Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynye_traditsii_na_rusi.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Елена Волчкова Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

подготовила Волчкова Е.И. воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №29" г. Сергиев Посад Московская область

Цель: приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

Программные задачи:

Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития и историей появления самовара; продолжать учить детей отгадывать загадки; закрепить у детей знания русских народных игр; формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей; учить завязывать узелок.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память; развивать общую и мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, фотографии с изображениями самоваров, фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки; для продуктивной деятельности детей: черный ароматный чай (или травы) – несколько видов и кусок ткани (марли) и нить для каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси, чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар", разучивание пословиц и поговорок о чае, стихотворение «Раз прислал мне барин чаю…», разучивание стихотворений, песен-потешек и русских народных хороводных игр.

                                  Ход занятия

Оргмомент:

Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом. (Воспитатель в русском сарафане). Звучит игра на балалайке.

- Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Беседа о чайной традиции. 

 - У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

Веселые истории.

-Давайте и мы с вами сядем и поговорим. Ребята, какие вы знаете веселые истории про чай?

1 ребенок. Как заваривал один мужик чай своему барину, посолил, поперчил…

(ребенок рассказывает стихотворение)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чая я в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались

Сам он важно озверел,

И, отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

2 ребенок. Мужчину, который торговал чаем, называли чайником, а женщину – чайницей.

3 ребенок. Я знаю потешку про «чайничек с крышечкой».

- Давайте поиграем в эту игру-потешку. Она очень веселая! (Нужно руками показывать чайничек, крышечку, шышечку, дырочку и пар)

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой.

С дырочки пар идет.

Пар идет с дырочки.

Дырочка с шишечки.

Шишечка с крышечки.

Крышечка с чайничка.

- А теперь давайте чуть-чуть побыстрее, только нужно быть внимательными!

- Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Дети садятся на стульчики.

Загадки из волшебного сундучка.

- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!

Достаю сундучок.

- Это сундучок. В нем что-то есть.

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

- Почему самовар так назвали?

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

- Ребята, рассмотрите самовары. Какой формы этот самовар?

На проекторе появляется фотография с 3-мя «формами» самоваров: самовар-«яйцо», самовар-«желудь», самовар-«арбуз».

-Скажите, ребята, какой из этих самоваров можно назвать самовар-«яйцо»? самовар-«желудь»? самовар-«арбуз»?

- Молодцы, ребята!

- Обратите внимание, как украшали самовары, расписывали их.

Показываю на проекторе.

-Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра.

Работа по образованию прилагательных.

-Давайте расскажем гостям, какой чай у нас получится:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

Физминутка.

- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

- А теперь я приглашаю наши чашки-блюдца на мою волшебную кухню. Будем делать с вами чайные пакетики.

Продуктивная деятельность. «Чайные мешочки»

- На столах в тарелочках лежит заварка для чая - сушеная травка: мята, душица, иван-чай. А еще есть на каждого из вас кусочек ткани с веревочкой.

Показываю: Нужно на серединку марли положить разные травы и завязать мешочек. Старайтесь класть травку на середину марли.

- Молодцы, ребята. У нас получились чайные мешочки, которые можно заваривать в кипятке.

- Давайте как можно больше подберем слов о том, какой мы пьем чай!

Дети: Вкусный, Ароматный, Крепкий, Душистый, Терпкий, Сладкий, С лимоном, Черный, Зеленый.

-Давайте подарим эти чайные мешочки нашим гостям!

- А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Понравилось ли вам наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи

Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...