Родительский клуб «Сказка – ложь, да в ней намек..»
материал
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_klub.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Взаимодействие с семьей»
Тема: «Родительский клуб
«Сказка – ложь, да в ней намек…»
Автор:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №48 «Белочка»
Киселева Н.А.
2022г.
Цель:
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Задачи клуба:
Способствовать осознанию родителями того, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития ребёнка.
Развивать практические умения родителей, в выразительном чтении отрывков из любимых детских сказок.
Оказывать педагогическую поддержку семьям в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению (восприятию) художественной литературы.
Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.
Используемые материалы и оборудование:
Бейджики и фломастеры по количеству участников; «Волшебная шляпа»; разрезные картинки из серии «Сказки» с разноцветными рубашками на обратной стороне; 3 мольберта и 3 листа ватмана; картинки со сказочными атрибутами; проектор, экран, ноутбук, видеорепортаж с записью ответов детей; магнитофон; изображение сказочного дуба для рефлексии, силуэты дубовых листьев и разноцветных желудей; буклеты.
Предварительная работа:
1.Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
2. Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка».
3.Консультация для родителей «Читайте детям сказки»
4. Запись видеорепортажа «Для чего нужны сказки?»
5.Выполнение родителями творческого задания (презентация положительного опыта семейного воспитания по приобщению детей к чтению художественной литературы).
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые родители, гости. Рады приветствовать вас на очередном занятии родительского клуба. Сегодня мы поговорим с вами о том, как важно читать детям сказки.
Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, я предлагаю написать на бейджиках, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались. Всем большое спасибо.
Сегодня мы с вами отправимся в Страну Сказок. В путешествие я прихвачу с собой свою Волшебную шляпу. Прежде чем попасть в Страну Сказок, давайте вспомним, что такое сказка (высказывания родительской аудитории)?
- Действительно, очень трудно ответить на этот вопрос коротко. Но с нами Волшебная шляпа, она нам обязательно поможет!
2. Коммуникативная игра «Найди свою группу»
- Сейчас я предлагаю вам достать из нашей Волшебной шляпы по одной картинке.
(В Волшебной шляпе разрезные картинки из серии «Сказки» с разноцветными рубашками на обратной стороне. Количество картинок соответствует количеству участников клуба, включая гостей. Делясь на подгруппы, участники располагаются у мольбертов, отмеченных цветами, аналогичными оборотной стороне картинок.)
-Посмотрите внимательно цвет рубашки выбранной Вами карточки, он поможет Вам найти своих единомышленников. (Команды собираются у мольберта). Сложите, пожалуйста, свой пазл.
- Узнали ли вы, из какой сказки эта картинка? Назовите ее. («Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка»).
3. Мозговой штурм «Знатоки сказок».
-Прекрасно. Для ваших дружных команд у меня есть небольшие интеллектуальные задания:
Задание для команды «Царевна-лягушка»: на листе ватмана напишите, чем сказка отличается от других художественных произведений?
Задание для команды «Сивка-бурка»: какие сказочные слова и выражения вы знаете?
Задание для команды «Хаврошечка»: чему нас учат сказки?
На решение этой сложной задачи я даю вам 2 минуты.
-Уважаемые гости и родители, время вышло. Давайте все вместе узнаем ответы на каждый вопрос.
Ведущий клуба предлагает участникам занять свои места за «круглым столом».
Предложить одному члену от каждой команды зачитать ответы.
-Ну вот, дорогие друзья, только все вместе с помощью Волшебной шляпы мы ответили на вопрос: «Что же такое сказка?».
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Сказкам, в отличие от многих других творений, свойственна простота изложения, и даже некоторая наивность, ведь большинство из них созданы для детей.
Традиционна и композиция сказки:
-Зачин (В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…)
-Основная часть
-Концовка («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Вот и сказки конец, а кто слушал молодец»).
Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы ситуации ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно: действует одно неукоснительное правило: добро всегда побеждает, зло.
В сказках очевидна мораль. Любая из них является определенным уроком. Четко прослеживается мысль о том, что доброта, трудолюбие, скромность вознаграждаются, а хитрость и зло получают по заслугам.
Выделяются 3 вида сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки.
4. Консультация «Сказка – ложь, да в ней намек…»
-В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать.
Да, жизнь такова, что у мам, загруженных домашними делами, сил не хватает на чтение.
И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком - мамой.
Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка - очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для малыша.
Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли несколько поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна.
Читайте детям сказки. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Но прежде, чем учить детей, я предлагаю вам проверить, а хорошо ли вы сами знаете сказки, сказочных героев и волшебные предметы- помощники?
И так, на чем можно отправиться за тридевять земель? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метле и т.д.)
