Хоровое пение в детском саду
методическая разработка по теме

Евтеева Тамара Владимировна
«Хоровое пение» направлено на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnayaobrazovatelnayaprogrammahorovoepenie1.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                             Школа № 607

            Структурное подразделение дошкольного образования Пушкинского района

                                                       Санкт – Петербурга.

                                          ПРОГРАММА  

                         « Хоровое пение в детском саду»

Составитель:  Евтеева Тамара Владимировна

                          Музыкальный руководитель

                                                      2016 год

                                           Санкт - Петербург

                    Дополнительная образовательная программа                                       .                                                «Хоровое пение»

                                                                 Пояснительная записка

Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него отношения со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых — помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих  проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая  каждому ребенку найти свое место независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально – медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы. Музыка способна влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Программа «Хоровое пение» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей.

Программа    разработана   на основе  методического пособия

М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»; Игровой методики обучения детей пению  О.В. Кацер, а также с учетом федерального  государственногообразовательного стандарта   дошкольного образования.Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.

Новизна программы заключается в тесном контакте детей, родителей и педагогов (сотрудников детского сада), через изготовление концертных костюмов, концертной деятельности вне учреждения, а так же совместного исполнения вокальных произведений.

Актуальность

Ветлугина Н.А. считает, что "пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений".

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Педагогическая целесообразность

Эффективным для музыкального развития детей является формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Отличительные особенности

Для освоения и развития вокально-интонационных навыков, метроритма, творческого воображения используется рабочая тетрадь, которую ребенок приносит с собой на занятие, а в свободное время может повторить и раскрасить игровые задания в тетради.

Цель: развиватьмузыкально - творческую личность ребенка посредством приобщения к хоровому пению. Формировать  коммуникативные умения и навыки.

Задачи:

- развить вокально-интонационные навыки;

- сформировать начальные навыки сценического поведения;

- углубить знания и опыт детей в области «музыка»;

- научить согласовывать свои действия с другими детьми;

- применять методы и форм работы, направленные на удовлетворение

  потребности ребенка в самовыражении;

- воспитать уважение к творчеству и труду детей и взрослых.

Программа «Хоровое пение» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации 1 год. Форма занятий – групповая, 2 раз в неделю. 

Учебно - тематический план

п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Приветствие. Правила поведения на занятии.

3

1

2

2

Формирование певческих навыков, певческая установка. Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха. Артикуляционные гимнастики.

Разучивание и  последующее  применение на занятиях.

 

42

 

 

10

 

 

32

 

 

3

Элементы музыкального языка.

Динамика, темп, лад.

10

2

 

8

 

4

Нотные знаки. Пауза.

6

2

4

5

Метроритм. Слоговая система.

10

2

8

6

Музыкальная форма.

Строение куплетной формы.Канон.

8

6

 

7

Знакомство с музыкальными терминами: дирижер,композитор,

исполнитель, слушатель

5

2

3

8

Хоровые песни.

На каждом занятии.

 

 60

Всего часов в год

144

21

123

При проведении занятия, преподавателю необходимо соблюдать следующие условия:

  • Ø использовать игровую форму;
  • Ø введение элементов творчества детей;
  • Ø смысловая и логическая связь этапов занятия;
  • Ø учитывать возрастные особенности детей, планируя весь ход занятия;
  • Ø оптимальный темп занятия;
  • Ø непременное использование наглядности;
  • Ø план занятия – это небольшой сценарий, где могут присутствовать сказочные герои, герои живого и неживого       мира.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая и практическая части занятия проходят в игровой форме.

Содержание программы:

1.Приветствие. Правила поведения на занятии.

Теория.

Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.

Практика.

Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно»  о положении корпуса во время пения.Стихотворение В. Степанова «Голос».

Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнениедетьми знакомых и  любимых песен.

2.Формирование певческих навыков, певческая установка. Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.  Артикуляционные гимнастики.

Теория.

Знакомство с понятием – упражнение, объяснение, для чего оно нужно певцу. Беседа о голосовом аппарате человека, его охране. Знакомство с упражнениями.

Практика.

Разучивание упражнений, артикуляционных гимнастик  и последующее их исполнение на занятиях.

3.Элементы музыкального языка. Динамика, темп, лад.

Теория.

Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом;  динамики - как громкости звучания музыки, соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Беседа о минорном и мажорном ладе в песне, о том, как лад влияет на настроение и характер песни.

Практика.

Определение на слух темпа произведения (быстро-умеренно-медленно). Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст. Движения в разных темпах. Использования понятия «темп» в других темах.

Определение на слух р и f. Сочинение песенок в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Определение на слух мажора и минора.Подбор текста к каждому ладу.

Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.Исполнение  песниЕ. Попляновой  «Два утенка». Чтение стихотворения «Сеньор Мажор и сеньор Минор». 

4. Нотные знаки. Пауза.

Теория.

Пауза – знак молчания.  Паузы могут быть длинными, короткими, их всегда нужно выдерживать и в этом при пении помогает дирижер.

Практика.

С детьми проводятся музыкально дидактические и подвижны игры с паузами, жест «пауза» (согнутые в локтях руки разведены в стороны).

5. Метроритм. Слоговая система.

Теория.

Метр – это пульс музыки, он движется как стрелка часов, четко и ровно.

Ритм – организация звуков во времени. Ритм есть во всем что нас окружает (времена года, смена дня и ночи, завтрак – обед – ужин и т.д.). Звуки бывают длинные и короткие, из звуков складывается мелодия. Длинные звуки называют слогом «ТА», а короткие звуки слогом «ТИ».

Практика.

         Воспроизведение равномерных, поочередных шагов на месте (своеобразный метроном), на фоне которых произносится знакомый текст прохлопывается несложный  ритм.

Дидактическая игра «Сложи ритм». Прохлопывается слово (стихотворение), затем дети определяют длительности «ТА» и «ТИ» и выкладывают ритм на фланелеграфе, в дальнейшем используются ритмы с паузами для воспроизведения.

6. Музыкальная форма. Строение куплетной формы. Канон.

Теория.

Беседа о песне, из чего она состоит (мелодия и слова). Рассказ о том, что у песни есть свое строение. У пианино, например, есть клавиши, крышка, ножки; у телефона корпус, кнопки и.т.д. У песни – вступление –запев - припев-заключение. Понятие – куплет. Значение каждой части строения песни. Варианты  строения куплетной формы. Бесприпевная форма построения песни.

Исполнение каноном, похоже на отправку поездов со станции. Сначала отправился один поезд, через интервал другой такой же поезд и т.д. Канон, более сложная  для исполнения музыкальная форма, но интересная, способствующая развитию музыкальной памяти, мышления и координации. Поэтому знакомство с этой формой начинается с ритмических канонов.

Практика.

Определение куплетной формы знакомых, разучиваемых и впервые услышанных песен. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме. Определение вступления и заключение ( дидактическая игра).

Ритмический канон: дети  идут 3 шага вперед, один назад. Затем они делятся на 2 группы и шагают  с интервалом в один шаг (согласно форме канона), затем можно разделиться на 3 группы и т.д. Можно прохлопывать ритмический рисунок, проговаривать несложный текст. Для мелодического канона можно использовать песню  Е. Попляновой «Шла веселая собака».

7. Знакомство с музыкальными терминами: дирижер, композитор,

исполнитель, слушатель.

Теория.

Детям даются понятия терминов, используя иллюстрации, а закрепление понятий проходит  в форме игры.

Практика.

Игра «дирижер». Дети делятся на 2 группы и встают напротив друг друга, они «мячики».  В центре  стоит дирижер. Под музыку  «дирижер»  поднимая и опуская кисть руки, показываякакой группе и в каком темпе прыгать.   Желающие дети в качестве дирижера проводят  некоторые, хорошо разученные  распевки.

Композитор (дети) сочиняют попевку на заданный текст.

Исполнитель и слушатель - дети делятся на 2 группы. Сначала одни поют, танцуют или играют на шумовых инструментах, другие слушают, затем наоборот. 

 Примерный репертуар

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

На одном звуке:

«Андрей – воробей» -  русская народная потешка,  «Барашеньки – крутороженьки»  - русская народная потешка.

Два соседних звука:

«Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Уж как шла лиса» русская народная потешка.

В объёме терции:

«Лиса» русская народная мелодия в обр. В. Попова, «Бай – бай» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

В объёме кварты:

«Петушок» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дождик» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова,  «Идет коза» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дроздок» русская потешка.

