Формирование финансовой грамотности дошкольников
методическая разработка на тему
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
«Всё преимущество иметь деньги, заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой грамотности дошкольников
На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без неё мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.
Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.
Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
А теперь скажите, это вам надо?
Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:
- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
- Необдуманное залезание в долги путём взятия кредитов по завышенным ставкам.
- Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т.ч. и пенсионные накопления.
- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.
Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:
- Научиться вести учёт своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не стать объектом мошеннических действий.
- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
Ответьте на некоторые вопросы:
Ведёте ли Вы учёт своих доходов и расходов?
Есть ли у вас личный финансовый план? (документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий период).
Сберегаете ли Вы определённую часть своего дохода?
Имеете ли вы хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы?
Как долго могли бы Вы прожить на имеющиеся у Вас деньги при отсутствии дальнейших заработков? до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев, до 12 месяцев, более 1 года.
Приходится ли Вам занимать деньги до зарплаты на текущее потребление?
- иногда приходится занимать деньги до зарплаты, но всегда вовремя возвращаю долги.
- я часто занимаю деньги, но не всегда получатся отдавать долги вовремя.
- я живу по средствам.
Пользуетесь ли Вы кредитами на потребительские нужды?
Продолжите фразу: С увеличением своего дохода я смогу …
- перестать на всём экономить
- купить новый автомобиль престижной марки
- взять кредит на покупку квартиры, большого дома
- путешествовать
- покупать дорогие ювелирные украшения и одежду.
А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса.
Тест на финансовую грамотность
Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.
Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?
Более 108 000 рублей.
Ровно 108 000 рублей.
Менее 108 000 рублей.
Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?
Более 150 000 рублей.
Ровно 150 000 рублей.
Менее 150 000 рублей.
Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?
Скидка в 1 500 рублей.
Скидка в 10 %.
Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.
Меньше 6 %.
Ровно 6 %.
Больше 6 %.
А теперь подведем итоги. Верные ответы:
1-й вопрос – более 108 000 руб.;
2-й вопрос – более 150 000 руб.;
3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;
4-й вопрос – ровно 6 %.
Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.
Таких тестов в интернете можно найти много. Можете тренироваться, сколько угодно. Главное, научится применять на практике полученные знания.
В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребёнка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить всё заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, деньги должны вестись в семье всегда.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности.
В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.
Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Поэтому необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
«Всё преимущество иметь деньги,
заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...
Формирование финансовой грамотности дошкольников
В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...
"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми дош...
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...