Самообразование
материал
План, отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на три года | 46.27 КБ |
Отчет по самообразованию | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»
Тема по самообразованию:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»
на 2019 – 2022 уч.г.
Воспитатель: Даудова З.Г.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родарри
- Тема - «Развитие речи у дошкольников через ИКТ »
- Актуальность -
Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видео среду). Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. Информационно - коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать воспитатель.
- Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучение опыта педагогов практиков использования информационно - коммуникативных технологий в дошкольном воспитании и их влияние речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Создать развивающую среду для внедрения ИКТ технологий в группе в соответствии ФГОС.
3. Провести мониторинг развития речи детей.
4. Внедрить ИКТ технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
6. Повысить уровень развития речи у детей.
7. Разработка занятий и игр с использованием методов современных образовательных технологий.
8. Развивать у ребенка интерес к собственной речи, ее правильности.
9. Проведение консультативной помощи родителям внедрение ИКТ в работу развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач спланировала свою деятельность на два возрастных периода (старший и подготовительный возраст).
Для решения поставленных задач буду использовать следующие методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Метод интеграции.
3. Мониторинг.
Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.А.Венгер.
Новизна - изучение и применение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе направленные на развитие речи детей:
-проектная деятельность;
-технологии критического мышления;
-технология скрайбинг.
Формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
подгрупповые;
обмен опытом работы;
консультативная работа с родителями.
Возможности использования технических средств:
Компьютер
Принтер
Фотоаппарат
Интерактивная доска
Мультимедийный
Ожидаемый результат:
1. У дошкольников развита, выразительная связная речь, мышление, память.
2. Сформировано навык общения.
Этапы проработки материала:
1 Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.
2 Этап — внедрение в практику.
Разработка дидактических игр с использованием ИКТ.
Разработка консультаций для родителей.
Создание презентаций и видеороликов, приобретение навыка работы на ПК.
Создание медиатеки.
3 Этап — представление опыта работы по теме.
Обобщить опыт работы
Обмен опытом на страницах педагогических сайтов.
Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2022 г.
№ | Год, месяцы | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | Родителями | ||
1 | 2019 г. Сентябрь-ноябрь | -Беседа с детьми на тему: «Знакомимся с мультимедийным оборудованием в нашей группе». - Разработать игры для детей по звуковой культуре речи «Цепочка слов» - Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики | Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие речи у дошкольников через ИКТ» | -Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. - Изучение Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников» - Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД | - Консультация для родителей «Использование ИКТ в повседневной работе воспитателя». - Памятка для родителей «Играйте вместе с нами». |
2 | 2019-2020 г. декабрь-февраль | -Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики Индивидуальная работа по подготовке к проекту «Волшебный мир театра» (слова, костюмы) - Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования. - Подготовка к празднику осени «Осенины» - Индивидуаль-ная работа по подготовке к мероприятию (слова, костюмы) | Использование видеоматериалов для проведения ОД - «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием ИКТ». Интернет-ресурс: http://chgard27.tgl.net.ru/sovety-vospitatelya/21-konsultatsii/514-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-ikt. | -Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников. - Родительское собрание «Задачи программы «Развития» в подготовительной к школе группы Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы детей с исполь-зованием ИКТ.ДОУ». | |
2020 г. март-май | Интерактивные и видео физ. минутки. - Разработка игры для детей по звуковой культуре речи. Игра «Найди место звука в слове» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). - Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним. | Вечер стихов и песен с логопедом посвященное ко Дню матери | - Изучение Баранова В.В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет». | Памятка: «Правильное использование детьми компьютера дома». | |
2020 г. сентябрь-ноябрь | -Работа с интерактивной доской. Правила пользования. - Разработать игры для развития связной речи. (Игра Составление рассказа по картинке) Цель: Упражнять детей в составлении связанного рассказа с заданным началом. - Подготовка к проекту «Новый год у ворот» - Запуск Адвент- календаря на своём мини сайте в nsportale.ru - Игра «Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении строить предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения. - Игра «Подбери пару и объясни» | Совместное подготовка детей и разучивание стихов с учителем логопедом для проведения новогоднего утренника. | Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005 - Написание отчёта о проделанной работе за первое полугодие Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД -Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана | Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома». | |
Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь -( рассуждение) Использование ИКТ для подготовки к Новогоднему празднику (подбор стихов, танец, песен) | Памятка для родителей «Играйте вместе с нами». | ||||
2020 – 2021 г. декабрь-февраль | -Разработать игры для формирования лексико – грамматического строя речи. - Игра «Собери Незнайку в школу» - Игра «Чей, чья, чьё? » Цель: образование притяжательных прилагательных | Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий» | Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» | ||
2021 г. март-май | - Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики с использованием ИКТ. | Подготовка с учителем - логопедом праздника для пап с использований ИКТ (подбор стихов, песен) | Родительское собрание с использованием ИКТ | ||
2021 сентябрь - ноябрь | - Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования. - Подготовка праздника для мам с использованием ИКТ ( подбор стихов, танец , песен) - Разработать игры для детей на развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты. Игра «Дружок, съешь пирожок» Цель: закрепить понятие о словах – друзьях, умение подбирать слова похожие по звучанию, развивать речь, слуховое внимание. Игра «Волшебные бусы» Цель: Развивать фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний согласный звук в слове. Игра «В гостях у Белоснежки» Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух, связную речь). | Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД | - Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома». - Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома». | ||
2021 – 2022 декабрь - февраль | Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования. Краткосрочный проект | - Подготовить видеоматериал о первых весенних цветах. - Разработать видеоматериалы о космосе. | Совместно с родителями и детьми создать семейные мини презентации: «Играем дома» | ||
2022 г март-май | Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну!» Приложение №1 | Презентация Посвященное к юбилею ВОВ «Спасибо деду за победу!» | Создание медиатеки интерактивных игр по развитию речи | Публикация на официальном сайте «nsportal». Статьи по теме самообразования. |
Библиографический список:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
5. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.
