Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaynye_traditsii_na_rusi.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
Елена Волчкова Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
подготовила Волчкова Е.И. воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №29" г. Сергиев Посад Московская область
Цель: приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.
Программные задачи:
Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития и историей появления самовара; продолжать учить детей отгадывать загадки; закрепить у детей знания русских народных игр; формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей; учить завязывать узелок.
Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память; развивать общую и мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.
Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.
Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, фотографии с изображениями самоваров, фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки; для продуктивной деятельности детей: черный ароматный чай (или травы) – несколько видов и кусок ткани (марли) и нить для каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси, чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар", разучивание пословиц и поговорок о чае, стихотворение «Раз прислал мне барин чаю…», разучивание стихотворений, песен-потешек и русских народных хороводных игр.
Ход занятия
Оргмомент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом. (Воспитатель в русском сарафане). Звучит игра на балалайке.
- Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
Воспитатель: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним -
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Беседа о чайной традиции.
- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показываю иллюстрации чаепития в России.
- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
Веселые истории.
-Давайте и мы с вами сядем и поговорим. Ребята, какие вы знаете веселые истории про чай?
1 ребенок. Как заваривал один мужик чай своему барину, посолил, поперчил…
(ребенок рассказывает стихотворение)
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чая я в горшок,
И приправил луку, перцу,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались
Сам он важно озверел,
И, отправив на конюшню
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом то догадался,
Что забыл я посолить.
2 ребенок. Мужчину, который торговал чаем, называли чайником, а женщину – чайницей.
3 ребенок. Я знаю потешку про «чайничек с крышечкой».
- Давайте поиграем в эту игру-потешку. Она очень веселая! (Нужно руками показывать чайничек, крышечку, шышечку, дырочку и пар)
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой.
С дырочки пар идет.
Пар идет с дырочки.
Дырочка с шишечки.
Шишечка с крышечки.
Крышечка с чайничка.
- А теперь давайте чуть-чуть побыстрее, только нужно быть внимательными!
- Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)
- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Играем 3 раза.
Дети садятся на стульчики.
Загадки из волшебного сундучка.
- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!
Достаю сундучок.
- Это сундучок. В нем что-то есть.
Достаю конверт с надписью «Загадки»
- Да здесь загадки для вас!
1. Белый камешек растает,
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье. (баранка)
3. Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит… (Самовар)
- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).
- Почему самовар так назвали?
- А что он варит? (воду)
- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.
- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.
Дети рассматривают изображения разных самоваров.
- Ребята, рассмотрите самовары. Какой формы этот самовар?
На проекторе появляется фотография с 3-мя «формами» самоваров: самовар-«яйцо», самовар-«желудь», самовар-«арбуз».
-Скажите, ребята, какой из этих самоваров можно назвать самовар-«яйцо»? самовар-«желудь»? самовар-«арбуз»?
- Молодцы, ребята!
- Обратите внимание, как украшали самовары, расписывали их.
Показываю на проекторе.
-Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра.
Работа по образованию прилагательных.
-Давайте расскажем гостям, какой чай у нас получится:
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)
-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)
-С веточками малины? (ответы детей.)
-С листьями клубники? (Ответы детей.)
-С веточками вишни? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)
-Цедру лимона? (Ответы детей.)
-Кусочки персика? (Ответы детей.)
-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)
Физминутка.
- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе) .
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
- А теперь я приглашаю наши чашки-блюдца на мою волшебную кухню. Будем делать с вами чайные пакетики.
Продуктивная деятельность. «Чайные мешочки»
- На столах в тарелочках лежит заварка для чая - сушеная травка: мята, душица, иван-чай. А еще есть на каждого из вас кусочек ткани с веревочкой.
Показываю: Нужно на серединку марли положить разные травы и завязать мешочек. Старайтесь класть травку на середину марли.
- Молодцы, ребята. У нас получились чайные мешочки, которые можно заваривать в кипятке.
- Давайте как можно больше подберем слов о том, какой мы пьем чай!
Дети: Вкусный, Ароматный, Крепкий, Душистый, Терпкий, Сладкий, С лимоном, Черный, Зеленый.
-Давайте подарим эти чайные мешочки нашим гостям!
- А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Итог занятия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Из чего любили пить чай?
- Понравилось ли вам наше занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"
Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух-невидимка»
Конспект...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи
Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...