Что помогает указать дорогу? (колечко, клубок, перышко)
С помощью чего происходят сказочные превращения? (волшебная палочка, заклинания)
5. Игра «Кто здесь был и что забыл»
. Я предлагаю всем вам по очереди достать из шляпы по одной картинке и подумать, что за сказочный персонаж побывал у нас в гостях и забыл свою вещь.
Родители, сидя за столом, достают по картинке со сказочными атрибутами и отгадывают сказочного персонажа (золотое яичко – курочка Ряба, золотой ключик – Буратино и т.д.).
6. Результаты анкетирования.
В рамках подготовки к проведению родительского клуба в нашей группе было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что вы все много читаете детям сказок. В основном это русские народные, сказки о принцессах и феях, о животных и современные. Большинство из вас ответили, что дети с удовольствием слушают любимые сказки по нескольку раз. У всех много книг с яркими картинками, которые дети с удовольствием рассматривают. Многие ответили, что ребята дома рисуют любимых сказочных персонажей, а также задают много вопросов о прочитанном. У четверых из вас есть настольные театры, для обыгрывания сказок. И что особенно радует, шесть человек ответили, что сами придумывают сказки для своих детей. Из этого я делаю вывод, что сказки занимают значительное место в воспитании в ваших семьях.
7. Обращение к семейному опыту воспитания.
А сейчас я хочу предоставить слово родителям, в чьих семьях чтение является традицией. (Т.к. предложение поделиться опытом семейного воспитания было оговорено задолго до мероприятия, родители могут творчески подойти к этому заданию: представить презентацию, спеть частушки, сочинить стихотворение, продемонстрировать сценку, сделать небольшое сообщение и др.)
8. Видео репортаж «Чему учат сказки?» (запись во время проведения продуктивной деятельности «Нарисуй любимую сказку»).
Перед нашей с вами встречей, мы с детьми сняли небольшой видеосюжет.
Думаю, всем интересно, что же рассказали наши дети. Послушайте.
После просмотра видео ролика обмен мнениями.
9. Практическое задание «Запишем аудиокнигу»
- Сказки по праву считают мощнейшим из инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
В последнее время, книжный рынок очень разнообразен: кроме изданий в бумажном формате, можно приобрести аудио и электронные книги. Аудио книги еще в большей степени развивают детской воображение, слуховое внимание.
Совсем скоро мы будем знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. В конце нашего проекта, мы планируем провести с ребятами викторину. Сегодня я предлагаю всем вместе записать отрывки из сказок. Записанная аудио версия будет использована в ходе викторины, ребята попробуют догадаться из какой сказки отрывок и чьи родители его исполняют.
Родителям предлагается выбрать произведение и отрывок из сказок А.С. Пушкина. Записывается «Аудио викторина».
10. Настрой на предстоящее социальное партнерство.
- А вот и еще одно приятное для вас известие. Читать сказки А.С.Пушкина поможет вам наша интерактивная групповая библиотека. Именно в ней вы можете выбрать с ребенком интересующую вас сказку. А чтобы сказка запомнилась надолго…, Впрочем, послушайте сами, какое письмо от Ученого кота, живущего в сказочной стране «Лукоморье», придет по почте к детям нашей группы:
«Здравствуйте, ребята. У меня случилось несчастье. Была у меня Волшебная Книга сказок: очень большая и красивая, в нее вмещались все сказки А.С.Пушкина, какие только есть на свете. Когда вставало солнце, я открывал её, и сказки разлетались по всей земле, чтобы радовать детей. А вечером, когда они возвращались, я закрывал книгу, чтобы их никто не тревожил. Но вчера я забыл это сделать, и сказки разлетелись по белу свету, остались только чистые листы. Помогите, пожалуйста, собрать их в книгу вновь!».
- Как вы, уважаемые родители, думаете, что нас ждет впереди? Каким образом мы можем вернуть сказки в книгу? (ответы родителей).
11. Рефлексия
В конце встречи я предлагаю всем присутствующим поделиться своими впечатлениями.
-Здесь вы видите сказочный дуб. Я предлагаю вам написать на листочках то, что, по вашему мнению, может быть интересно, поучительно нашим ребятам. Эти листочки украсят наше дерево и помогут спланировать дальнейшую работу по проекту «К нам приходят Пушкинские сказки». А так же, вы видите разноцветные желуди. Если вам было интересно сегодня, то украсьте дуб золотым желудем. Ели было скучно, неинтересно и вы с нетерпением ждали конца собрания, то повесьте красный. Если вы считаете, что наша встреча была интересна, но у вас остались вопросы, информация была раскрыта недостаточно, то возьмите зеленый желудь.
