Родительское собрание в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок».
методическая разработка (старшая группа)
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе
«Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок».
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи:
- Дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка;
- Дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать;
- Показать родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада;
- Раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
Подготовка:
1. Изготовление пригласительных билетов на родительское собрание для родителей;
2. Оформление памяток;
3. Изготовление атрибутов (колпачки, носы – Буратино);
4. Разработка перфокарт.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
Рекомендации «Как рассказывать сказки»
- Рассказывать искренне, не торопясь.
- Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
- Рассказывать “в тему”.
- Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
- Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
- Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
- Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
- Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).
- Пусть сказка будет Вашим добрым помощником в воспитании умного понимающего, доброго и сильного ребенка!
ПАМЯТКА №1«МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ»
1. Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым.
2. Совместно с детьми рассмотрите, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления. (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
3. Для формирования впечатления, закрепления сказки предложите детям нарисовать сюжеты сказок, вылепить сказочных героев.
4. Поиграйте с ребенком в игры сравнения (кто на кого похож? Что на что похоже?)
5. Домыслите судьбу героя. Это задание предполагает развитие идеи сказки, домысливание дальнейшей деятельности героя.
ХОД:
- Уважаемые родители! Большое спасибо, что Вы пришли к нам в гости, оставив свои дела. Мы решили посвятить родительское собрание на тему: "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".
Мы уверены, что среди присутствующих нет человека, который бы не любил сказки. Взрослея, мы не перестаём их любить, а появление детей даёт нам возможность пережить ещё раз и понять, что волнует, страшит и привлекает в той или иной сказке нашего ребёнка, т.е. понять внутреннее состояние, которое ребёнок не может объяснить нам.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
Можно ли представить нашу жизнь без тебя, милая, чудесная, добрая сказка! Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, бескорыстно даришь нам крохотные семена мудрости, которые продолжают расти и дальше, вместе с нами.
Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми;
- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
- Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
- Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,
- хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется. Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей!
(звучит фонограмма «В гостях у сказки»)
Сказка в гости к нам идет-
Сказку за руку ведет.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт!
- Сегодня мы предлагаем Вам отправиться в увлекательное путешествие по сказкам. Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы.
Вопросы для входных билетов
1. Назовите русские народные сказки и их значение.
2. Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках
- дивиться (удивляться)
- баюкать (укладывать спать)
- глаголить (говорить)
- лик (лицо)
- персты (пальцы)
- старица (старушка)
- девица (девушка)
- кров (дом)
- чело (лоб)
- очи (глаза)
- журить (ругать)
3. Почему березка попала в русские народные сказки? (Около березки водили хороводы).
4. Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).
5. Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
6. Назовите героев русских сказок. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница, Соловей-разбойник!).
7. Назовите животных, птиц из русских сказок. (Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль, заяц, цапля, петух).
8. Из каких сказок эти предметы:
- Колобок (сказка «Колобок»)
- Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)
- Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
- Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
- Коса (сказка «Лиса и заяц»)
- Ну, что готовы, тогда отправимся в наше сказочное путешествие с помощью волшебной палочки. Мы оказались с Вами в волшебной стране, где нас ждут волшебные превращения.
(Звучит волшебная музыка, воспитатель уходит за ширму, чтобы надеть сарафан и кокошник - выходит Василиса Премудрая)
Василиса:
–Добрый вечер! Очень рада видеть Вас в нашей сказочной стране. Я Василиса Премудрая хочу узнать какие Вы знатоки сказок. Вот мы сейчас проверим:
- Расскажите, как часто Вы читаете сказки и каким образом? (ответы родителей)
- Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более.
Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный, а таких сейчас достаточно много.
Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. При прочтении сказки: обязательно читайте заключительную фразу сказки: «стали жить-поживать» и тому подобное.
Сколько сказок малыш может услышать перед сном? Одну. И к тому же ту, которую он уже знает. Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Рассказанная сказка - каждый раз новое художественное произведение. Сказку можно и нужно читать крохе 4-5 раз. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла.
