Статья "Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ОО в рамках психодиагностики дошкольников"
статья

Тимошина Оксана Юрьевна

Одним из видов работы педагога-психолога в ОО является диагностика.      Психологическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования .

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится, как будут использованы ее результаты. Получаемые в ходе диагностики данные позволяют педагогам и родителям отслеживать развитие ребенка, выбрать индивидуальную программу. Каждое достижение ребенка дошкольного возраста на том или ином этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов, форм и технологий для индивидуальной работы.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ОО в рамках психодиагностики дошкольников.

педагог-психолог МБДОУ  ЦРР д/с № 179

Тимошина Оксана Юрьевна

Психолого-педагогическая направленность образовательного процесса отражена  в Основной образовательной программе дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО рассматривается как программа психолого-педагогической поддержки, индивидуализации развития и позитивной социализации детей дошкольного возраста и предполагает комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), определяет организационно- педагогические условия образовательного процесса. Таким образом, становятся актуальными вопросы психологической диагностики личностного развития дошкольников. Во ФГОС ДО отмечено, что образовательная организация может проводить оценку развития личности детей, отслеживание динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом-психологом в рамках психологической диагностики (или мониторинга).

 Одним из видов работы педагога-психолога в ОО является диагностика.      Психологическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования .

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится, как будут использованы ее результаты. Получаемые в ходе диагностики данные позволяют педагогам и родителям отслеживать развитие ребенка, выбрать индивидуальную программу. Каждое достижение ребенка дошкольного возраста на том или ином этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов, форм и технологий для индивидуальной работы.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

С 2017 года педагоги-психологи ДОУ г.Ульяновска используют в своей работе комплексную диагностическую программу по изучению социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста соответствует требованиям ФГОС ДО.

Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:

- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,

- определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы,

- определение изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

Психодиагностика предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.

В плане развития ребенка она необходима для:

- контроль за динамикой его развития;

- предупреждение возможных отклонений;

- определение программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;

- оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

  В своей деятельности педагог-психолог чаще всего использует следующие методы исследования детей:

-наблюдение,

-опрос,

-эксперимент,

-тестирование.

Педагог-психолог обязательно должен получить в письменном виде  согласие от  родителей воспитанников на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ОУ.

Требования к проведению психологической диагностики в ДОУ.

Главное и важное условие- использование технологически проработанных, апробированных методик.

Система психодиагностической работы строится следующим образом.

1.В начале учебного года и в конце года психолог совместно с воспитателями проводит диагностику изучение познавательного и социально-коммуникативного развития воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОСДО (Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО), на его основе анализа проведенной диагностики и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». Я провожу с детьми «группы риска» диагностику психического развития воспитанников  с ослабленным здоровьем (Экспресс-диагностика в ДОУ –Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) .

Остановимся подробнее на самой диагностике.

-Диагностика социально-коммуникативной сферы

В данном блоке основное внимание уделяется диагностике социальной и коммуникативной компетентности. В программе используются стандартизированные методики современных авторов, которые, обладают прогностической значимостью для дальнейшего развития социально-коммуникативной сферы детей и позволяют выявить уровень развития каждого показателя. Результаты исследования становятся основой для проектирования развивающих, коррекционных мероприятий.

Социально-коммуникативное развитие  детей в соответствии с ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Социально - компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность с ровесниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально-компетентный ребёнок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует своё место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения.

К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе,
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребёнок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками .

Диагностика познавательного развития

Именно с помощью познавательных процессов ребенок получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. При этом ребенок учится анализировать полученную информацию, что оказывает существенную помощь в адаптации юного человека к новым условиям жизнедеятельности при переходе его к школьному обучению.

В данном разделе основное внимание уделяется диагностике развития психических процессов детей: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи; любознательности, первичных представлений о себе и окружающем мире.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Реализация ФГОС ДО через организацию проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Одной из педагогических технологий, развивающей познавательные навыки  дошкольников, является проектирование....

Реализация ФГОС ДО: формирование целевых ориентиров у дошкольников с нарушениями речи в комплексной логопедической работе.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а ...

Банк (комплект) психодиагностического инструментария для сопровождения реализации ФГОС

Согласно ФГОС в образовательной организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом ...

Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»

laquo;Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно н...