Формы и методы познавательного развития дошкольника.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Познавательное развитие - является одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д. 

Образовательная область "Познавательное развитие" включает в себя:

- Формирование элементарных математических представлений;

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- Ознакомление с предметным окружением;

- Ознакомление с социальным миром;

- Ознакомление с миром природы.

Для работы используются разные формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_poznavatelnogo_razvitiya_doshkolnika.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы познавательного развития дошкольника.

Познавательное развитие - является одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.

Образовательная область "Познавательное развитие" включает в себя:

- Формирование элементарных математических представлений;

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- Ознакомление с предметным окружением;

- Ознакомление с социальным миром;

- Ознакомление с миром природы.

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной и изобразительной.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе этой деятельности происходит развитие познавательной сферы ребенка, а также познавательных процессов - наглядного и логического мышления, произвольного внимания, воображения, восприятия, памяти.

Для организации образовательной деятельности используют разные формы и методы, такие как:

 - познавательные беседы;

 - чтение художественной литературы;

 - изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, драматизации);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы;

Для более эффективной работы могут использоваться:

- методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);

- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на занятии);

- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, создание проблемных ситуаций).

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС ДОУ, относятся:

- личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр;

- использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Главным условием работы с детьми дошкольного возраста является ориентирование на их возможности и развитие деятельности, направленной на изучение мира и окружающего пространства. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятельным в своих познаниях и проявлял инициативу.  

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников".

Мастер -класс для педагогов по теме : "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников. Цель6 Разучить упражнения СУ-Джок терапии, кинезиологической гимнастики, саммомассаж, ...

Презентация "Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников....

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

Особенности современных форм и методов речевого развития дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогическом совете «Применение современных и традиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при реализации направления «Речевое...

Доклад: Формы и методы познавательной активности дошкольников

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыс...