"Современные подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Автором представлен материал по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_po_fin_gramot.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».
Современные подходы к формированию
финансовой грамотности дошкольников.
(консультация для педагогов и родителей)
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, принимается человеком в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Начиная с раннего возраста, формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
- как планировать свои расходы;
- техника безопасности использования банковских карт.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника:
- формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
- закрепление разумных материальных потребностей;
- формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Первичные финансовые навыки:
Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков (наглядных примеров, умело демонстрируемых взрослыми)
1. обозначение образца,
2. действие по образцу,
3. состояние эмоционального комфорта,
4. повторение образца,
5. выработка ритуального стереотипа,
6. ощущение (еще не понимание) социальной значимости ритуальных действий,
7. возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Сначала ребенку показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах, ребенок выполняет действие «бережливого ребенка»: аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).
Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения.
Важные моменты:
1. Главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость.
2. Всё время покупать – это неправильно.
3. Бережливый подход к бюджету: у нас (у семьи) есть другие цели.
4. Денежные средства зарабатываются трудом. Но труд бывает разный.
5. Деньги – инструмент нашей жизни.
6. Потребности детей должны быть разумными.
Разумные материальные потребности.
Критерии «разумности»:
- то, что имеет подавляющее большинство сверстников (платье на каждый праздник – учитывать, присоединиться к мнению большинства);
- то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага» (телефон старой модели – не удовлетворяет);
- порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет (разумное количество игрушек).
Эти критерии, прежде всего, обсуждать с родителями.
Опережающее – это формирование потребности. Сами предложите игрушку или вид деятельности (будет играть с конструктором – покупать разный конструктор).
Погашение – это удовлетворение потребности. Отслеживать, может ребёнок просто хочет быть лидером, тогда нужно погасить то, что стоит за потребностью.
Переключение – машинки дорогие, предложить их вылепить из пластилина (с покупки на изготовление).
Базовые нравственные понятия: (психологические установки)
Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом - некрасивом, о хорошем - плохом. Нравственные представления дошкольников отражают нравственные оценки взрослого, в контексте конкретных поступков окружающих (прежде всего сверстников, сказочных и литературных героев, сюжетно-ролевых игр).
Новая образовательная реальность:
- грамотные современные материалы;
- от практического опыта и умений к знанию;
- индивидуализация;
- соблюдения права семьи на автономию;
- учет культурных различий.
Задачи, которые нужно решать:
1. Дать простые экономические знания.
2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.
4. Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
5. Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
6. Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству
7. Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
8. Определять разницу между "хочу" и "надо".
Методы:
- беседа (диалог),
- ролевая игра,
- дидактическая игра,
- подвижная игра
- квест,
- загадка,
- экскурсия,
- составление ментальных карт,
- составление коллажей,
- создание матриц для составления рассказов,
- создать картотеку финансовых терминов.
Дополнительные условия индивидуализации:
- вариативность, многообразие форм работы – каждому откликается что-то свое;
- можно выбрать свою роль в игре или сказке, маршрут в квесте или музее;
- на некоторые занятия можно пригласить своих друзей, членов семьи;
- беседы строим как диалог, дети свободно говорят;
- обсуждаем сложные ситуации, выбор героев сказок;
- дети создают свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения.
Роль родителей:
- включены в опросы и беседы, где могут проявить свою позицию;
- помощники при организации экскурсий, игр;
- участники детско-взрослых занятий (активностей) по финансовой грамотности;
- зрители детских выступлений, наша «группа поддержки».
Специфика работы с дошкольниками:
1. Использование сюж/ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Кафе», «Почта», «Прачечная», «Семья» и т. д.
2.Продуктивная и трудовая деятельность с моментами бережливости:
- как из этого листа бумаги получить как можно больше деталей или как лучше сложить лис бумаги и получить больше заготовок;
- для пирожков муку нужно взвесить и взять необходимое количество и т. д.
3. Использовать прозрачные кошельки и копилки, чтобы дети могли видеть, как накапливаются деньги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...
Современные подходы к повышению финансовой грамотности воспитанников ДОУ
Консультация для педагогов"Современные подходы к повышению финансовой грамотности воспитанников ДОУ"...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
Формирование финансовой грамотности дошкольников в проблемах современного образования
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Аурбах ...