Исследовательский проект «Дымковское чудо» в средней группе
проект (средняя группа)

Оксана Проняева

МБДОУ Детский сад №2

 

 

Исследовательский  проект

 «Дымковское чудо»

в средней группе

 

image

 

 

Воспитатель : Проняева О.В.

 

 

р.п. Ардатов, 2022г.

 

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. Дети не знают, как делают дымковские игрушки.

 

Цель: Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушки, элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи:

 Образовательные:

  • Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.
  • Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
  • Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
  • Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
  • Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
  • Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
  • Воспитывать уважение к труду мастеров.

 

Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14.11. по 18.11.).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта  у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

 

 

 


Этапы проекта:

 

I этап –подготовительный

- Изучение  материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление  методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных  пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область

Содержание

Задачи

ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

 

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

 

(Лепка)

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок»,

 «Дымковская лошадка»

 

«Дымковская уточка»

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

(Рисование)

 «Стадо на лугу»

 «Дымковская барышня»

 «Дымковская матрешка»

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

 

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ОО «Речевое развитие»

 

(Развитие речи)

 «Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»

 

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?»

 В. Фофанов,

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

  

 

ОО«Физическое развитие»

 

(Физическая культура)

 Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры:  «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

РИД

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

 

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

 

Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Взаимодействие с родителями
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое   воспитание детей дошкольного возраста"                                                                  

Перспективы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Весной планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

 

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
 6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dymkovskoe_chudo.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2

Исследовательский  проект

 «Дымковское чудо»

в средней группе

Воспитатель : Проняева О.В.

р.п. Ардатов, 2021г.

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. Дети не знают, как делают дымковские игрушки.

Цель: Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушки, элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи:

 Образовательные:

  • Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.
  • Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
  • Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
  • Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
  • Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
  • Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
  • Воспитывать уважение к труду мастеров.

Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 14.11. по 18.11.).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта  у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.


Этапы проекта:

I этап –подготовительный

- Изучение  материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление  методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных  пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область

Содержание

Задачи

ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

(Лепка)

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок»,

 «Дымковская лошадка»

«Дымковская уточка»

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

(Рисование)

 «Стадо на лугу»

 «Дымковская барышня»

 «Дымковская матрешка»

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ОО «Речевое развитие»

(Развитие речи)

 «Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?»

 В. Фофанов,

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

  

ОО«Физическое развитие»

(Физическая культура)

 Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры:  «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

РИД

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Взаимодействие с родителями 
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое   воспитание детей дошкольного возраста"                                                                  

Перспективы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Весной планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4.
 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
 6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Чудо - огород" (средняя группа)

Проект по экологическому образованию в средней группе "Чудо огород" (выращивание лука на подоконнике)...

Чудо-огород (средняя группа)

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за растениями; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Чудо фантики" (средняя группа 29.01. 2020 год)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19268162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Проект «Чудо - дерево». Средняя группа

Проект «Чудо - дерево». Создание  «Музей -  дерева». Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспит...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации "Осеннее чудо" в средней группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации "Осеннее чудо" в средней группе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЧУДО - КУБИК». СРЕДНЯЯ ГРУППА «ОДУВАНЧИК». АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

Пособие речевой куб «Чудо – кубик» используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельн...

Программа кружка " Пластилиновое чудо" в средней группе

Цель программы: в ходе работы выяснить о возможностях пластилина и освоить разные техники работы с ним. Задачи: собрать и изучить информацию о пластилине; подобрать материалы, необходимые для работ...