Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Вода и огонь – наши друзья».
Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ogon-voda.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
Тема: «Вода и огонь – наши друзья».
Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Образовательные задачи:
Расширить знания о пользе и вреде воды и огня в жизни человека. Учить детей делать предположения, выводы, обобщать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи.
Развивающие задачи:
Развивать у детей любознательность, стремление к самостоятельному познанию, коммуникативные способности детей,развивать исследовательские способности,закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи.
Развитие быстроты мыслительных процессов,обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность и осторожность в работе,воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, умение слаженно работать в подгруппе.
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение.
Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы: Фронтально, подгруппами.
Словарная работа: наводнения, стихийные бедствия, муссоны,смерчи.
Предшествующая работа: сюжетно-ролевая игра «Пожарные», выставка рисунков «Огонь–нашдруг»,рассматривание серии картинок «Осторожно, огонь!», Чтение сказок «Кошкин дом», «Путаница», рассказа «Пожарные собаки», дидактические игры «Горит - не горит», «Доскажи слово», разминка «Пожарные», пальчиковая гимнастика «Свеча». Игры с водой, песком, камнями, беседы, просмотр презентаций о воде и огне, ежедневные наблюдения за аквариумом, сосульками.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины, специальная одежда (шапочки, и накидки с эмблемой экспериментатора).
Оборудование для опытов: спички, свечи, полоски бумаги, пинцет,кусочек ваты,ткани емкости с водой, песком, землей, презентация.
Ход ООД:
Воспитатель:
Здравствуйте Ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить окружающим хорошее настроение!
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришел мудрый Звездочет. Он все знает о звездах, планетах, космосе .Но ему интересно.чем ребята занимаются на занятих в детском саду, может быть,он тоже что-то новое узнает , и хочет у вас поучиться. Поможем?
_ДА.
Воспитатель: А о чем пойдет речь на нашем занятие,вы узнаете, когда отгадаете мои загадки. Прослушайте внимательно первую:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Воспитатель: (мозговой штурм :– поиск ответа на вопрос,)
А когда вода бывает» стеклянной»? А когда она» летит», «бежит»?
(ответы детей: когда вода переходит в другое агрегатное состояние и превращается в лед; «летит» – когда идет дождь.снежинки,снег,град; «бежит» - в ручейке,речке» и т.д.)
Воспитатель:
Вторая загадка, ребята, посложней. Будьте очень внимательны!
Он светит и греет.
В кирпичной печи
Он борщ вкусный варит
Печёт калачи.
Полено грызёт он
Трещит и шумит,
И серым и горьким
Он дымом дымит. (огонь)
Воспитатель:
Что означает» огонь борщ варит»? печет калачи? Палено Грызет? (ответы детей )
Воспитатель:
А давайте попробуем придумать свои загадки про огонь и воду? (Придумывание загадок,2-3 загадки).
Воспитатель:
Ребята, а вот наш гость грустный оттого, что мало знает о воде, огне. Может, мы поделимся с ним своими знаниями? (Да)
Воспитатель:
Ребята, у каждого ученого есть своя лаборатория.,там где он проводит различные опыты и экперименты,и я предлагаю вам перенестись из нашей уютной группы в современную лабораторию . Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию .
(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации связанные с водой и огнем, со столами, проектор.), встают полукругом у стены, на которой размещены картинки, на тему огня.
Игра «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Воспитатель:
Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт,например паровоз, ракету, летящую в космос, сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. (воспитатель дополняет ответы детей).
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, от огня гибнут животные, птицы, насекомые в лесу,лес (воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: (метод мозгового штурма)
Ребята,а как вы думаете, как можно потушить пожар, если в доме нет воды?
Ответы детей (принимаются любые ответы детей,даже если они кажутся абсолютно абсурдными,но в результате выбираем один или несколько ,наиболее подходящий по смыслу.(потушить тряпкой;песком; вызвать пожарных,воспользоваться волшебной палочкой и т. Д.)
Воспитатель:
А теперь, ребята, проходите к столам. Обратите внимание, для вас подготовлена специальная рабочая форма экспериментаторов. Наденьте ее, пожалуйста, и усаживайтесь на стулья. Ну вот, передо мной настоящие ученые.
Воспитатель: Итак, мы начинаем наши эксперименты. Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Опыт №1(проводит воспитатель)
Поднести к пламени свечи l-полоску бумаги,2 -вату,З- кусок ткани,4-монету
Вывод: опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься)
А как вы думаете, чем можно погасить огонь? (песком, водой, снегом, пеной, землей). Проверим?
Опыт №2. Дети проводят опыт за столами, где у одних – в контейнерах песок, у вторых – вода, у третьих – земля. (Воспитатель поочередно зажигает свечи, а дети тушат.).
