Методики исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор методик исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.
Название методики | Цель методики | Возраст респондентов | Время заполнения методики | Процедура подсчета результатов | Особые примечания |
Методика «Лесенка» | Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада), в семье. | С 3-7 лет | 5 мин. | Ступенька 1 – завышенная самооценка, Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка, Ступенька 4 – заниженная самооценка, Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка, Ступенька 7– резко заниженная самооценка | Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами (7 ступеней). Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
Методика «Несуществующее животное» | Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. | С 6 лет | 15 мин. | Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка. Необходимо проанализировать все детали рисунка, рассмотреть полученные результаты и свести их в одно целое. Полноценный психологический портрет невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. | Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием. |
Методика «Автопортрет» | Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка, самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. | С 6-7 лет | 15-20 мин. | В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки. Интерпретация результатов проводится по 14 признакам. | Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет |
Методика Цветовой тест Люшера | Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям | С 3-5 лет | 10-15 мин. | Оценка результатов:
| Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды. |
Методика «Аппликация» | Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. Это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта. | С 3-5 лет | От 2 мин. до 20 мин. | В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомят с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. | Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...
Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Данна...
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....