Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника
консультация
Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
умение задавать вопросы | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с закрытой картинкой
Цель работы – сформировать у детей умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят.
Начинается такая работа с простейших по содержанию картинок, на которых изображён какой-то один обязательно действующий персонаж (предмет, ребёнок или животное). Далее можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов, а затем — с несколькими планами.
Картинка вывешивается, закрывается или переворачивается тыльной стороной, либо воспитатель может держать её в руках.
Содержание и формулировка вопросов к закрытой картинке от класса к классу усложняются. Педагог прямо побуждает детей задавать вопросы: «Спросите, что я нарисовала на картинке?». Если после двукратного повторения задания с ударением на слове «спросите» никто из группы не догадался, что надо сделать, воспитатель говорит задание ещё раз, показывая вопрос, записанный на доске или табличке. Дети задают вопрос хором, два ребёнка повторяют его.
Важно помнить, что нельзя торопиться отвечать первому же спросившему ребёнку, т.к. главное здесь – научить задавать вопросы.
Воспитатель может дать общие указания о теме вопросов: «Спросите о погоде. Спросите о времени года. О чём ещё можно спросить?»
Позднее воспитанники учатся задавать вопросы по предложенному плану:
- Что?
- Живое – неживое?
- Что делает?
- Где?
Постепенно приучаем детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов: «О чём надо спросить сначала? Почему нельзя спрашивать, сколько мальчиков и девочек на картинке?»
Следует помнить, что содержание картинки должно раскрываться от общего к частному. Общение эмоциональное, активное, количество вопросов до 60.
При работе с многоплановой картиной в помощь детям на доске чертится схема многоплановой картинки.
В работе по закрытой картине можно выделить 3 этапа:
Беседа по выяснению содержания закрытой картинки. Заканчиваться первый этап работы может либо рассказом педагога о том, что нарисовано на картинке; либо рассказом ребёнка с опорой на рисунки ответов; либо хоровым проговариванием всех ответов с установкой: «Вспомним, что нарисовано на картинке».
Зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, зарисованный на доске воспитателем или детьми у себя на листочках. Во время зарисовок дети могут задавать вопросы уточняющего характера.
Анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта. Возможны следующие варианты:
- выбирается два рисунка (верный и неверный) и прикрепляются на доску рядом с картинкой. Картинка по просьбе детей открывается. Педагог организует беседу по анализу рисунков;
- прикрепляются все детские рисунки, или воспитатель просит детей показать их рисунки. Рисунки детей сравниваются с открытой картинкой;
Сравниваются два рисунка без опоры на картинку, а только по записям ответов на вопросы. Картинка в этом случае открывается только в конце занятия, и каждый сопоставляет с ней свой рисунок самостоятельно. Этот вариант значительно сложнее, т.к. дети вынуждены ещё глубже вникать в содержание ответов.
На третьем этапе обязательно организуется речевое общение. Воспитатель может дать опорные выражения для сравнения рисунков с картинкой: «На картинке есть…, и у меня так же», «Я ошиблась, потому что я не нарисовала …;
Устное описание картинки.
Итак, работа по закрытой картинке – эффективное средство развития диалогической и монологической речи. Усложнение работы происходит по трём направлениям: по содержанию картинок, по содержанию и форме вопросов к ним, по степени самостоятельности детей.
Нужно иметь в виду, что работу по закрытой картинке может вести «маленький учитель». Работа может проводиться и парами. Ведущему каждой пары даётся картинка. Он отвечает на вопросы своего партнёра. На основании его ответов товарищ делает рисунки по картинке. В этом случае речевая активность учащихся значительно возрастает, т.к. они все участвуют в диалоге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...
психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»
Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.Одной из новых и эф...
Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...
Практика «Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ»
Для формирования у детей познавательного развития необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес. Коллекционирование как вид деятельности известен давно. Значени...
Музейное занятие как одна из современных форм развития познавательной активности дошкольников.
В статье отражается современная форма работы с дошкольниками- музейное занятие...