Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Сказки и их виды»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Сказки и их виды»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
«Сказки и их виды» Старшая группа.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с классификацией сказок и установление радостного, эмоционального настроения.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать и обогатить знания детей о понятии «сказка» и её видах (народная, авторская, бытовая, волшебная, о животных).
Закрепить и расширить знания детей о
знакомых сказках.
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, иллюстрации, характерным признакам.
Развивающие:
Развивать способность анализировать поступки сказочных героев и делать умозаключения.
Развивать познавательную и речевую активность.
Развивать мелкую моторику.
Развивать воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению и рассказыванию сказок.
Воспитывать умение работать в коллективе, действовать согласованно.
Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, 2 стола; «Волшебное зеркало», «Волшебная книга сказок»; конверты с заданием от Бабы – Яги; магнитная доска, дидактическое пособие «Яблоня»; дидактическая игра с прищепками «Собери сказку»; ларец, дидактическая игра «Назови правильно»; ноутбук, колонки.
Ход
Воспитатель:
Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете.
Здравствуйте, носики - курносики.
Здравствуйте, радостные глазки.
Ручки вверх подняли, дружно всем гостям помахали.
И все вместе – «Здравствуйте!» - сказали.
Меня зовут Светлана Михайловна. Я сегодня вас хочу познакомить с Волшебной книгой, в которой собраны все сказки мира. Проходите на стульчики.
Знают взрослые и дети,
Книга - лучший друг на свете.
И про Машу, и про мишку
Малышу расскажет книжка.
На страницах Колобок
Нам откроет 100 дорог,
В мир волшебный отведет,
Сказку каждому найдет.
- А вы знаете, что такое сказки? (Сказка – это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это придуманная история, приключение.)
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские, о животных, бытовые, волшебные).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… , В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.)
Мне так хочется рассказать вам одну из сказок из этой Волшебной книги. Хотите послушать?
«Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Алёнушка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: поутру проснулся Иванушка со своим верным Сивкой-Буркой в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!»
Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, вы заметили что-то необычное?
(Дети высказывают свои предположения: здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках.) Да, все сказки перепутались! Что же случилось? У меня есть волшебное зеркальце, и оно знает всё на свете. Давайте у него спросим…
- Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи. Кто запутал нам все сказки, как без них теперь нам жить?
Аудиозапись «зеркало»:
Она на ступе в лесу летает.
И в избушке там живёт.
Она детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт.
Кто это, ребята? Вы догадались? (Баба Яга). Что же делать, как же быть, как нам вернуть всех героев в свои сказки? Давайте спросим все вместе у зеркала. Слова волшебные знаете?
Все вместе: Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи…
Воспитатель: Как помочь героям вернуться в свои сказки.
Аудиозапись «зеркало»:
Далеко за горизонтом – голубые небеса.
И зелёные дубравы и цветущие луга.
В небе солнышко смеётся, ночью в небе звездопад.
«Сказкой» та страна зовётся, побывать в ней каждый рад.
В страну «Сказку» вы идите, испытания пройдите.
Выполните задания, и исполнится ваше желание.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытание, выполнить задания и помочь сказкам? А, как мы попадём в страну «Сказок»?
Аудиозапись «зеркало»:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, не упасть.
То в страну весёлых сказок
Можно сразу же попасть.
Воспитатель: Кто, ребята знает, как это - дружно встать? Конечно, надо взяться за руки, собраться в круг дружбы. А теперь все вместе: топнем ногой и подпрыгнем. Добро пожаловать в страну «Сказки».
Первое задание. Посмотрите вокруг и найдите то, что в загадке.
Аудиозапись «зеркало»:
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня.)
Подходим к «Яблоне».
Воспитатель берёт письмо и читает: «Это яблоки не простые, а заколдованные. Я, в них сказки спрятала. Яблоко с дерева взять может только тот, кто загадку отгадает. Ха-ха. Баба – Яга».
- "Нам не страшен серый волк, серый волк - зубами щелк"
Эту песню пели звонко три весёлых …(Поросёнка)
Это народная сказка или авторская? английская народная сказка .
