Ознакомление дошкольников с родным городом средствами музейной педагогики.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_oznakomlenie_doshkolnikov_s_rodnym_gorodom_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек, поэтому одна из важнейших задач стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, интерес к истории своего края, города.
Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призванные формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В современных условиях наблюдается противоречие, обусловленное нежеланием родителей уделять должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников вследствие отсутствия единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Дети владеют недостаточной информацией о родном городе, отсутствует интерес к истории города, культурным ценностям, гордость за свой родной город.
Интерес к истории и культурным ценностям начинает формироваться с юного возраста. Музей, где хранятся подлинные ценности, остаётся уникальным проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика помогает усилить воздействие музея на духовный мир ребенка. Перед педагогами дошкольных учреждений в наше время стоят важнейшие задачи: приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и художественный вкус.
Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.
К сожалению дошкольники чувствуют себя ограниченно в условиях обычного музея (нельзя громко говорить, трогать экспонаты, быстро двигаться). Даже частые посещения музеев не дают желаемого результата.
Поэтому так необходимо создавать свой музей на базе детского сада, это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Музей, хранитель подлинных свидетельств о прошлом, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Ребенку необходима помощь в осознании многообразия связей, существующих между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача – не растерять тот огромный исторический и культурный опыт. Накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное и воспитательное воздействие.
Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в будущем.
Дошкольнику понятно и близко то, что находится в непосредственном его окружении. Дети способны воспринимать разнообразный музейный материал, качественно использовать знания и опыт, полученный во время посещения экспозиций, однако эффективность познавательного и воспитательного процесса заключается в адаптированности и форме подачи информации, использовании интерактивных средств, грамотной организации познавательно-досуговой деятельности. Для детей дошкольного возраста не столько важен материал музейной экспозиции, сколько форма его презентации. Им доступна лишь информация, преподнесенная в яркой образной и игровой форме. По определению И.Г. Песталоцци, в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки», т.е. детям присущ наглядно-действенный путь познания. Поэтому их особенно интересуют красочные интерактивные выставки, действующие модели, возможность потрогать экспонат руками. Малышам противопоказаны монологические экскурсии. Наиболее соответствуют психологическим возможностям детей интегрированные виды деятельности, включающие элементы игры, творческие задания (найти спрятанный предмет, дорисовать отсутствующие на картинке фрагменты, собрать близкие по смыслу объекты, восстановить интерьер, одеть героя). Такая форма подачи музейного материала вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, а встреча с музеем становится радостью, незабываемым фактом в маленькой еще биографии ребенка. Апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, можно решить такую сложную задачу, как включение в мир культурно-исторических ценностей.
Первое ознакомление с музеем происходит во второй младшей группе. Дети привлекаются к совместному участию с родителями, старшими дошкольниками к развлечениям, проводимым в музее. В средней группе воспитатель приводит детей на экскурсию, знакомит с правилами посещения музея и его содержанием. Постепенно их учат смотреть, детально рассматривать, выделять главное, обобщать увиденное. Воспитывают бережное отношение к экспонатам, проводят музейные игры. В старшей и подготовительной к школе группах с детьми проводят занятия в музее. Они строятся на основе принципа интеграции и включают в себя: рассказ воспитателя, демонстрацию экспозиционных предметов, театрализацию, прослушивание музыкальных произведений, музейную игру. Детям предлагаются творческие задания с элементами изобразительной деятельности. При организации и проведении музейных мероприятий воспитатели исходят из уровня подготовленности воспитанников, подбирают доступный материал. Ребенку недостаточно зрительного восприятия и словесного рассказа взрослого, ему нужно использовать движение как способ постижения нового. Музейная педагогика предполагает взаимосвязь экспозиции музея с деятельностью детей (игровой, продуктивной, художественно-речевой).
Существенная особенность детского восприятия – лучшее усвоение детьми материала через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления таких слов, как: прялка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, использованные в процессе игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга, не помогут постичь значения старины, которое так важно понять. Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребенку подолгу стоять у музейной витрины.
Опыт показывает, что наиболее удачны и интересны для детей интегрированные виды деятельности, включающие в себя:
рассказ воспитателя;
демонстрацию музейного предмета из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
обыгрывание обрядов и традиций праздников;
продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
В продуктивной деятельности дети закрепляют усвоенный материал (придумай и раскрась рисунок прялки или распиши силуэт дымковской игрушки), приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, свистулькой и т.п. Дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминая сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. Живя в этой среде и проигрывая ситуации, они постигают законы жизни в обществе, систему человеческих ценностей, устройство мира.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
Ознакомление дошкольников с родным городом средствами музейной педагогики.
Выполнила:
Башмакова М.А. – воспитатель.
г. Воронеж
2022г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"
Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом" ...
Чтение художественной литературы как средство ознакомления дошкольников с родным городом и краем
В статье представлен материал по формированию патриотических чувств дошколньков в процессе ознакомления с произведениями писателей Кольского Заполярья....
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год. Средняя группа.
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогикина 2016-2017 учебный год. Средняя группа....
Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"
Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"...