Статья "ДЕТСКИЕ ИГРЫ – СПОСОБ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
статья
Особо важный период становления личности - это период дошкольного детства. Именно в эти годы ребёнок обретает опыт и первоначальные знания об окружающем мире. У него формируются определённые навыки и привычки. Личностное отношение к людям, к труду. Правила поведения дома, на улице, в общественных местах. Складывается определённый характер! И поэтому очень важно контролировать его сюжетно- ролевые игры. Именно через детские игры дошкольник удовлетворяет свою любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ ИГРЫ –
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особо важный период становления личности - это период дошкольного детства. Именно в эти годы ребёнок обретает опыт и первоначальные знания об окружающем мире. У него формируются определённые навыки и привычки. Личностное отношение к людям, к труду. Правила поведения дома, на улице, в общественных местах. Складывается определённый характер! И поэтому очень важно контролировать его сюжетно- ролевые игры. Именно через детские игры дошкольник удовлетворяет свою любознательность. Овладевает сравнительными способностями познания окружающих его предметов и игрушек. Начинает вырабатывать самостоятельные способы применения игрового материала. То есть его ум - центральная и переферическая нервная система, согласно управления мозга пирамидальным телом способен чётко работать в системе: Анализ, с концентрацией внимания. Обобщение, со всеми видами сравнительных действий. Синтез, с поэтапным выбором возможностей применения. Логизм, быстрое решение с получением успешного результата. И вот ЦНС, под руководством Пирамидального тела включает Кинетику, с её временно- пространственной ориентацией. Моторику, пальцевую и речевую. Звуко -речевую Акустику. Образно- красочную Оптику. И чуть-чуть для восприятия и успеха действий не хватает. Оказывается, самое главное в структуре Учебного очага - Логоритмика, у многих детей почти не формируется! Потому что детские стихи современные дети не слушают, не заучивают, не читают. Порой слушать, да ещё неоднократно повторить, рисуя восприятие стиха не желают, погружаясь в телефонно-компьютерные мультики. В результате таких, не безопасных для слуха и речи псевдо - воспитательных процессов развитие интеллектуально -речевой деятельности задерживается. И вот тогда, лучше всего удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активные способы адекватного познания мира позволяют детские, сюжетно-ролевые игры. Эти игры создаются самим ребёнком при общении его с братьями, сёстрами или детсадовскими сверстниками. Фактически любая игра является одной из основных форм развития процессов воспитания, обучения и формирования не только мыслительной, но и речевой деятельности! В игре ребёнок ощущает себя весьма важным членом коллектива. Ибо он может оценивать действия и поступки своих друзей. Проявлять взаимопомощь, великодушие! В игре ребёнок подражает взрослым людям его семьи. Вот почему нельзя в присутствии ребёнка грубить, скандалить. Семейный опыт взаимоотношений очень быстро сказывается на развитии или недоразвитии личности ребёнка. Фактически, любая игра является своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых и наоборот. Лучший способ добиваться развития успешных, творческих способностей - это сюжетно ролевые игры. Любую ролевую игру легко сделать обучающей. Игра захватывает интерес ребёнка и определяет выбор речевых средств. Способствует получению речевых навыков и умений образно мыслить. Позволяет активизировать физическое и речевое общение детей в различных ситуациях. Именно сюжетно- ролевые игры способствует овладению навыками диалогической речи и личностными отношениями.
Они убирают комплекс неполноценности и в целом обеспечивают обучающие функции. Чем раньше начинать сюжетно-игровое развитие речи ребёнка, тем успешнее сложится его личность. Речь - это наиважнейшая психологическая функция организма человека. Речь, словно "зеркало" отражает эмоциональные состояния, результат мыслительных операций, саморегуляцию и вхождение в окружающий социум. Речь имеет огромное влияние на формирование личности ребёнка. Развитие речи физиологически достигается постепенно, согласно возраста ребёнка. До года - звуки и слоги.
С года до двух лет - простые, одно или двухсоставные слова: Дай, на, Ко-ко, Мама, Папа, Ляля, Пить, Суп и т.д. А также предложения, односоставные, нераспространённые: «Мама, супи дай!" С двух до трёх лет речь и мыслительная деятельность активно развиваются. Накапливается словарный запас. Появляются более сложные слова и предложения. С трёх до четырёх лет у каждого ребёнка подражание и внимание к речи старших детей и взрослых ещё более усиливается. Ребёнок даже способен отдельными предложениями пересказывать прочитанные сказки. Довольно легко заучивать детские стихи, типа: "Мишка косолапый по лесу идёт! Шишки собирает, песенки поёт." А вот с четырёх до пяти лет желательно уже воспитывать послоговую"Технику чтения», поэтапно включая структуру Алфавита. И прежде всего сравнительно изучить гласные звуки Первого ряда: а,о,у,ы,э!Ааа-Оооо, в чём разница произношения? Губы: большой круг и овальный! Ууу- Ыыы? Губы трубочкой и лодочкой! Эээ? Губы: большой круг, как у звука Аааа! Но язык подымает заднюю часть вверх! Далее идёт вторая структура, Парные звонкие и глухие согласные. Б-П, В-Ф,Г-К,Д-Т,З-С,Ж-Ш. Тут язык всегда вверху!