Движение мелодии по трезвучию:

«Сапожник» эстонская народная песня, «Три синички»  К.Крафт, «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. 

Песни.

«Песенка о гамме»  муз. Г. Струве, слова Н.Соловьёвой;  «С нами друг»  муз. Г. Струве, слова Н.Соловьёвой. 

Совместное исполнение  песни взрослых и детей.

«Про козлика»муз. Г. Струве, cлова В. Семернина; «Моя Россия» муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой;  «Железная дорога» Е. Птичкин; «Песенка о дружбе» муз. М. Парцхаладзе, слова М. Лаписовой; «Зеленые ботинки» муз. С. Гаврилова, слова Р. Алдониной.

Песенное творчество.

«Поезд» Т. Бырченко, «Снежок» Т. Бырченко»,«Колыбельная» В. Карасева,

«Машина» А. Попатенко.

Артикуляционные гимнастики М.Ю. Картушиной.

Скороговорки:

- «Саша любит сушки»,

- «Села мышка в уголок, съела бублика кусок»,

- «Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку»,

- «Воробей просил ворону, вызвать волка к телефону»,

- «Шел баран по крутым горам»,

- «Вырвал травку, положи на лавку»,

- «У ежа и елки, все иголки колки»,

- «От топота копыт, пыль по полю летит»,

- «Четыре черненьких, чумазеньких чертенка,

Чертили черными чернилами чертеж».

Упражнения на формирование певческого дыхания.

«Не задуй свечу»

Для разучивания этого упражнения нужно зажечь свечу и показать,  как нужно выдыхать, чтобы свеча не погасла (выдох через улыбку или через «трубочку»).

«Надуй шарик»

Держим в руках воображаемый сдутый шарик, вдыхая через нос и выдыхая через рот воздух, «шарик постепенно надувается», руки расходятся в стороны. Через 3-4 выдоха хлопок «шарик лопнул».

«Понюхаем цветок»

Представляем, что у нас в руках ароматный цветок,  и мы наслаждаемся его запахом. Постепенно медленно вдыхаем воздух, сколько сможешь. Грудная клетка приподнимается. Нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи.

«Едем на машине»

Сделав вдох через нос, напором выдыхаем воздух через расслабленные губы, от этого они свободно вибрируют, напоминая «гул машины».

«Барабан»

Вдыхаем воздух и следим, чтобы живот стал упругим как  барабан.

«Комарики и пчелы»

Изобразить,  как жужжит комар, пчелы на длинном сплошном звуке, затем прерывисто.

 «Прилив-отлuв»

Распеваются гласные звуки, сначала на крещендо, затем на диминуэндо.

«Самолет»

Изображаем звук взлетающего самолета.

 Организационно – педагогические условия реализации программы:

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: репетиционного зала, фортепиано, магнитофона, аудиозаписей.

Из дидактического обеспечения необходимо наличие нотного материала, атрибутов для игр, дидактические игры, рабочая тетрадь по количеству детей, мелодические и ударные музыкальные инструменты.

Планируемые результаты освоения программы:

- исполняют произведение на форте (громко)  и пиано (тихо);

- сохраняют певческую установку стоя и сидя;

- используют активную артикуляцию;

- поют хором в унисон;

 - определяют куплетную форму;

- объясняют понятия: пауза, композитор, исполнитель, слушатель.

Оценочные материалы:

С целью установить, насколько у детей развиты вокальные навыки: интонационный слух, диапазон, чувство ритма, музыкальная память, ладовое чувство, проводится диагностика в начале и конце обучения. Оценка по 3-х бальной системе.

Диагностика музыкальных способностей К.Тарасовой.

Чувство музыкального ритма

Диагностическое занятие по определению уровня развития чувства музыкального ритмапроводится индивидуально. Педагог сидит за фортепиано, ребёнок - рядом, но не очень близко. Сначала он только слушает музыкальный отрывок, исполняемый на фортепиано, а затем, одновременно со вторым, третьим и четвертым его воспроизведением - хлопает в ладоши под музыку. Ребёнку предлагаются, таким образом, три попытки решения музыкально-ритмической задачи. Анализ результатов проводится на основе выявленных и описанных   типов решения задач.

