Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Сказки и их виды»
план-конспект занятия (старшая группа)

Заболотнева Светлана Михайловна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Сказки и их виды» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

«Сказки и их виды» Старшая группа.

Цель: Создание условий для ознакомления детей с классификацией сказок и установление радостного, эмоционального настроения.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и обогатить знания детей о понятии «сказка» и её видах (народная, авторская, бытовая, волшебная, о животных).

Закрепить и расширить знания детей о

знакомых сказках.

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, иллюстрации, характерным признакам.

Развивающие:

Развивать способность анализировать поступки сказочных героев и делать умозаключения.

Развивать познавательную и речевую активность.

Развивать мелкую моторику.

Развивать воображение, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению и рассказыванию сказок.

Воспитывать умение работать в коллективе, действовать согласованно.

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, 2 стола; «Волшебное зеркало», «Волшебная книга сказок»; конверты с заданием от Бабы – Яги; магнитная доска, дидактическое пособие «Яблоня»; дидактическая игра с прищепками «Собери сказку»; ларец, дидактическая игра «Назови правильно»; ноутбук, колонки.

Ход

Воспитатель:

Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете.

Здравствуйте, носики - курносики.

Здравствуйте, радостные глазки.

Ручки вверх подняли, дружно всем гостям помахали.

И все вместе – «Здравствуйте!» - сказали.

Меня зовут Светлана Михайловна. Я сегодня вас хочу познакомить с Волшебной книгой, в которой собраны все сказки мира. Проходите на стульчики.

Знают взрослые и дети,

Книга - лучший друг на свете.

И про Машу, и про мишку

Малышу расскажет книжка.

На страницах Колобок

Нам откроет 100 дорог,

В мир волшебный отведет,

Сказку каждому найдет.

- А вы знаете, что такое сказки? (Сказка – это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это придуманная история, приключение.)

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские, о животных, бытовые, волшебные).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… , В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.)

Мне так хочется рассказать вам одну из сказок из этой Волшебной книги. Хотите послушать?

«Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Алёнушка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось:  поутру проснулся Иванушка со своим верным Сивкой-Буркой в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью  в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!»

Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, вы заметили что-то необычное?

(Дети высказывают свои предположения: здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках.) Да, все сказки перепутались! Что же случилось? У меня есть волшебное зеркальце, и оно знает всё на свете. Давайте у него спросим…

- Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи. Кто запутал нам все сказки, как без них теперь нам жить?

Аудиозапись «зеркало»:

Она на ступе в лесу летает.
И в избушке там живёт.
Она детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт.

Кто это, ребята? Вы догадались? (Баба Яга). Что же делать, как же быть, как нам вернуть всех героев в свои сказки? Давайте спросим все вместе у зеркала. Слова волшебные знаете?

Все вместе: Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи…

Воспитатель: Как помочь героям вернуться в свои сказки.

Аудиозапись «зеркало»:

Далеко за горизонтом – голубые небеса.

И зелёные дубравы и цветущие луга.

В небе солнышко смеётся, ночью в небе звездопад.

«Сказкой» та страна зовётся, побывать в ней каждый рад.

В страну «Сказку» вы идите, испытания пройдите.

Выполните задания, и исполнится ваше желание.

Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытание, выполнить задания и помочь сказкам? А, как мы попадём в страну «Сказок»?

Аудиозапись «зеркало»:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, не упасть.

То в страну весёлых сказок

Можно сразу же попасть.

Воспитатель: Кто, ребята знает, как это - дружно встать? Конечно, надо взяться за руки, собраться в круг дружбы. А теперь все вместе: топнем ногой и подпрыгнем. Добро пожаловать в страну «Сказки».

Первое задание. Посмотрите вокруг и найдите то, что в загадке.

Аудиозапись «зеркало»:

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (Яблоня.)

Подходим к «Яблоне».

Воспитатель берёт письмо и читает: «Это яблоки не простые, а заколдованные. Я, в них сказки спрятала. Яблоко с дерева взять может только тот, кто загадку отгадает. Ха-ха. Баба – Яга».

  1. "Нам не страшен серый волк, серый волк - зубами щелк"

Эту песню пели звонко три весёлых …(Поросёнка)

Это народная сказка или авторская? английская народная сказка .

