РАБОЧАЯ ПРОГРАММА бесплатного кружка «ТИКО» старшая группа 2019-2020 учебный год
материал (старшая группа)
Цель программы: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tiko.docx | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
бесплатного кружка «ТИКО»
старшая группа «Пчелки»
НРМ ДОБУ «Детский сад «Лесовичок»
на 2019-2020 учебный год
Воспитатели: Кочетова Л.П.
Дроздова Т.А.
п.г.т. Пойковский
Содержание:
1.Пояснительная записка……………………………………………………3
1.1.Направленность программы…………………………………………….3
1.2. Актуальность программы……………………………………………….3
2.Содержание реализации программы……………………………………..5
2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5
2.2.Возраст детей…………………………………………………………….5
2.3.Количество обучающихся……………………………………………….5
2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..5
2.5.Планируемый результат…………………………………………………6
2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………6
3.Учебный план……………………………………………………………...7
4. Перспективный план кружковой работы «ТИКО»………….................7
5. Педагогическая диагностика…………………………………………….11
6.Литература…………………………………………………………………13
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы
Программа кружковой деятельности «ТИКО»» имеет:
- обучающую направленность, ориентированную на формирование логико-математических представлений детей 5-6 лет;
- развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
- социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
1.2. Актуальность программы
Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А.В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, творческие способности.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).
Конструирование является актуальной деятельностью, т.к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Новизна программы «ТИКО» заключается в использование развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора и способствует развитию пространственных представлений.
Программа «ТИКО» рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет
2.Содержание реализации программы
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы:
развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.
Задачи программы:
- развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, внимание) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве;
- систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
- способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
2.2. Возраст детей: 5-6 лет.
2.3. Количество обучающихся: Численность в группе не более 12 человек.
2.4. Формы, принципы, методы реализации программы
В основу программы положены следующие принципы:
Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их развития и познавательным возможностям.
Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания.
Структура игровых занятий включает:
- используются игры-приветствия, упражнения на организацию детей, создание игровой ситуации, проблемной ситуации, целевой установки.
- упражнение на развитие пространственного и логического мышления, предлагаются задания на классификацию, сравнение, обобщение, ориентировку в пространстве.
- беседа по теме, детям даются новые или актуализируются уже имеющие знания, необходимые для решения игровой ситуации.
- работа с карточкой, выполняется задание предложенное на карточке, анализируется образец с переходом к плоскостному конструированию.
- плоскостное конструирование, перед началом используется пальчиковая гимнастика по теме месяца.
- динамическая пауза, используются различные динамические паузы, подвижные игры.
- объёмное конструирование.
- выставка работ, дети рассматривают выполненных конструкции товарищей, анализируют их.
- рефлексия, подведение итогов.
Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы:
- Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, технологических карт, готовых построек, демонстрация способов крепления.
- Информационно – рецептивный метод - обследование деталей для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).
3. Репродуктивный метод - воспроизведение знаний и способов деятельности (собирание конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Практический метод - использование полученных знаний и увиденных приемов работы на практике.
- Словесный метод - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
- Игровой метод - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
2.5. Планируемые результаты
- дети знают и называют основные геометрические фигуры (виды прямоугольников, многоугольников, треугольники), числа от 1 до 10;
- умеют беспрепятственно соединять детали ТИКО-конструктора;
- сравнивают и классифицируют фигуры по нескольким свойствам;
- анализируют, сравнивают образец;
- выделять «целое» и «части»;
- конструируют в соответствии с технологической картой;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали».
2.6. Работа с родителями:
1. Консультация «Знакомство с конструктором»
2. Консультация «Использование технологии ТИКО- моделирования при моделировании объектов»
3. Консультация «Какие игровые упражнения можно выполнять дома»
4. Проведение фото - выставки «Наши достижения»
3.Учебный план
Количество занятий в неделю 1
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 27
Продолжительность занятий, мин. 25мин.
