"Использование ТРИЗ в познавательно - исследовательской деятельности"
методическая разработка
Семинар - практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_ispolzovanie_triz_v_poznovatelno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТРИЗ в познавательно-исследовательской деятельности.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени — дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.
Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ-технологией Г. Альтшуллера — развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания.
А познавательная активность — это потребность в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
В дошкольном возрасте на основе этой потребности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии. Так как эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности дошкольников, которая в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.
Задачи ТРИЗ технологии:
‒ формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать;
‒ учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;
‒ развивать умения анализировать новые ситуации;
‒ воспитывать у детей интерес к процессу познания;
‒ воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Для решения этих задач, можно использовать такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.
Основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Технология ТРИЗ позволяет развивать: с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность. А с другой — познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Познавательную деятельность можно представить следующими компонентами:
познавательный интерес — направленность;
устойчивость — постоянное стремление к познанию, к новым знаниям, осознанность, эмоциональная насыщенность;
познавательная потребность — потребность в знаниях, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;
познавательная активность — это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений;
воображение— это создание мыслимого образа, то есть способность мысленно представить себе образ того или иного предмета.
Можно сделать вывод, что для развития у детей дошкольного возраста познавательной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше компонентами.
Поэтому изучив структуру и компоненты познавательной деятельности, были подобраны игры и упражнения ТРИЗ на развитие познавательной активности. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
В первую очередь это мозговой штурм. Этот метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Игру «Хорошо — плохо» — можно использовать для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого нужно выбирать объект, а дети должны находить положительные и отрицательные качества данного объекта. (В следующем году мы пойдём в первый класс — это хорошо или плохо?).
В игре «Чёрное и белое» детям можно предложить классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. Кто может жить в черном домике? — волк; баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? — Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предлагала проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?
Игра «Четвертый лишний», самая часто используемая — дети быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводилось сравнение.
В игре «Мир вокруг нас» — дети умело классифицируют все объекты материального мира на природные и рукотворные объекты.
Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был — большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Метод системного анализа позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в прошлое и будущее предмета.
Игра «Кем (чем) был» — помидор в прошлом зернышко, в будущем томатный сок, салат. Цыпленок в прошлом яйцо, а в будущем курица, петух.
Одним из интересных методов для развития воображения детей дошкольного возраста, является морфологический анализ: это, прежде всего активизация творческого мышления, выявление всех возможных вариантов решения проблемы, обогащение знаний детей об объекте.
Самой используемой игрой этого метода является игра «Да— нет». Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает — другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Эта игра учит самостоятельному структурированию информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. Метод фокальных объектов — это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.
Метод фокальных объектов — это ловушка для идей! Цель игры «Фантастическое животное» — научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик. Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать. Осьминогожираф — Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде. Слонопрыг — Живет в воде и на земле. Очень добрый. Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям.
Метод — Моделирование Маленькими Человечками, в играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, творческой личности.
Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность. Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана). Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия — «бегущие», дети характеризуют их как «летающие». Дошкольники очень любят играть в подвижную игру «Мы — маленькие человечки». Ребята встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый. Дети стоят крепко держась за руки, если, например, воспитатель говорит «камень», начинают бегать — «пар», «дым», «запах», стоят рядом, касаясь плечами — «вода», «молоко», «сок».
С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу, пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой, с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.
В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. Дети проявляют большую активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов.
Также у детей появляется стремление к новизне, к фантазированию, обогащается речь детей, расширяются познавательные способности.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной
самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием
приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием. Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ!!!
Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ.
Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения.
Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной.
Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.Модели...
« Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»
laquo; Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»(из опыта работы) Познавательная деятельность - это акти...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...
«Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ...
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...
Использование ТСО в познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Использование ТСО (технических средств обучения) в познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...