Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_-_kopiya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным городом.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
-Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Педагог:
Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих).
ПАТРИОТИЗМ – ЭТО
-Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка
Любовь к Отчизне.
В.И.Даль. Толковый словарь русского языка
-Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Вопросы:
-Что такое Родина для вас? Какой мысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)
-У каждого из вас свой образ Родины.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
-У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен её предать.
-Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Актуальность темы.
В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно — патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.
-С чего же начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род.
(Человек, семья, род, народ, Родина.)
Д.С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Д/и « Назови ласково» (с мячом)
Передаем мячик и друг друга называем ласковым именем. После того как образовался круг, ведущий говорит:
-У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья, живущие в одной стране.
Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия это наша большая Родина.
2. Игра с кубом «Назови пословицу»
Какие пословицы вы можете вспомнить про Родину?
§ Родина любимая, что мать родимая.
§ Жить – Родине служить.
§ Береги землю родимую, как мать любимую.
§ Одна у человека мать, одна и Родина!
§ Всякому мила своя сторона.
§ Дома и стены помогают.
§ Своя земля и в горсти мила.
Из этих пословиц видно, как человек любит свою Родину.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина.
3. Игра –эксперимент с картинками:
«Достопримечательности нашего города»
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию по достопримечательностям нашего города. Но сначала нам нужно собрать слово из букв.
Вот так выглядит зашифрованное название нашего города. «СТРОИТЕЛЬ»
(Рассказы о достопримечательностях нашего города)
Наш город просто невозможно не любить: ведь он молодой, красивый, растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе и подрастающее поколение – наши дети!
Мой город любимый родной,
Имя журчит ручейком – Строитель мой.
Он стоит передо мной
Сердцу милый край твой мой золотой.
Наш город постоянно растет и развивается. Появляется много зданий, домов.
4.Словесная игра «Хорошо-плохо»
Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ.
-(Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни).
-Для чего нужны дома? (Дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега)
- А в нашем городе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые)
- Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо?
Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
- А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему? Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.
В нашем городе на сегодняшний день проживают много горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.
А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно.
Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.
Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете? (ответ)
Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? (ответ)
Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете? (ответ)
Вы красивое здание, что Вы чувствуете? (ответ)
Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.
5. Динамические пауза «Наша Родина-Россия
(способствует повышению работоспособности)
В нашей стране горы- высокие (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
6. Тренинг «Разреши проблемную ситуацию
-Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов.
-Что бы было, если бы на домах не было номеров?
-Что бы было, если бы улицы города не убирались?
-Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?
-Следует помнить, что проблематизация — это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников. Составим рассказ о своем городе.
Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе.
7.«Букет красивых пожеланий»
Предлагаю вам подарить нашему городу букет красивых пожеланий. Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Город Строитель, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).
8.Пальчиковая гимнастика
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Красивый фонтан – это раз,
Площадь на улице Ленина – это два,
Улица Центральная – это три,
Широкая, светлая – посмотри.
А четыре — я живу в квартире.
Пять –люблю в парке «Маршалково» и парке Роз гулять.
Город я свой очень люблю,
Его я очень берегу!
-Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.
Получился прекрасный букет!
В заключение:
Много городов у нас красивых,
Их названий и не перечесть.
Только всех милее мне в России
Строитель - спасибо, что ты есть.
- Я надеюсь, что предложенные мной приемы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.
9.Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.
§ Сегодня я узнала, что…
§ Было интересно…
§ Я выполняла задания…
§ Я поняла, что …
§ Я приобрела…
§ У меня получилось…
§ Я попробую…
§ Меня удивило…
§ Мне захотелось…
Спасибо вам за общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....
Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников
Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...
Родительское собрание «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»
Задача взрослых, чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем истоками патриотических чувств.Основной целью родителей должно стать форми...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...
Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...