Но главное то, что включается горлышко. Учим очередное правило Успешной речи: "Если горлышко стучит, значит звонкий звук бежит! Горлышко не колыхнётся, значит звук глухой крадётся!" Причём неоднократно обращаем внимание ребёнка на то, что гласные звуки проговариваем широко открытым ртом и язычок всегда внизу. А согласные звуки смыканием-размыканием губ, а язычок всегда вверху! Ребёнок должен навсегда усвоить главное правило: "Без гласного слога не бывает! Без слога слова не получится!" И вот теперь начинаем составлять слоги и слова. Возможно и простые словосочетания. Предложения. Продолжаем изучать третью структуру Алфавита: Сонорные согласные: Р, Л, М, Н. И далее звук и буква "Й». Присоединяем к ней гласные 1 ряда: ЙА- Я! ЙО- Ё! ЙУ-Ю! ЙЫ-И! ЙЭ- Е! И вот мы получили четвёртую структуру: Гласные слияния двух звуков, дающие мягкость звучания. Их называют буквами: Я, Ё, Ю, И, Е! Далее пятая структура Алфавита: Шелевые согласные. Щ, Ч, Ц! Вот и пошла в изучение вся полнота Речевой цепочки от звуков до предложения. Более того, очень важно до школы воспитать ещё одну основу успеха: Моторику письма печатного текста. Научить ребёнка сопряжённо со взрослым или обводкой по карандашному наброску печатать всю Речевую цепочку: Буква, Слог, Слово, Словосочетание, Предложение. Причём предложение лучше проговорить логоритмично и напечатать соответственно под образно-красочным рисунком в конце занятия. Рисунок должен проявить основную цель темы занятия. Например, тема "Звук и буква, А- а ": "Красный арбуз, сладкий на вкус».
Надо чётко помнить высказывания профессоров педагогики: " Печатный текст - приём информации в себя. Письменный текст - передача информации от себя." Вот почему к Пяти годам, в крайнем случае до Семи лет в игровой форме необходимо усвоить Технику правильного, звукового чтения и Моторику чёткого буквенного письма - печатного текста. И тогда в школе появится очередная Успешная личность! Отмена грамотной подготовки детей к школе в детсадах чревата последствиями ЗПР или Задержки Психо- речевого Развития. Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче ему учиться и чётко высказывать свои мысли. Тем шире его возможности, более полноценны отношения со сверстниками и взрослыми.В целом, активнее идёт его личностно- психологическое развитие. Включая развитие речи и обогащение словарного запаса.
А также формирование грамматического строя речи. В процессе сюжетно-ролевых игр ребёнок постепенно и осознанно овладевает способами словестного выражения определённых мыслей и действий. В конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и образно. Формируется грамматический строй речи, умение выражать свои мысли не только простыми, но и сложно - составными предложениями. Порой ярко и образно изложенными с правильным использованием грамматических форм рода, числа, падежа.Вот почему дошкольные занятия по развитию устной и письменно-печатной речи должны включать в себя сюжетно-ролевые игры. Любая сюжетно-ролевая игра есть сильнейшее средство социализации личности ребёнка, его психологического развития. И конечно же мощное развитие речевой активности и мыслительной деятельности. В целом тогда идёт формирование достойной личности. Чтобы в стране было, как можно больше умных и успешных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"
Игра для детей - это учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....
Игра- способ познания мира
Консультация для родителей по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста...
Связь речевого развития ребенка с познанием окружающего мира
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Задачи развития элементарных естественнонаучных представлений в детском саду реша...
Д/Игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с городами героями России.В комплект входят: игровое поле, открытки и карточки с фотографиями городов – героев России по 9 шт., кубик, фишки....
Сюжетно - ролевая игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.
Дети 5-6 лет с удовольствием участвуют в сюжетно ролевых играх, примеряя на себя различные роли. Данное пособие позволяет не только соревноваться в ловкости и быстроте гоняя шарики по лабиринтам, но и...
Презентация "Интерактивные игры "Мерсибо", как инструмент речевого развития ребенка"
Насколько ребенок увлечен,настолько и эффективны занятия.Всем известно, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому разработчики интерактивных игр «Мерсибо» взяли за основу ...
Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»
Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»...