4. Перспективный план для детей 5 - 6 лет
Сроки | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | Знакомство с конструктором Тико. Диагностика | |
Октябрь 1 неделя | «Осенний цветок» | 1.Развиваем умение классифицировать по форме. 2.Учимся конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». 4. Сходство и различие геометрических фигур и фруктов |
Октябрь 2 неделя | «Мухоморы» | 1.Развивать умение классифицировать по цвету. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. |
Октябрь 3 неделя | «Осеннее дерево» | 1.Развивать умение классифицировать деревья и кустарники. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Закрепить понятие «пятиугольник». |
Октябрь 4 неделя | «Корзинка для урожая» | 1.Развиваем умение классифицировать по форме. 2.Учимся конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». |
Ноябрь 1 неделя | «Мяч для Незнайки» | 1.Развиваем умение классифицировать по форме. 2.Учимся конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». |
Ноябрь 2 неделя | «Дом, в котором я живу» | 1.Учимся в работе использовать геометрические фигуры с аналогичными отверстиями. 2.Учиться конструировать по схеме объемные конструкции 3.Учиться различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). |
Ноябрь 3 неделя | «Лисичка» | 2.Учиться конструировать по схеме и образцу, объемные конструкции 3.Учиться различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). |
Ноябрь 4 неделя | "Мебель" | 1.Развивать умение классифицировать «Мебель». 2.Учиться конструировать по схеме. 3.Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник». 4. Умение соотносить форму мебели с геометрическими фигурами |
Декабрь 1 неделя | "Коробка для подарка" | 1.Развивать, мелкую моторику рук. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3. Закрепить понятие «Цилиндр, призма, конус». |
Декабрь 2 неделя | «Кормушка для птиц» | 1.Развиваем умение классифицировать посуду по назначению. 2.Учиться конструировать по схеме. 3.Учиться различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). |
Декабрь 3 неделя | «Снежинка» | 1.Знакомство с понятием «шестиугольник». 2. Учиться конструировать ТИКО-фигуры по схеме. |
Декабрь 4 неделя | «Ёлочка – символ Нового года» | 1. Учиться находить и называть заданные многоугольники. 2. Конструировать ТИКО-фигуры по схеме. 3.Вспомнить символы Нового года. |
Январь 2 неделя | «Санки» | 1.Учимся находить и называть заданные многоугольники. 2.Знакомство с разверткой 3. Учимся конструировать объёмные ТИКО-фигуры. 4. Развиваем мелкую моторику. |
Январь 3 неделя | «Горка» | 1. Повторить понятие «треугольник». 2. Учиться конструировать объёмные ТИКО-фигуры по образцу. 3.Развивать мелкую моторику. |
Январь 4 неделя | «Домашние птицы» | 1.Закрепить понятие «треугольник». 2. Учиться конструировать плоские и объёмные ТИКО-фигуры птиц по образцу. 3.Развивать мелкую моторику. |
Февраль 1 неделя | «Собачка» | 1. Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. 2. Учиться конструировать по схеме. 3. Знакомство с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию. 4.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. |
Февраль 2 неделя | «Танк» | 1. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. |
Февраль 3 неделя | «Пушка» | 1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрических фигур(треугольник, прямоугольник, квадрат) 2. Учиться конструировать по схеме и иллюстрации |
Февраль 4 неделя | «Ракетная установка» | 1Закреплять умения выделять и называть свойства геометрических фигур. 2. Учимся конструировать по схеме и по образцу. |
Март 1 неделя | «Колобок» | 2. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. 3. Учиться конструировать по схеме и по образцу. |
Март 2 неделя | «Цифра 8 и ромашка» | 1. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с различными видами цветущих растений. |
Март 3 неделя | «Теремок» | 1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учимся конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол, этаж, балкон, лестница). |
Март 4 неделя | «Кружка. Блюдце» | 1.Развивать умения использовать ТИКО-конструкции по выбранной иллюстрации. 2. Учиться делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах |
Апрель 1 неделя | «Звезда» | 1. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в составлении описательных рассказов 2. Учиться делать выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу. |
Апрель 2 неделя | «Ракета» | 1. Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник. 2.Конструирование треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник, из развертки |
Апрель 3 неделя | «Звездолёт» | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Развивать умение конструировать разную технику |
Апрель 4неделя | «Солнце» | 1.Закрепить умение конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по полной схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. |
Вторая, третья недели мая - диагностика |
5. Педагогическая диагностика
Результативность программы «ТИКО» отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков. Мониторинг осуществляется поэтапно и состоит из 2 этапов: начальный и итоговый срез.
Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В.Логиновой.
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
высокий уровень – 9 – 12б.
средний уровень – 4 – 8б.
низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:
2 – высокий уровень развития
1 – средний уровень развития
0 – низкий уровень развития
- Список используемой литературы
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2013
2. Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016
3. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014
4. Карпова Н. М. ТИКО-конструирование [Текст]: метод. рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
5. Лелявина Н. О. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша) [Текст] / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : ООО «Корвет», 2008
6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС. – СПб. : Детство-Пресс, 2016
7. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.
8. Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016
9. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016
10. Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...
Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии....
Рабочая программа вокального кружка для старшей группы"Весёлые нотки"
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. ...
Рабочая программа бесплатного кружка с детьми 5-6 лет " От звука к букве"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»
Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...
Рабочая программа хореографического кружка «Галактика Чудес» на 2024 учебный год
Рабочая программа....