Связь речевого развития ребенка с познанием окружающего мира
консультация по логопедии на тему
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Задачи развития элементарных естественнонаучных представлений в детском саду решаются параллельно с задачами развития речи, т.к. речевое развитие – это основной аспект развития ребенка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь речевого развития ребенка
с познанием окружающего мира
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Задачи развития элементарных естественнонаучных представлений в детском саду решаются параллельно с задачами развития речи, т.к. речевое развитие – это основной аспект развития ребенка в целом.
окружающего мира, в пассивном словаре детей появляются новые слова и выражения, смысл которых не всегда понятен ребенку. Наша задача активизировать словарный запас детей, т.е. научить ребенка использовать эти слова и выражения в свободной речи, зная и понимая их смысл.
Выбирая тему занятия по развитию естественнонаучных представлений, составляя программное содержание, очень важно продумать речевые задачи. Это могут быть:
- работа по расширению и уточнению словарного запаса детей;
- работа над слоговой структурой слова;
- работа над формированием фразы и ее грамматическим оформлением;
- игровые приемы на закрепление новой лексики.
- Каким образом это делать? Давайте рассмотрим подробнее.
Работа по расширению и уточнению словарного запаса детей.
При подготовке к занятию воспитателю необходимо продумать словарную работу, точно знать лексическое значение новых слов и понятий, и умение доступно объяснить их ребенку. Для этого необходимо использовать различные словари, например, словарь неологизмов, чтобы уметь объяснить любое явление с научной точки зрения, но языком доступным для понимания ребенка.
Работа над слоговой структурой слова.
Новые слова трудны не только для понимания, запоминания, но и для произношения, поэтому воспитатель должен несколько раз правильно и четко произнести новое слово или выражение, затем предложить детям произнести слово
хором, потом выслушать каждого. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые педагоги, на то, что новое трудное слово, со сложной слоговой структурой, со стечением согласных нужно проговорить четко, но нельзя произносить скандировано, по слогам, а нужно говорить медленно, нараспев, не забывая о слогослиянии (Например: космонавтика, космический корабль, космическое пространство и т.д.)
Работа над формированием фразы и ее грамматическим оформлением.
После того, как познакомили детей с новым словом, необходимо показать употребление данного слова в различных контекстах, т.е. показать его изменение по числам, родам и падежам, если оно изменяется. Если не изменяется, то объяснить, что данное слово во всех случаях звучит одинаково. Воспитатель на занятии приводит примеры разного контекста, продумывает дидактические и сюжетно – ролевые игры для закрепления и введения новых слов в спонтанную речь.
В детском саду познание окружающего мира идет через детское творческое экспериментирование, в процессе которого ребенку даются различные термины и научные понятия. Это название оборудования, материалов, сам процесс. Например, во время опыта с водой мы называем необходимое оборудование: колба, пробирка, фильтр. Называем действия, которые производим: от слова фильтр – фильтровать, фильтруем и т.д. Таким образом, воспитатель показывает изменение слова со сложной слоговой структурой. Игры - экспериментирования очень нравятся детям, вызывают множество положительных эмоций, удивление и восторг. Часто после таких занятий дети не могут по-русски объяснить, чем они занимались, используют отдельные слова (я…это… вот в это…потом взял и так сделал…), помогают жестами рук. Из такого высказывания трудно что-либо понять. Поэтому, проводя анализ в конце занятия, воспитатель еще раз произносит новые слова и все действия, которые выполняли дети. Это будет эффективно при неформальном подходе воспитателя к анализу деятельности детей.
Влияние неживой природы на речь детей очевидна, неживая природа несет в себе множество неречевых звуков, таких как свист ветра и шум моря, журчание воды и гул самолета и т.д. В них ребенок может услышать звуки родного языка: в шуме моря звук ш- ш- ш-ш, свист ветра или струйка воды, бегущая из крана – звук с-с-с-с, гул самолета – звук у-у-у-у, гудок парохода – звук л-л-л-л. У детей
достаточно хорошо развито воображение, воспитатель должен уметь эти знания использовать для развития речи. Нужно грамотно подойти к фантазии ребенка, продумать вопросы. Например: слушаем шум моря или шум ветра, спросить ребенка, что он слышит, какие звуки, покажи, как шумит море? Ребенок произносит услышанный звук, и таким образом переводит неречевые звуки в речевые.
Объясняя ребенку любое природное явление, мы сначала объясняем процесс, потом этот процесс называем словом, т.е. сначала действие, потом слово (название).
Знакомство детей с элементарными естественнонаучными представлениями не возможно без использования различных энциклопедий, альбомов, словарей. Воспитатель должен научить детей добывать знания самостоятельно из различных литературных источников. Современные энциклопедии, атласы, альбомы имеют мало текста и прекрасно иллюстрированы, что позволяет ребенку самостоятельно найти ответы на многочисленные «Как?» и «Почему?». Для ребенка это первый опыт общения с книгой не как с развлечением, а как с умным другом, а в дальнейшем, как с учебным пособием.
Итак, чем больше дети усваивают действий, понятий и процессов, тем шире их активный словарь, ярче и эмоциональнее лексика, выше уровень развития интеллекта и мировоззрения.
«УСВАИВАЯ РОДНОЙ ЯЗЫК, РЕБЕНОК УСВАИВАЕТ НЕ ОДНИ ТОЛЬКО СЛОВА…,НО БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО ПОНЯТИЙ, ВОЗЗРЕНИЙ НА ПРЕДМЕТЫ, МНОЖЕСТВО МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ, ЛОГИКУ И ФИЛОСОФИЮ ЯЗЫКА»……………………………………………………………………………….
К.Д. УШИНСКИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Роль речевого развития в познании окружающего мира»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...
Непосредственно-образовательная деятельность по направлению «познавательно-речевое развитие»: образовательная область «Познание» (Окружающий мир) во второй младшей группе по теме: «Прогулка в зимний парк»
НОД по направлению "познавательно-речевое развитие", образовательная область "Познание" во второй младшей группе. "Прогулка в зимний парк", цель: обучать детей вести наблюдения за птицами, изучить обр...
" Весений переполох" -речевое развитие, познание окружающего мира.
Создание условий для формирования и закрепления представлений детей о весне и её приметах.Составление мнемотаблицы на стихотворение Е.Стюарт "Весна"...
Консультация "Роль семьи в исследовательской деятельности ребенка в познании окружающего мира"
Для развития исследовательской деятельности ребенка необходимо прежде всего, чтобы взрослые поддерживали его любопытство и интерес, предоставляли больше возможностей в...
проект «Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №2» «Мастерская индивидуального развития» «Сенсорное разв...
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие речи») на тему «Путешествие по родному краю»
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,...