12. Буклеты
На прощание я вам предлагаю взять буклеты и дома прочитать их. До свидания. Надеюсь, что наша с вами встреча была для вас интересна и познавательна. И мы с вами встретимся еще не раз.
Итог деятельности с описанием дальнейшего использования.
Запись родителями отрывков из известных детям сказок А.С.Пушкина для проведения викторины «В гостях у сказки».
Панно «Волшебный дуб» с предложениями от родителей, которые помогут спланировать дальнейшую работу по проекту «К нам приходят Пушкинские сказки».
Реализация детско-родительского проекта «К нам приходят Пушкинские сказки».
Приложение№1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
_______________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
__________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
__________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
__________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
__________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
__________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
__________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_______________________________________________________________________
Приложение№2
Информация для буклетов.
Дети любого возраста любят сказки, но поскольку детское сознание представляет собой губку огромного объема, важно в этом нежном возрасте правильно выбирать подаваемую малышу информацию. Даже сказки, особенно современных писателей, могут быть очень разными и не для всякого возраста понятными.
«Правильная» сказка поможет ребенку при необходимости избавиться от застенчивости, ответить на часто возникающие у малышей вопросы, понять причины плохого поведения и избавиться от них, научиться общественным правилам, этике, морали. Поэтому смело можно считать сказки не только приятным времяпровождением, развлечением для болеющего ребенка и успокаивающим способом перед укладыванием ребенка на сон, но и своеобразным лекарством и домашним книжным психологом.
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо.
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, «вырабатывает иммунитет» к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Сказки бывают очень разными: бытовыми, волшебными, сказками о животных. Любая сказка направлена на то, чтобы ребенок что-нибудь почерпнул из нее: это могут быть навыки общения и поведения, разрешение каких-то жизненных ситуаций, обучение правильным поступкам и мыслям, ориентация ребенка в обществе, избавление от капризов, страхов, комплексов.
Правильно выбранная сказка не будет прослушана малышом пассивно: появившиеся во время чтения или после него вопросы указывают на то, что сказка оказала на ребенка влияние, заинтересовала его, побудила проявление любопытства. Дети способны на придумывание невероятных продолжений жизни героев после окончания сказочного действа – а это развитие воображения, фантазии и логического мышления. Прислушавшись к своему ребенку, можно понять его переживания и обиды, которыми он наделяет героев в собственных фантазиях, после чего найти с ним общий язык и оказать помощь в решении детских, но подчас таких серьезных проблем, станет проще.
Как же выбрать правильную сказку для вашего ребенка? Вот несколько правил выбора полезной сказки.
1. В сказке, которую мы начинаем читать малышу, все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить с героями на протяжении всего сюжета, но в конце добро должно обязательно победить. Для ребенка это будет означать, что мир полон справедливости и зло всегда будет наказано.
2. Те персонажи, которые в сказке выглядят маленькими и беспомощными должны побеждать. Такие сказки показывают маленькому ребенку, что даже если ты мал и многое не умеешь, ты все равно можешь добиться своего при определенном старании.
3. Очень важно выбирать сказки в соответствии с возрастом ребенка. Так, самым маленьким деткам, лучше читать такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», сказочки в стихах. Детям чуть старше можно почитать сказки с более сложным сюжетом, а именно: «Зайка-зазнайка», «Заяц и Лиса», любые другие истории с сюжетами о животных.
Детям 4х-5ти лет уже можно рассказывать сказки, где наряду с персонажами зверей появляются люди. Это могут быть: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Кот в сапогах». У детей до 6-ти лет очень развито воображение, и они действительно верят в волшебную палочку и другие чудеса. Это - время «Золушки», «Дюймовочки», «Русалочки» и любых других сказок, в которых происходят чудеса и волшебные превращения. Для детей старшего дошкольного возраста полезны такие сказки, как «Снежная королева», «Волшебник Изумрудного города», «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев».
4. Всегда важно знать сказки своего народа. Когда малыш маленький, ему лучше читать легкие в восприятии и богатые образами русские народные сказки. Авторские же хороши для детей постарше.
Главное помнить, что читать нужно ровно столько, чтобы ребенку всегда хотелось еще чуть-чуть (для одного малыша это может быть 5-10 минут, для другого полчаса). И тогда в школе ребенок сам будет делать это с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - викторина "Сказка ложь, да в ней намек"
Данное мероприятие способствует установлению сотрудничества семьи и детского сада, через нравственное воспитание дошкольников, на примере сказок....
Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»
Главная цель в театральной деятельности - развить творческие способности у детей средствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...
Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский. Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...
Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."
До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...
Родительское собрание «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок»
Родительское собрание...
Родительское собрание в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок».
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки....
Родительское собрание Игра — викторина для родителей 2-ой младшей группы «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»
Игра — викторина для родителей....