Доклад: Формы и методы познавательной активности дошкольников
материал (младшая, средняя группа)

Орлова Валентина Владимировна
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad20formy20i20metody.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Доклад: Формы и методы познавательной активности дошкольников

Воспитатель: Орлова В.В.

2020г.

«Формы и методы познавательной активности дошкольников»

 «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д.Лессинг.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить.

 Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

 Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Организация экспериментирования;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Развитие познавательной активности на занятиях.

Приступая к подготовке занятий с дошкольниками необходимо  учесть главное условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное  усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений, мы учитываем следующую особенность: знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен.

Нужно обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством. Строить обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов - необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребёнок пойдёт дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений. Так на занятиях предложить детям такие виды заданий: построиться по росту, сравнить длины сторон прямоугольных крышек столов для «покупки клеёнки» при помощи мерки, накрыть кукольный стол для известного количества гостей и т. п.

На занятиях по развитию речи использовать дидактические игры, такие как «Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию».

Опираясь на имеющиеся знания детей  о слове, на формирующиеся у них умения удерживать в памяти задания и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обострённое внимание к слову, в ходе работы мы стараемся  создавать ситуации затруднения, поиска. Для этого используем такого рода задания:

- назовите громкие (тихие) слова, почему они так звучат;

- назовите слова, оканчивающиеся на –ок;

- какие из окружающих нас предметов начинаются со звука» к»;

- подбери к слову «мишка» похожие по звучанию слова; и мн. др.

Обучение  происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а  потому усваиваются легче и быстрее.

Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.

К исследовательским методам обучения относятся:

Наблюдение

Эксперимент, опыт

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития наблюдательности и внимания я провожу следующие упражнения:

«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

Организовывая  наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне, аквариумные рыбки), труд людей разных профессий (экскурсии).

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

 Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

Свойства песка и глины.

Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

Свойства бумаги, её виды.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.

Прежде чем приступить к любому эксперименту, вместе с детьми необходимо составить план предстоящей работы:

Выбираем объект исследования.

Подбираем оборудование.

Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

Определяем последовательность действий.

Повторяем правила безопасности.

Фиксируем результаты на карточках или альбоме.

Анализируем результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения).

Домашнее задание.

Таким образом, можно отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

 В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Развитие творческого мышления дошкольников.

Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

Предлагая детям творческие задания, необходимо стараться учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора)

Принцип открытости. (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)

Принцип деятельности. (любое творческое задание включает практическую деятельность)

Принцип обратной связи. (я могу регулярно контролировать процесс)

Принцип идеальности. (творческие задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия)

В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.

При проведении игр обязательно использовать положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.

Психологи Б.Т.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.М. Матюшкин и др. сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и  трактуют его  как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления - открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

 Необходимым  условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Психологи выделяют три основных её компонента:

Неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком;

Познавательная деятельность;

Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Очень  важным является  правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализируя их вместе с детьми, помочь понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать  его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, можно представить следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)

Находим решение (радость, восторг)

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный, нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач.

Подводя итог, можно сделать выводы:

1.Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2.Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

3.Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4.Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5.Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

6.Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

7.Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Результаты мониторинга за 2018-2019 учебный год по познавательному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».

Организационные формы обучения должны  обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника

Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и  с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Формы и методы познавательного развития дошкольника.

Познавательное развитие - является одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования п...

Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"

Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...