пространственного расположения поющих, поэтому детей, интонирующих «плохо» и «хорошо» надо чередовать, усаживая через одного.
Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения
(прямая спина, опора на пятки)
В работе с дошкольниками можно использовать кукол из кукольного театра с открывающимся ротиком, на которых можно показывать, как правильно открывать рот («как кукла Катя», вниз, широко и свободно), преимущественно вертикально, это способствует округлению звука.
Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим
требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это способствует развитию навыков правильного звукообразования,
напевности. Работая над формированием округлых гласных в песнях
с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно использовать упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание уделяется звуку «о», специального округления требуют звуки «и», «а», «е». Необходимо показывать детям, как гласные звуки мы тянем, а согласные произносим чётко, быстро и легко. Особое внимание уделяется согласным в конце слов.
Приведу примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые хорошо использовать на музыкальных занятиях с детьми 4 – 7 лет.
Эти игры значительно улучшают музыкально-певческое развитие детей.
I. Игры на развитие правильного звукообразования.
- «Качели»
На этом упражнении дети учатся исполнять глиссандо - «скольжение». Во время пения глиссандо мы проговариваем «куда пошёл звук» - вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели – вверх и вниз. После этого каждому ребёнку предлагается произнести любой звук или слово приёмом глиссандо. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
Качели на верёвочках
Понравились девчоночкам,
И мальчики довольны:
Все покачались вволю!
- «Ракета»
«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используем приём глиссандо вверх: «ракета взлетела».
II. Игры на развитие импровизации.
«Спой вместе со сказочным героем»
а) Какую песню пела мама-Коза, когда возвращалась к своим козлятам?
Козлятушки, ребятушки,
Отворитеся, отопритеся!
Ваша мама пришла,
Молочка принесла!
б) Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?
Я Колобок, Колобок,
По сусеку скребён,
По амбару метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл…
в) Что пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?
«Битый небитого везёт…»
В процессе данных упражнений педагог показывает пример, предлагает выполнить упражнение более способным детям, поощряет оригинальность исполнения. Можно использовать приём театрализации: пение вместе с театральной куклой и др.
III. Игры и упражнения для развития дыхания.
- «Весёлый паровозик».
Детям даётся установка: «Чей паровозик дольше проедет?»
Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…», - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватит дыхания.
- «Воздушные шарики».
Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», со звуком «тс-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
- «Сердитая муха».
Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
- «Исполнение скороговорки»
Скороговорка должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха. Например:
Как на горке, на пригорке
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка…
Чем больше «Егорок» сможет назвать ребёнок, тем больше у него объём лёгких.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- В. А. Шереметьев
«Хоровое пение в детском саду».
- М. А. Варинская
«Развитие правильной певческой позиции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хоровое пение в детском саду
Хоровое пение в детском саду...
Статья на тему "Хоровое пение в детском саду"
Хоровое пение в детском саду...
Хоровое пение в детском саду
Статья о том, что в последнее время большое внимание уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Важной задачей музыкального образования дошкольников считается воспитание навыков пен...
2017 г.-"Хоровое пение в детском саду"
quot;Хоровое пение в детском саду"...
Хоровое пение в детском саду
«Хоровое пение» направлено на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей. ...
Хоровое пение в детском саду
Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональны...
Статья "Вокально - хоровое пение в детском саду"
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они ...