  1. Невзрачный, маленький усач всех запугал зверей.

И победил его не волк, не слон, а воробей. (Тараканище).

Это народная сказка или авторская? Корней Иван Чуковский

  1. Белые козлятки - малые ребятки,

Волку дверь открыли и про все забыли. (Волк и семеро козлят)

Это народная сказка или авторская? авторы братья Гримм

  1. В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь плакал зайка день и ночь. (Лиса и заяц)

Это народная сказка или авторская? Русская народная

  1. Как-то утром петушок обнаружил колосок.

Захотелось петушку приготовить пирожки.

Но сбежали быстро две лентяйки-мышки,

Не хотели помогать, стали весело играть…. (Колосок)

Это народная сказка или авторская? Украинская народная сказка

  1. Он не тучка, а медведь. Очень любит песни петь.

И еще, как говорится, рад он медом подкрепиться…(Вини-Пух)

Это народная сказка или авторская? Автор британский писатель Алан Милн

  1. Звенел в ушах медведя звоночек,

Тонкий - тонкий голосочек!

Наносил свой удар неожиданно … (Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост)

Это народная сказка или авторская? Автор Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание, все загадки отгадали. Кто герои этих сказок? (Животные, птицы и насекомые). Животные, птицы и насекомые приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. Это сказки о животных и мы можем вернуть их в Волшебную книгу.

Воспитатель: А что это за корзинка стоит и письмо там лежит?

«Никогда не догадаетесь, никогда не отгадаете.

Героев со сказками разлучила и в мешок их посадила. Ха – ха. Баба - Яга».

Как вы думаете, какие здесь сказки спрятаны? («Каша из топора», «Репка», «Три медведя», «У страха глаза велики»). Помогите героям найти свою сказку.

Д. и. «Собери сказку».

Воспитатель:

- Это народные или авторские сказки? (Это все сказки русские народные).

- В этих сказках есть волшебство, чудо? (Нет)

- Что делают герои в этих сказках? (Варят кашу, вытаскивают репку, едят и спят, за водой ходят.) Они делают всё, как люди в жизни, в быту.

- Чему нас могут научить эти сказки? (Не быть жадным, проявлять смекалку в трудной ситуации; нельзя без родителей ходить в лес и нельзя брать чужое без спроса; надо жить дружно, в мире (как кошка с мышкой) и друг другу помогать; при страхе всё кажется больше и страх мешает нам жить.)

Эти сказки высмеивают наши недостатки и учат, как поступать в общении с другими людьми, в быту. Такие сказки называют бытовые и  мы можем вернуть их в Волшебную книгу.

Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Свет наш зеркальце скажи, да всю правду доложи. Какое будет следующее испытание, мы готовы выполнять задание.

Аудиозапись «зеркало»:

Осталось последнее задание. А чтобы его выполнить отправляйтесь в царство Кощея Бессмертного.

Музыкальная физминутка «По дорогам сказок»

Воспитатель: Все движения выполнили правильно, и попали в царство Кощея бессмертного. А вот и ларец Кощея бессмертного стоит.

«Волшебные предметы в игрушки превратила. Волшебства в сказках больше нет и теперь будет побеждать только зло. Ха – ха. Баба – Яга».

Воспитатель достаёт предметы. Посмотрите, Баба Яга волшебные предметы в игрушки превратила. Надо вспомнить, как они в сказках называются и какое волшебство совершают, тогда колдовство начнёт исчезать…(Дети называют и кладут предметы в Волшебную книгу).

Как называются сказки в которых есть волшебство, волшебные предметы?... (Волшебные). Правильно, это такие сказки, в которых происходят волшебные превращения, есть волшебные персонажи, волшебные предметы.

Мы спасли с вами все сказки и отправляемся обратно в детский сад.

Если дружно встать на ножки, топнуть, прыгнуть, не упасть.

То обратно в детский садик можно сразу же попасть.

- Вам понравилось путешествие в мир Сказки?

- Какие сказки вы спасли? (Авторские, народные, о животных, бытовые, волшебные).

- Что вам особенно запомнилось?

Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

На память о нашем путешествии я подарю вам книжку – раскраску.

До свидания, ребята и большое вам спасибо за вашу смелость, доброту и находчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....