Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»
статья по психологии

Жарикова Стелла Александровна

«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в его формате зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Актуальность и необходимость введения новых стандартов бесспорна. Учить поколение 21 века надо по-новому: необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально-мобильную  личность, способную к самостоятельному поиску информации, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»

Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком.

Л. С. Выготский

«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в его формате зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Актуальность и необходимость введения новых стандартов бесспорна. Учить поколение 21 века надо по-новому: необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально-мобильную  личность, способную к самостоятельному поиску информации, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В условиях модернизации образования сохраняет свою актуальность вопрос о преемственности между дошкольным и начальным образованием. Ключевым моментом является готовность ребенка к обучению в школе.  При обеспечении преемственности в нашем округе между базовой школой № 92 и детским садом №1 мы столкнулись с тем, что обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной психологической готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность. Это связано с широким кругом психологических проблем, с  которыми сталкиваются дети на этапе перехода из детского сада в школу. Группу риска составляют дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, начинают испытывать трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед школой. Наблюдается также и рост психологических трудностей приводящих к школьной дезадаптации, связанных со стремительным изменением методов и содержания обучения, увеличением требований к портрету будущего школьника, к его личности.  Дезадаптация же в  период дальнейшего школьного обучения, как правило, приводит к  снижению уровня школьной мотивации, повышению уровня тревожности, снижению успеваемости.  

Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие - это процесс, имеющий накопительный характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки - возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Поэтому психологическая работа на этапе преемственности – один из важных аспектов деятельности педагога-психолога в детском саду, ведь поступление ребенка в школу - трудный этап в жизни детей.

Хорошее начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования положено реализацией Федерального образовательного стандарта начального общего образования и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Сопоставление основополагающих документов позволяет убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа для начала реализации на практике непрерывного образования, решения проблемы преемственности. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми в ДОУ  и школе, согласованность целей образования оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам, и по тому, какие знания, умения и навыки должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. В основе концепции программы лежит принцип личностно-деятельностного подхода: смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды. В этом смысле ФГТ структурируют содержание дошкольного образования.

Психологическая подготовка детей к школе осуществляется с дошкольного возраста и направлена на формирование качеств, необходимых для обучения ребенка в школе  с учетом портрета выпускника ДОУ,  то есть с опорой на предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Система работы, организованная в рамках нашего округа по обеспечению преемственности основывается на договорной основе между учреждениями в соответствии с единым совместным планом.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ в рамках преемственности включают  работу с детьми, взаимодействие с педагогами и школьным психологом, сотрудничество с родителями.

Для того,  чтобы адаптация к обучению в школе была менее болезненной, в конце учебного года проводится диагностика выпускников дошкольного образовательного учреждения с целью выявления психологической готовности к обучению в школе. Это дает школьному психологу возможность познакомиться с ребенком, спрогнозировать его поведение и возможные трудности при поступлении в начальную школу.  Дошкольники в течение учебного года посещают психологические занятия, организованные психологом ДОУ,  на  которых формируется социально-психологическая готовность детей к школе. Это вызывает у наших воспитанников желание пойти в школу, интерес, снижает тревожность перед школой, страхи, а так же вселяет уверенность в своих силах.

В рамках преемственности дошкольники также посещают «Школу будущего первоклассника», организованную на базе школы округа, где, в том числе, проводятся занятия уже школьным психологом.

Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов включает проведение совместных педагогических советов ДОУ и школы, семинаров, мастер-классов, круглых столов, психологических тренингов для воспитателей и учителей; подготовку по проведению мониторинга предшкольного образования. В рамках нашего округа практикуются открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе. Посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах очень важны для педагога-психолога и позволяют выявить проблемные зоны, разработать рекомендации педагогам для их корректировки, что, в свою очередь,  дает возможность совершенствовать методы обучения детей.

Сотрудничество с родителями является важным направлением работы педагога-психолога. Через  совместные родительские собрания ДОУ и школы, организуем психологические консультации, психологические  тренинги и практикумы, деловые игры для родителей детей преддошкольного возраста.

Важны и визуальные средства общения, поэтому значительное внимание мы уделяем оформлению и частой смене информационных стендов, папок-передвижек, выставок

        Нельзя не сказать, что создание единого образовательного пространства открывает возможность разработки системы сквозной психолого-педагогической диагностики образовательных результатов обучающихся на основе преемственности ступеней образования и с учетом их возрастно-психологических особенностей.  На завершающем этапе пребывания старших дошкольников  в ДОУ мы подготавливаем пакет документов, включающий результаты психологического обследования готовности детей к школе. Для определения данных результатов педагогом-психологом и воспитателями ДОУ проводится итоговая диагностика (социально-психологический мониторинг) согласно методическим рекомендациям программы «Предшкольная пора». Для более полного и эффективного анализа готовности детей к школе так же проводится анкетирование родителей и педагогов, то есть реализуется комплексный подход к диагностике дошкольников.

Анализ полученных данных за прошлый учебный год позволил  нам определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе. Необходимо отметить, что низкого уровня готовности не выявлено.

Результаты социально-психологического мониторинга предшкольного образования позволили  спланировать коррекционно-развивающую работу с будущими первоклассниками уже в школе. Эти данные являются первыми документами, входящими в Портфель достижений учащегося, который будет пополняться в школе.

Данные мониторинга показывают достаточно высокий уровень адаптации наших выпускников к школе. Согласованная работа педагогов школы и детских садов помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.

Таким образом, установление преемственности между базовой школой и детским садом округа, ее психолого-педагогическое обеспечение в соответствии с требованиями  к реализации ФГОС НОО и ФГТ, способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Размышляя  о   преемственности   образования, часто приходит на ум замечательная притча о том, как люди создали школу по наущению дьявола:

«И сотворил школу так, как велел им дьявол.  Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах...  Он не может оставаться без движения - его принудили к малоподвижности.  Он любит работать руками, а его стали обучать теориями и идеями.  Он стремится понять - ему велели учить наизусть...  И тогда дети научились тому, чему бы они никогда не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться... Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей».

На мой взгляд, только те педагоги, которые понимают ту тонкую грань перехода ребёнка к следующей ступени  образования, смогут профессионально осуществлять процесс  преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями, что способствует формированию и сохранению психологического здоровья детей, а так же развитию социальной зрелой и успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

«Основные направления инновационных маршрутов в реализации ФГОС ДО: проектирование и организация образовательной деятельности в ДОУ».

  Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laqu...

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающи...

Консультация для педагогов "Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья....

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в ра...