Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Булгаченко Ульяна Сергеевна

Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства. Стандарт говорит нам, что ребенок должен стать активным, самостоятельным, любознательным, инициативным, он должен стать исследователем и первооткрывателем.  

Поэтому, перед нами стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

С 2012 года я работаю в разновозрастной группе, возраст детей 4-7 лет.

Разновозрастная группа, несомненно, имеет ряд плюсов. Младшие дети быстрее развиваются, стараются «дотянуть» до старших, соответствовать им. Старшие чувствуют ответственность за младших, помогают в режимных моментах, стараются быть примером для младших.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Но, несмотря на сложности образовательного процесса в нестандартной  группе, я должна так построить свою работу, чтобы обеспечить всем малышам одинаковые возможности для развития и дошкольного образования.

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательных и творческих способностей, является метод проектной деятельности. Основываясь на гуманистическом подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Основными задачами развития по достижению цели являются:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей детей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

 - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Мною в прошлом учебном году были разработаны и внедрены в педагогическую деятельность такие проекты как: «Молоко и молочные продукты», «Посадка лука в разных условиях»,  «Большое космическое путешествие», «Цветущая весна. Травы, цветы».

Хотелось бы подробнее остановиться на последнем проекте.

Цель: формировать и обогащать представления детей о первоцветах нашего села.

Задачи:

- познакомить детей с разнообразием цветов, растущими на территории села их строением, условиями, необходимыми для роста;

- развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;

- воспитание любви и бережного отношения к природе родного села;

- объединить детей и родителей в совместной деятельности.

Первым этапом была специально организованная система наблюдений за травянистыми растениями, за цветами. И первый вопрос, который спровоцировал интерес ребенка, был связан с поведением одуванчиков. Вы знаете, что перед дождем или вечером одуванчики закрываются. Зато после дождя, когда снова ярко светит солнце, он распускает лепестки. Дети обратили внимание и спросили, почему так происходит. Я предложила найти ответ на этот вопрос. Что для этого понадобилось? Мы взяли лупы, и стали внимательно наблюдать за строением цветка. И выяснили, что пушистая шапочка одуванчика состоит из множества тоненьких, узеньких, желтеньких листочков. Я рассказала детям, что эти листочки моментально впитывают влагу из воздуха (вечернюю, ночную, дождевую) и слипаются, чтобы роса (влага, вода) не попала внутрь. Так они берегут пыльцу, которой питаются насекомые, которые его опыляют. Неопыленный одуванчик не может дальше развиваться. Мы с ребятами провели интересный опыт «Почему одуванчик остается сухим в воде».

После того, как мы исследовали одуванчик, мы переключились на другие травянистые растения как на участке, так и за его территорией. Были организованы экскурсии в лес, на луг. Стали выяснять, какие травы и цветы растут у нас в селе, все ли травянистые растения цветут? А оказывается все, просто мы их можем не замечать. И мы с детьми выяснили, как выглядит цветок пырея, клевера, лапчатки, подорожника. Все цветы и травы мы фотографировали и собирали в гербарий.

Практической деятельностью у нас было посев и высадка рассады цветов на участок. Ребята с удовольствием помогали взрослым в уходе за цветником.

Вовлечение родителей в совместную деятельности в рамках реализации проекта создали атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширили знания о правильном подборе растений для цветника клумбы. Важным результатом проекта являлась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию.

Итоговым продуктом проекта стало создание альбома гербария.

Я считаю, что работа над проектом, помогла расширить представления детей об окружающем мире трав и цветов. Дети развили умение ухаживать за растениями цветника и отражать в изобразительном творчестве своё отношение к природе и труду.

Опыт моей работы показал, что использование технологии проектной деятельности  позволяет значительно повысить познавательную активность в условиях сада и семьи, помогает многим детям чувствовать себя более уверенно среди сверстников, успешнее социализироваться в обществе и адаптироваться к жизни в современном мире.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Выступление из опыта работы на муниципальном методическом объединении воспитателей «Игровая деятельность, как средство познавательной активности дошкольника»

Выступление из опыта работы на муниципальном методическом объединении воспитателей «Игровая деятельность, как средство познавательной активности дошкольника»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности дошкольников с использованием педагогической песочницы

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием педагогической песочницы, для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения....

«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»на районном методическом объединении воспитателей младших исредних групп «Р...