ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
статья
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«Кто я? Какой я?»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«Кто я? Какой я?»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Кто я?» «Какой я?»
Блок 1.
- Упражнение «Правила»
Цель: Знакомство с правилами тренинговой группы.
Базовые правила групповой работы:
- доброжелательность, открытость
- не оценивать, не критиковать
- конфиденциальность
- «здесь и теперь»
- принятие другого мнения
- стоп
- время
1.2. Упражнение «Знакомство»
Цель: Самопрезентация: оформление визитки (тренинговое имя), самопредставление.
1.3. Упражнение «Это я»
Цель: Объединение участников группы, проявление экспрессивных реакций (индивидуальных и групповых).
Инструкция: Участники тренинга сжимают ладонь руки в кулак.
Ведущий задает вопросы всей группе, предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом-утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: «Это я!»
Если же ответ отрицательный и участники не соглашаются с утверждением-вопросом, в этом случае они просто не реагирует на него ни движением, ни словом.
Итак,
- Кто из Вас девочки?
- Кто из Вас хороший педагог?
- Кто из Вас настоящий друг? и т.д.
1.4. Групповое обсуждение
Цель: Получение обратной связи.
1.5. Упражнение «Молекулы»
Цель: Невербальное взаимодействие участников группы, индивидуальный выбор безопасного взаимодействия с разными людьми.
Ведущий тренер сообщает, что все участники тренинга - «атомы», которые беспорядочно передвигаются по комнате, при этом руки прижаты к груди.
По сигналу ведущего тренера атомы быстро объединяются в «молекулы», определенной величиной по количеству атомов (по 2, 3, 5 и даже по 15 атомов).
Молекула представляет собой несколько человек, плотно прижатых руками и плечами друг к другу.
После соединения участники расходятся и вновь создают беспорядочное движение «броуновское движение». И так несколько раз.
Последний раз, ведущий тренер командует «два», и все объединяются в «парочки». Эти «парочки» садятся напротив друг друга для продолжения работы в парах.
Блок 2.
2.1. Упражнение «Кто Я?». «Какой Я?»
Цель: Индивидуальная работа по активизации индивидуальных, личностных, профессиональных ресурсов.
Проведение:
Ведущий тренер предлагает участникам тренинга заполнить индивидуальные карточки:
- В первой карточке «Кто я?» «Какой я?» необходимо указать свои индивидуальные качества и выразить собственные чувства и переживания по поводу этих качеств.
«Кто я?» «Какой я?»
Мои качества | Что я чувствую по поводу этих качеств |
- остроумный | Мне нравится быть остроумным. Мне это важно |
- обидчивый | Я это скрываю. Мне это часто мешает. |
- Во второй карточке «Каким я хочу быть?» необходимо указать качества, которыми хотелось бы обладать и выразить собственные чувства и переживания по поводу данных качеств.
«Каким я хочу быть?»
Качества, которыми мне хотелось бы обладать | Что я чувствую по этому поводу? |
- обаятельным | Это важно, особенно, когда знакомлюсь с кем-то |
- В третьей карточке «Интересно, что обо мне думают окружающие? Каким я им кажусь» необходимо указать предполагаемые качества, которые хотелось бы обладать и выразить собственные чувства и переживания по поводу данных качеств.
«Интересно, что обо мне думают окружающие?
Каким я им кажусь?»
Окружающие считают, что я | Что я чувствую по этому поводу? |
- резкий | На самом деле это не всегда так. Меня это огорчает. |
2.2. Знакомство в парах (используя, заполненные таблицы)
2.3. Презентация (работа в 4-ках)
2.4. Обсуждение на круге
- Как тебя представили?
- Что тебя удивило?
- Что порадовало?
- Что смогли в тебе увидеть другие участники, хотя ты об этом не говорил?
- Верно, ли тебя представили?
- Смог ли тебя понять партнер?
- Что нового ты услышал о себе?
Резюме упражнения:
Иногда трудно понять себя, трудно понять другого. Мы живем в мире людей и умение общаться – важное условие выживания в этом мире – понять себя, понять другого, найти и определить индивидуальные пути взаимопонимания.
Блок 3.
3.1.Упражнение «Карниз»
Цель: Выработка стратегии формирования командного духа, развитие умения спонтанно двигаться, не причиняя вреда другим, прочувствовать возможность взаимной поддержки и оказания помощи, развитие чувства уверенности в собственных силах.
Проведение:
Все члены группы выстраиваются в шеренгу, вдоль «пропасти» – это узкое место, которое необходимо пройти и не упасть в пропасть. Участники группы создают небольшие препятствия телом, руками, ногами.
Задача каждого участника – цепляясь за тела стоящих в шеренге, пройти от одного конца шеренги до другого. Ведущий тренер сам показывает, как надо ходить по карнизу. Затем крайний участник идет вслед за ним, затем следующий и т.д. (Всё это время ведущий тренер следит, чтобы никто не сорвался с карниза и в случае падения – оказывает помощь).
После прохождения карниза участник становится в конец шеренги и сам создает препятствие (куст, скалу, ветви деревьев и т.д.)
В обсуждении:
Важно подчеркнуть сложности, которые встают на пути развития каждого человека, на возможную помощь, которую, как правило, участники забывают оказывать друг другу на карнизе.
3.2. Игра «Кораблекрушение»
Цель: Выработка командного решения, определение индивидуальной стратегии поведения в экстремальной ситуации.
Каждому участнику предъявляется список. Первый выбор делается индивидуально. Группа делится на 2 подгруппы (по 6 – 8 человек).
Задача группы – выслушать каждого (в малой группе), каждому участнику высказать своё мнение. Найти общее решение, которое в большой степени устраивало бы всех.
3.2. Обсуждение
Цель: Получение обратной связи. Эмоциональное и смысловое отреагирование.
- Кому и как работалось в группе?
- Что было легко, что было трудно?
- Прислушивались ли к Вам другие участники?
- Трудно ли было отстаивать своё мнение?
- Почему отказались от своего варианта или согласились с мнением группы?
- Что мешало и что помогало в работе?
Блок 4.
4.1. Рефлексия дня
Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
- На круг: поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями
- Упражнение «Сегодня так никто и не узнал, что я…». Каждый участник проговаривает предложение, добавляя своё окончание.
- Каждый письменно: Сегодня я узнала… Я хотела, чтобы … Мне не понравилось, что…
4.2. Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...