Исследовательский проект «Дымковское чудо» в средней группе
проект (средняя группа)
МБДОУ Детский сад №2
Исследовательский проект
«Дымковское чудо»
в средней группе
Воспитатель : Проняева О.В.
р.п. Ардатов, 2022г.
Актуальность проекта:
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.
Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. Дети не знают, как делают дымковские игрушки.
Цель: Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушки, элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.
- Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность.
- Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
- Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
- Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
- Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
- Воспитывать уважение к труду мастеров.
Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14.11. по 18.11.).
Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.
Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
Этапы проекта:
I этап –подготовительный
- Изучение материала, об истории дымковского промысла.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.
II этап – практический
План реализации проекта
Образовательная область | Содержание | Задачи |
ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)
| Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные» | Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. |
ОО«Художественно-эстетическое развитие»
| (Лепка) Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок», «Дымковская лошадка»
«Дымковская уточка» | Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. |
(Рисование) «Стадо на лугу» «Дымковская барышня» «Дымковская матрешка» | Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».
| Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи. | |
ОО «Речевое развитие»
| (Развитие речи) «Опиши дымковскую барышню», «Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»
| Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей. |
(Приобщение к художественной литературе) «Стихи, загадки русские потешки о Дымке, «Чем знаменито Дымково?» В. Фофанов, «Дымка» Г. Громыко, «Волшебные игрушки» Т. Неунылова, «Весёлая Дымка» А. Дьяков. | Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству
| |
ОО«Физическое развитие»
| (Физическая культура) Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся» Игры: «Холодно – горячо», «Ворота» | Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми. |
РИД | Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»
| Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров. |
Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»
Продукт проектной деятельности:
-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»
-Создание папки образцов дымковских узоров
-Изготовление дидактических игр
Взаимодействие с родителями
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Перспективы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Весной планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.
Информационно-методическое обеспечение
1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dymkovskoe_chudo.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №2
Исследовательский проект
«Дымковское чудо»
в средней группе
Воспитатель : Проняева О.В.
р.п. Ардатов, 2021г.
Актуальность проекта:
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.
Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. Дети не знают, как делают дымковские игрушки.
Цель: Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушки, элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.
- Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность.
- Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
- Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
- Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
- Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
- Воспитывать уважение к труду мастеров.
Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14.11. по 18.11.).
Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.
Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
Этапы проекта:
I этап –подготовительный
- Изучение материала, об истории дымковского промысла.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.
- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.
II этап – практический
План реализации проекта
Образовательная область | Содержание | Задачи |
ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям) | Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные» | Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. |
ОО«Художественно-эстетическое развитие» | (Лепка) Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок», «Дымковская лошадка» «Дымковская уточка» | Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. |
(Рисование) «Стадо на лугу» «Дымковская барышня» «Дымковская матрешка» | Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Аппликация «Украшение платья дымковской барышни». | Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи. | |
ОО «Речевое развитие» | (Развитие речи) «Опиши дымковскую барышню», «Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он» | Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей. |
(Приобщение к художественной литературе) «Стихи, загадки русские потешки о Дымке, «Чем знаменито Дымково?» В. Фофанов, «Дымка» Г. Громыко, «Волшебные игрушки» Т. Неунылова, «Весёлая Дымка» А. Дьяков. | Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству
| |
ОО«Физическое развитие» | (Физическая культура) Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся» Игры: «Холодно – горячо», «Ворота» | Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми. |
РИД | Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку» | Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров. |
Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»
Продукт проектной деятельности:
-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»
-Создание папки образцов дымковских узоров
-Изготовление дидактических игр
Взаимодействие с родителями
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Перспективы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Весной планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.
Информационно-методическое обеспечение
1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Чудо - огород" (средняя группа)
Проект по экологическому образованию в средней группе "Чудо огород" (выращивание лука на подоконнике)...
Чудо-огород (средняя группа)
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за растениями; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Чудо фантики" (средняя группа 29.01. 2020 год)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19268162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
Проект «Чудо - дерево». Средняя группа
Проект «Чудо - дерево». Создание «Музей - дерева». Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспит...
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации "Осеннее чудо" в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации "Осеннее чудо" в средней группе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЧУДО - КУБИК». СРЕДНЯЯ ГРУППА «ОДУВАНЧИК». АЛГОРИТМ РАБОТЫ.
Пособие речевой куб «Чудо – кубик» используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельн...
Программа кружка " Пластилиновое чудо" в средней группе
Цель программы: в ходе работы выяснить о возможностях пластилина и освоить разные техники работы с ним. Задачи: собрать и изучить информацию о пластилине; подобрать материалы, необходимые для работ...