Вывод: Огонь погас, потому что он «боится» воды,песка,земли.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Вот таким послушным может быть огонь. А бывает и такое!
Я хочу рассказать вам сказку про огонь (сценка с участием 2 детей с подготовительной группы):
«Жил- был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял Огонь по лесам, по домам, По деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. И вот повстречался на его пути Человек и сказал:
- Давай, Огонь, померяемся силами!
- Да куда тебе со мной силой мерятся, - сказал Огонь.
-Нет, я докажу тебе, что я сильней, -сказал Человек.
И достал тогда Человек флягу с водой и началась великая битва. Взмолился Огонь:
- Не туши меня, Человек! Верой и правдой тебе служить буду!
Пожалел Человек Огонь и заставил служить себе. Вот только Огонь поставил свои условия:
- Чтобы со мной дружить, надо знать правила и всем их соблюдать.
Человек согласился с Огнем и назвал эти правила пожарной безопасности, стал их соблюдать и дружить с Огнем.( не играй со спичками,выключай электроприборы,не зажигай газ)
Воспитатель:
Ребята, наш гость Звездочет предлагает нам потанцевать с ним. Выйдите из-за столов. Немного отдохнем. (Физкультминутка)
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим. (Руки вверх – глубокий вдох)
Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)
Отдыхаем, отдыхаем.
У костра мы все присели (Присели)
Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)
А костер все выше, выше: (Потянулись вверх на носочках)
Ты, костер, гори потише (Присели)
На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)
Ей могу и поклониться. (Низкий поклон)
Игра «Да - нетка»
Воспитатель: Ребята, не заглядывая в коробочку, вы должные угадать, что лежит у меня в коробке. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю, только «да» или «нет». (если дети затрудняются, педагог дает подсказку:живое-неживое,съедобное-несъедобное, в этом предмете есть неопасный огонь). (В коробочке – фонарик)
Воспитатель (выявление противоречий):
-А теперь, ребята, давайте поговорим о воде. Ответьте, пожалуйста, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) .
Хорошо: Наш организм на 80 % состоит из воды. Без воды человек может прожить не более 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах. (воспитатель дополняет ответы детей).
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов., разрушая постройки. (воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель предлагает – 25 сек. посмотреть видеоролик о пользы воды.
Игра-фантазирование (мозговой штурм –постановка задачи и способы ее решения)
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, как можно не намокнуть под дождем? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь ,давайте вернемся к нашим опытам.
Опыт№3. (проводят дети, сидя за столами) .
Детям предлагается попробовать немного чистой воды из стаканов и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр; какая вода по вкусу,по цвету)
Опыт № 4 «Как вытолкнуть воду?».
Оборудование :Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт №5 (проводится воспитателем) «Пар — это тоже вода».
Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, существует много пословиц, связанных с огнём и водой. Очень часто в них отображается своевольность и необузданность этих стихий.
Топор обрубит, а огонь с корнем спалит.
Огонь тушат, пока не разгорелся.
Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.
«Огонь и вода – всему голова». Давайте все вместе их произнесем. (хоровое проговаривание).
Воспитатель: Запомните, только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
Воспитатель:
А теперь, ребята, пришла пора покинуть лабораторию. Вернемся в группу.
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и стол, на которых лежат конверты с карточками.
Воспитатель:
Ребята, наш Звездочет расстроился. Он боится, что вернувшись к своим друзьям, он не может им передать все то, что он узнал от нас, или все перепутает. (обращается к Звездочету).
Не переживай пожалуйста! Дети тебе помогут.
Воспитатель:Ребята, вам давайте еще раз обсудим пользу и вред огня и воды. Для этого разделимся на 2 подгруппы, первая группа заполнит таблицы о воде, а вторая – об огне.
На мольбертах таблицы (на одной в центре - добрая капелька, на второй – злая) с пустыми клеточками вокруг. Детям предлагается заполнить клеточки в соответствии с характером капельки. (Разделить карточки о пользе и вреде воды ). Аналогичное задание второй подгруппе с огнем.
Таблицы дарят Звездочету, чтобы он всем своим друзьям рассказал о том, что он узнал от ребят в детском саду.
Итог занятия:
Воспитатель:
-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно - экспериментальной лаборатории).
-Что для вас показалось трудным?
-Какие опыты понравились в нашей лаборатории больше всего?
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек прожить без таких стихий как вода или огонь ?
Нет, Дети отвечают и обоснуют свой ответ.
-Воспитатель:Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно, чтобы Вода была прозрачной, а Огонь помогал нам, а не пугал, как и прежде!
Воспитатель:Ну ,а добрый Звездочет от себя хочет подарить нам свой подарок ,который находится в таинственной коробке,попробуйте еще раз угадать,что же это ?
(игра «Да - нет»). В коробке сок. Детей угощают соком.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".
Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...
Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).
Цели и задачи программы.Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи:- Разв...
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...