- Невзрачный, маленький усач всех запугал зверей.
И победил его не волк, не слон, а воробей. (Тараканище).
Это народная сказка или авторская? Корней Иван Чуковский
- Белые козлятки - малые ребятки,
Волку дверь открыли и про все забыли. (Волк и семеро козлят)
Это народная сказка или авторская? авторы братья Гримм
- В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь плакал зайка день и ночь. (Лиса и заяц)
Это народная сказка или авторская? Русская народная
- Как-то утром петушок обнаружил колосок.
Захотелось петушку приготовить пирожки.
Но сбежали быстро две лентяйки-мышки,
Не хотели помогать, стали весело играть…. (Колосок)
Это народная сказка или авторская? Украинская народная сказка
- Он не тучка, а медведь. Очень любит песни петь.
И еще, как говорится, рад он медом подкрепиться…(Вини-Пух)
Это народная сказка или авторская? Автор британский писатель Алан Милн
- Звенел в ушах медведя звоночек,
Тонкий - тонкий голосочек!
Наносил свой удар неожиданно … (Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост)
Это народная сказка или авторская? Автор Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание, все загадки отгадали. Кто герои этих сказок? (Животные, птицы и насекомые). Животные, птицы и насекомые приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. Это сказки о животных и мы можем вернуть их в Волшебную книгу.
Воспитатель: А что это за корзинка стоит и письмо там лежит?
«Никогда не догадаетесь, никогда не отгадаете.
Героев со сказками разлучила и в мешок их посадила. Ха – ха. Баба - Яга».
Как вы думаете, какие здесь сказки спрятаны? («Каша из топора», «Репка», «Три медведя», «У страха глаза велики»). Помогите героям найти свою сказку.
Д. и. «Собери сказку».
Воспитатель:
- Это народные или авторские сказки? (Это все сказки русские народные).
- В этих сказках есть волшебство, чудо? (Нет)
- Что делают герои в этих сказках? (Варят кашу, вытаскивают репку, едят и спят, за водой ходят.) Они делают всё, как люди в жизни, в быту.
- Чему нас могут научить эти сказки? (Не быть жадным, проявлять смекалку в трудной ситуации; нельзя без родителей ходить в лес и нельзя брать чужое без спроса; надо жить дружно, в мире (как кошка с мышкой) и друг другу помогать; при страхе всё кажется больше и страх мешает нам жить.)
Эти сказки высмеивают наши недостатки и учат, как поступать в общении с другими людьми, в быту. Такие сказки называют бытовые и мы можем вернуть их в Волшебную книгу.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи. Какое будет следующее испытание, мы готовы выполнять задание.
Аудиозапись «зеркало»:
Осталось последнее задание. А чтобы его выполнить отправляйтесь в царство Кощея Бессмертного.
Музыкальная физминутка «По дорогам сказок»
Воспитатель: Все движения выполнили правильно, и попали в царство Кощея бессмертного. А вот и ларец Кощея бессмертного стоит.
«Волшебные предметы в игрушки превратила. Волшебства в сказках больше нет и теперь будет побеждать только зло. Ха – ха. Баба – Яга».
Воспитатель достаёт предметы. Посмотрите, Баба Яга волшебные предметы в игрушки превратила. Надо вспомнить, как они в сказках называются и какое волшебство совершают, тогда колдовство начнёт исчезать…(Дети называют и кладут предметы в Волшебную книгу).
Как называются сказки в которых есть волшебство, волшебные предметы?... (Волшебные). Правильно, это такие сказки, в которых происходят волшебные превращения, есть волшебные персонажи, волшебные предметы.
Мы спасли с вами все сказки и отправляемся обратно в детский сад.
Если дружно встать на ножки, топнуть, прыгнуть, не упасть.
То обратно в детский садик можно сразу же попасть.
- Вам понравилось путешествие в мир Сказки?
- Какие сказки вы спасли? (Авторские, народные, о животных, бытовые, волшебные).
- Что вам особенно запомнилось?
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
На память о нашем путешествии я подарю вам книжку – раскраску.
До свидания, ребята и большое вам спасибо за вашу смелость, доброту и находчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"
Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....