Так что я вам советую сделать упор на эмоционально нравственное развитие ваших детей через книги. Задавайте побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с детьми нередко вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребенок привычно отключается и практически ничего не улавливает
Вот Вам волшебная книжечка, в которой говорится, как правильно читать детям сказки. (Раздает всем родителям памятки №1. Прощается с родителями. Уходит за ширму.)
Из-за ширмы выходит воспитатель. Предлагает родителям надеть колпачки и длинные носы – Буратино (сюжет из сказки урок для Буратино). Воспитатель садится за стол, на котором стоит настольная ширма. Из-за настольной ширмы появляется Мальвина (кукла би-ба-бо).
Мальвина: (обращаясь к родителям):
- Ой, а вы почему прогуливаете урок. Возьмите перо, бумагу и милости просим на наш урок.
Первый урок «Сказка и математика».
В каждой сказке можно что-то посчитать.
1) Сколько было зверей, когда мышка нашла рукавичку? (нисколько)
2) Когда поселилась мышка, какой она была по счёту? (первой)
3) Какой по счёту был зайчик? (третий)
4) Сколько человек тянуло репку? (трое)
5) Сколько козлят съел волк? (шесть)
6) Сколько месяцев встретила падчерица? (12)
7) Сколько медведей жили в избушке на опушке леса? (три)
8) какой по величине был стульчик у мишутки? (маленький)
9)Какой выросла репка у деда? А какой она была, когда он ее посадил? Какой формы выросла репка?
Таким образом, уважаемые родители, обратите внимание, что в сказке
а) вы уточняете последовательность чисел (один, два, три и т.д.)
б) порядковый номер (первый, второй, третий)
в) закрепляете величину.
Также развиваете логическое мышление.
Второй урок «Развитие речи»
Произнесите волшебное заклинание тихо, громко, шепотом, медленно, быстро.
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы рукой взмахнем своей,
К волшебству спешим скорей!
Третий урок «Сказка развивает руки»
Мастер класс оригами. Изготовление животных, которые можно использовать для драматизации сказок.
Четвертый урок «Школа нравственности»
Подобрать варианты пословиц к сказкам (работа с перфокартами)
«Без труда не вытащишь рыбки из пруда» («Волк и лиса»)
«Много рук поднимут и тяжелую ношу» («Репка»)
«Мал золотник, да дорог» («Мальчик с пальчик»)
«Много желать, добра не видать» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Мальвина: ну, что же. Молодцы! Ставлю вам всем за уроки пять. (Прощается с родителями, уходит)
Воспитатель выходит из-за стола:
- Ну вот, уважаемые родители. Быстро пролетело время в волшебной стране. Нам пора возвращаться.
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В детский сад нас унесет.
- Вот и закончилось наше путешествие. Надеемся оно Вам понравилось и Вы многое взяли полезного и интересного для себя.
Все выше перечисленные способы работы со сказкой позволяет:
а) развивать у ребёнка: речь, воображение, мышление;
б) развить творческие способности.
Конечно, инициатором и организатором, несомненно, должен являться взрослый, для которого эта работа далеко не лёгкая, но благодарная.
И мы думаем, что вы поняли, насколько важна сказка в воспитании наших детей. И чтобы закрепить в памяти всё что вы сегодня услышали.
Мы объявляем конкурс «Книжка самоделка» «По дорогам детства». Просим принять активное участие.
Большое спасибо за встречу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с использованием ИКТ
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Труд, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...
НОД с использованием ИКТ для подготовительной группы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»:Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выв...
Авторская работа: "Консультация для родителей: Сказка ложь, да в ней намек, всем родителям урок!"
Читайте детям русские народные сказки, в них вы найдёте всё, что нужно маленькому человеку для развития: чудеса, добро и любовь, милосердие, взаимовыручка – эти нравственные ценности актуа...
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с понятием «доброта».ЗАДАЧИ:v Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие.v Развивать интерес театрализов...
Родительское собрание «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок»
Родительское собрание...
Консультация для родителей Сказка-ложь, да в ней намек, для родителей урок!
Почему так важно приучать детей дошкольного возраста к прослушиванию и знакомству со сказками!? Какую роль в развитии речи своего ребенка играют родители?!...