Музыкальный материал:С.Майкапар, «В садике» (8 тактов); О.Комарницкий, «Марш шахматных фигур» - для наиболее    продвинутых  в качестве дополнительной задачи.

Инструкции ребёнку.Перед первым прослушиванием: «Послушай внимательно музыку, а потом, когда я буду играть ее повторно, ты будешь хлопать в ладоши». Перед вторым проигрыванием отрывка: «А теперь я буду играть, а ты под музыку хлопай в ладоши». Перед третьим и четвёртым: «Хорошо. Давай поиграем так ещё раз».

После первой попытки воспроизведения ритмической  структуры ребёнка нужно обязательно похвалить (независимо от качества этого воспроизведения), а затем дать ему ещё две попытки, сохраняя положительное отношение к результатам его работы, но предлагая каждый раз ещё точнее хлопать в ладоши под музыку. Таким образом, ребёнок во время первого проигрывания только слушает музыку, а во время трех последующих - одновременно воспроизводит её ритм хлопками в ладоши.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Ребенок решает предложенную ритмическую задачу («В садике») по беспорядочному типу это -показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень. Ребенок     решает         предложенную     задачу

(отрывок из пьесы «В садике») по адекватному типу: воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз (без ошибок или с 1 - 2 -мя ошибками).

Этот тип решения задачи (данной степени сложности) является  показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма.

Высокий уровень.    

Для выявления детей с высоким уровнем его развития в этих возрастных группах мы предлагаем более сложную по ритму музыкальную задачу: «Марш шахматных фигур» О.Комарницкого. Если ребенок решает ее по адекватному типу, относим его к высокому уровню.

Звуковысотный слух

На диагностическом занятии ребенку предлагали спеть песенку, которая ему нравится, или, если у него возникали затруднения, педагог сам выбирал песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на музыкальных занятиях.

Музыкальный материал. Песня по выбору ребенка или педагога...

Инструкция ребёнку.«Спой мне песенку, какая тебе нравится» или, например, « Спой песенку про собачку Жучку. Помнишь её? Мы пели её на музыкальных занятиях». Напоминает ребёнку песню и аккомпанирует в удобной для него тональности.

Показатели уровней развития

Низкий уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии.

Средний уровень.Ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные её отрывки.

Высокий уровень. Ребенок чисто интонирует всю мелодию песни.

Методическоематериалы:

  • Ø Комплект наглядных пособий "Вокально-хоровая работа в детском саду" М.Картушина;
  • Ø Наглядное пособие "Игровое распевание" А. Евтодьева;
  • Ø Музыкальный альбом в картинках "Учись вместе с мамой" И.Домогацкая;   
  • Ø Дидактические игры:                                                                   

"Лесенка", "Сложи ритм", "Солнышко и тучка", "Весело - грустно",

"Угадай-ка", "Что делают в домике", "Быстро - медленно".

  • Ø Рабочая тетрадь «Путешествие паровозика Тимошки» О. Н. Нацвина 

Формы контроля:

Формой контроля, подведения итогов реализации программы дополнительного образования является: участие в  концертах, конкурсах, фестивалях. Отчётный концерт перед работниками, воспитанниками ДОУ и их родителями. 

Литература.

1.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176с.

  2. Методические издания по дополнительной образовательной услуге «Хор»:Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. – С.-Петербург, «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.

3. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио., - СПб.: Издательство «Лань».1999. – 64с.

4. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, - Ростов – на  - Дону: Феликс, 2007. – 57с.

5. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей  детей дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М.,  центр «Гармония», 2002. – 35с.

6. Трубникова М.А., Музыкальные ступеньки: игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами, - М., 1998. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое пение в детском саду

Хоровое пение в детском саду...

Статья на тему "Хоровое пение в детском саду"

Хоровое пение в детском саду...

Хоровое пение в детском саду

Статья о том, что в последнее время большое внимание уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Важной задачей музыкального образования дошкольников считается воспитание навыков пен...

2017 г.-"Хоровое пение в детском саду"

quot;Хоровое пение в детском саду"...

Хоровое пение в детском саду

    Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональны...

Статья "Вокально - хоровое пение в детском саду"

                       Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они ...

Памятка для родителей "Хоровое пение в детском саду"

О пользе и важности хорового пения для дошкольников...