6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
8. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.
9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
10. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
12. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
13. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.
14. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia
15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
18. Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»
Приложениен №1
НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ»
Цель: Знакомство детей с технологией критического мышления- синквейн.
Задачи:
1. Уточнить знания детей по теме «Сказочные герои»;
2. Познакомить с новыми словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных).
3. Создать условия для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
4. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: ноутбук с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.
ХОД:
В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. (Дети стоят в кругу)
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.
В-ль: Ребята, скажите, как называется место, где хранится много книг?
Дети: Библиотека.
В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?
Дети: Дом для книг, книжкин дом.
В-ль: Молодцы, все верно.
(На полу лежит книга)
В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Включается аудио звук: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: Да!
В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем туда попасть?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.
В-ль: Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова, закроем руками глаза и попадём в волшебную страну. (Произносим слова: звучит мистическая музыка).
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино.
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.
Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)
В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»
1. 1. ?
2. Добрая, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть?
2. 1. ?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
В-ль: Кто это может быть?
3. 1. ?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
В-ль: Кто это может быть?
В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?
Дети: Да!
В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В-ль: А вы любите рисовать?
Дети: Да!
В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»
Звучит спокойная музыка)
В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем карандаши, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли карандаши и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)
В-ль: Отлично! Мы справились со всеми заданиями и нам пора вернуться в детский сад и проверить-помогли ли мы книге. (Снова звучит мистическая музыка)
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.
В-ль: Ребята, посмотрите- наша книга изменилась. Теперь с книгой все в порядке. Это повесть-сказка, «Золотой ключик или приключения Буратино», которую придумал и написал автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?
В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
Дети: Синквейн.
В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
В-ль: За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)
Приложение №2
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ УШАКОВОЙ О.С. , СТРУНИНОЙ Е.М.
Методика обследования словаря детей
Старший возраст
I серия заданий.
Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.
Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
2) называет отдельные признаки, действия;
- Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
- В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
- В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
- Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
- Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
Методика обследование грамматического строя речи
Старший возраст (6-7 лет)
1.Методика «Прятки».
Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул зайка?» и т.д.
2.Методика «Посчитай»
Цель: проверка уровня согласованности существительных с числительными.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.
Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.
3.Методика «Правильно назови»
Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.
4.Методика «Назови».
Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью, весной; зоопарка, цирка.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)
Методика обследования связной речи
Старший возраст.
Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),
составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2) перечисляет признаки (красный, резиновый);
3) называет отдельные слова.
Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2) перечисляет качества и действия;
3) называет 2—3 слова.
Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) отвечает на вопросы односложно.
Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно;
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;
3) говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказывания.
Предварительный просмотр:
Отчет о работе над темой по самообразованию за 2019-2022 учебный год Даудовой З.Г.
Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»
Деятельность по реализации темы
В нашей группе созданы условия и предметно-развивающая среда, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.
Изготовлен дидактический материал:
«Строим дом», «Много - мало», «Ателье», «Почтальоны», «Доход – расход», «Дерево потребностей».
Лепбук по формированию финансовой грамотности у дошкольников, математический Лепбук.
Транслирование:
«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия «Деньги- что это такое?» 1место
«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия по финансовой грамотности. 1 место
Всероссийское СМИ «Гордость России» Конспект занятия. 1 место
Свидетельство о публикации «Мир педагога»
Методическая разработка «Игры по финансовой грамотности для дошкольников»
На декабрь совместно с детьми запланирована «Квест – игра» на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников «Гуси -лебеди» с использованием заданий математического содержания.
В информационном центре для родителей размещались консультационные материалы, сказки по финансовой грамотности для малышей, "Математические игры для дошкольников". Для родителей были подготовлены буклеты «Финансовая грамотность в ДОУ», «Как сэкономить деньги в семье»
Родителями были изготовлены костюмы для с\ролевых игр, пополнены атрибутами с\р игры «Магазин», «Банк».
Во второй половине дня с детьми проводились тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок, особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры и развлечения.
Дети совместно с родителями с целью знакомства с людьми разных профессий посещали магазины, банк, рынок. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, в группе проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения материала в группе используем чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...