Психологическое сопровождение реализации ФГОС.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение будущих первоклассников
в ходе реализации ФГОС ДО
Учитель – логопед МБДОУ №1 «Колокольчик»
Овсянникова Н.М.
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Как это отразится на системе дошкольного образования, какие перемены ждут дошкольные организации, как будут реализовываться стандарты дошкольного образования? Эти и другие актуальные вопросы являются важными и волнующими вопросами для педагогов дошкольных учреждений, эти вопросы обсуждали участники Всероссийского съезда работников дошкольного образования, проходившего в Москве.
Одна из существующих и обсуждающих проблем на съезде - это проблема – здоровье дошкольников. О ней говорил директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма: «Подавляющее большинство российских малышей имеют те или иные отклонения. Самым массовым среди них является нарушение осанки, плоскостопие и т.д. – 59%. На втором месте ЛОР-проблемы, на третьем – психо-неврологические расстройства и неадекватное поведение».
Как видим решением одной из актуальных проблем ложиться на плечи психологов, дефектологов и логопедов. Лично уверена ,что сейчас логопедам просто необходимо иметь дефектологическое образование. Это могут быть курсы, дополнительное обучение и т.д.) Речь идет о серьезном повышении качества педагогических кадров дошкольного образования в том числе и за счет внедрения современных подходов к повышению кваликации, овладению передовыми технологиями реализации дошкольных образовательных программ.
Исполняющий обязанности президента РАО, академик РАО, доктор психологических наук Давид Фельдштейн подчеркнул, как важно видеть в каждом ребенке личность, замечать его потребности: « Не только в обыденном сознании, но и на государственном уровне дошкольное образование многие годы представлялось как некий благостный период спонтанного развития ребенка. Но ребенок подходит к школьному возрасту с достаточно сформированным сознанием, вполне определенным отношением
и к себе, и к людям. Его психофизиологические и личностные характеристики определялись общением в младенческом возрасте, пред-метно-практической стороной деятельности с года до трех лет, игровой, то есть мотивационно-потребностной деятельностью – с 3 до 6 лет».
Обеспечить современные комфортные условия дошкольного образова-
ния, позволяющие каждому ребенку полноценно развиваться в соответствии с ФГОС дошкольного образования а следовательно и подготовить его для нового социального статуса - школьника неотъемлемая задача педагога. В этот важный период жизни ребенка в психологическом сопровождении нуждаются и родители бедующих первоклассников, которые уже четко должны знать ответы на волнующие их вопросы. Из опыта работы могу сказать, что наиболее частыми вопросами со стороны родителей являются: «Готов ли мой ребенок к школе»?, « Что значит психологическая готовность ребенка к школе»?, «Как лучше и правильней помочь своему ребенку в обучении в школе? И здесь мы применяем разнообразные формы работы с родителями тесты, анкетирование, беседы, разъяснения. Приведу пример разъяснения по вопросу« Что значит психологическая готовность ребенка к школе»?
- Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учится, узнавать новое (Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, уверенно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых). Другими словами, такое стремление к познанию и называется учебной мотивацией.
Кроме того, очень важно, чтобы у бедующего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он: умеет обращаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми; способен выполнять требования взрослого ( в том числе и учителя), т.е не только слушает, но и слышит просьбу, указание , совет; может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Еще один компонент психологической готовности – новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в в сыне или дочери чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок: умеет планировать собственные действия; способен напряженно трудиться; умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. – то у него сформирована волевая готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе? – ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится желание выполнить задание, достичь цели); направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых; приучить ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности; воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в играх и т.д.
Безусловно, большую роль играет здоровье вашего ребенка. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физиологическая подготовка.
Основой для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие.
Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладеть школьными премудростями, получить необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Учитывая важность и необходимость реализации вышеупомянутых компонентой развития дошкольника мной разработана и используются модефицированная дополнительная образовательная программа «Грамотейка». Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, ручной умелости и графомоторных навыков также развитию внимания, мышления и памяти. Основное назначение – оказание практической помощи родителям при подготовке ребёнка к школе.
В разработанном пособии к программе представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями, развивающий интерес и способность ребенка к чтению.
Использование программы способствует решению и еще одной из задач ФГОС ДО и в частности «обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников».
Считаю, что педагог сегодня – педагог творец, мыслитель, любящий детей, способный понять, поддержать и направить ребенка в мир развития и творчества.
Список литературы:
1. «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №7(39) 2013.
2. «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №8(40) 2013.
3. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция»- Воронеж: Творческий центр « Учитель», 2001.
4. Е. Ковалева, Е Синицина «Готовим ребенка к школе» М.,2001.
5. Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «13.06.14-ФГОС-ДО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы «От рождения до школы»
Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких определенных ФГОС ДО задач, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравстве...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".
Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Банк (комплект) психодиагностического инструментария для сопровождения реализации ФГОС
Согласно ФГОС в образовательной организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом ...

Статья "Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ОО в рамках психодиагностики дошкольников"
Одним из видов работы педагога-психолога в ОО является диагностика. Психологическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связа...

Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»
laquo;Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно н...