ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
статья

 ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Кто я? Какой я?»

 

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

 

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

 

Цель:

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

 ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Кто я? Какой я?»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Кто  я?»       «Какой  я?»

Блок 1.

  1. Упражнение «Правила»

Цель: Знакомство с правилами тренинговой группы.

Базовые правила групповой работы:

  • доброжелательность, открытость
  • не оценивать, не критиковать
  • конфиденциальность
  •  «здесь и теперь»
  • принятие другого мнения
  • стоп
  • время

1.2. Упражнение  «Знакомство»

Цель: Самопрезентация: оформление визитки (тренинговое имя), самопредставление.

1.3. Упражнение «Это я»

Цель: Объединение участников группы, проявление экспрессивных реакций (индивидуальных и групповых).

Инструкция: Участники тренинга сжимают ладонь руки в кулак.

Ведущий задает вопросы всей группе, предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом-утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: «Это я!» 

Если же ответ отрицательный и участники не соглашаются с утверждением-вопросом, в этом случае они просто не реагирует на него ни движением, ни словом.

Итак,

  • Кто из Вас девочки?
  • Кто из Вас хороший педагог?
  • Кто из Вас настоящий друг? и т.д.

1.4. Групповое обсуждение

Цель: Получение обратной связи.

1.5. Упражнение «Молекулы»

Цель: Невербальное взаимодействие участников группы, индивидуальный выбор безопасного взаимодействия с разными людьми.

Ведущий тренер сообщает, что все участники тренинга - «атомы», которые беспорядочно передвигаются по комнате, при этом руки прижаты к груди.

По сигналу ведущего тренера атомы быстро объединяются в «молекулы», определенной величиной по количеству атомов (по 2, 3, 5 и даже по 15 атомов).

Молекула представляет собой несколько человек, плотно прижатых руками и плечами друг к другу.

После соединения участники расходятся и вновь создают беспорядочное движение «броуновское движение». И так несколько раз.

Последний раз,  ведущий тренер командует «два», и все объединяются в «парочки». Эти «парочки» садятся напротив друг друга для продолжения работы в парах.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Кто Я?». «Какой Я?»

Цель: Индивидуальная работа по активизации индивидуальных, личностных, профессиональных ресурсов.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам тренинга заполнить индивидуальные карточки:

  • В первой карточке «Кто я?» «Какой я?» необходимо указать свои индивидуальные качества и выразить собственные чувства и переживания по поводу этих качеств.

«Кто я?»  «Какой я?»

 Мои качества

Что я чувствую по поводу этих качеств

- остроумный

Мне нравится быть остроумным.

Мне это важно

- обидчивый

Я это скрываю.

Мне это часто мешает.

  • Во второй карточке «Каким я хочу быть?» необходимо указать  качества, которыми хотелось бы обладать и выразить собственные чувства и переживания по поводу данных качеств.

«Каким  я хочу  быть?»

Качества, которыми мне хотелось бы обладать

Что я чувствую по этому поводу?

- обаятельным

Это важно, особенно, когда знакомлюсь с кем-то

  • В третьей карточке «Интересно, что обо мне думают окружающие? Каким я им кажусь» необходимо указать предполагаемые качества, которые хотелось бы обладать и выразить собственные чувства и переживания по поводу данных качеств.

 «Интересно, что обо мне думают окружающие?

Каким я им кажусь?»

Окружающие считают, что я

Что я чувствую по  этому поводу?

- резкий

На самом деле это не всегда так. Меня это огорчает.

2.2. Знакомство в парах (используя, заполненные таблицы)

2.3. Презентация (работа в 4-ках)

2.4. Обсуждение на круге 

  • Как тебя представили?
  • Что тебя удивило?
  • Что порадовало?
  • Что смогли в тебе увидеть другие участники, хотя ты об этом не говорил?
  • Верно, ли тебя представили?
  • Смог ли тебя понять партнер?
  • Что нового ты услышал о себе?

Резюме упражнения:

Иногда трудно понять себя, трудно понять другого. Мы живем в мире людей и умение общаться – важное условие выживания в этом мире – понять себя, понять другого, найти и определить индивидуальные пути взаимопонимания.

Блок 3.

3.1.Упражнение  «Карниз»

Цель: Выработка стратегии формирования командного духа, развитие умения спонтанно двигаться, не причиняя вреда другим, прочувствовать возможность взаимной поддержки и оказания помощи, развитие чувства уверенности в собственных силах.

Проведение:

Все члены группы выстраиваются в шеренгу, вдоль «пропасти» – это узкое место, которое необходимо пройти и не упасть в пропасть. Участники группы создают небольшие препятствия телом, руками, ногами.

Задача каждого участника – цепляясь за тела стоящих в шеренге, пройти от одного конца шеренги до другого. Ведущий тренер сам показывает, как надо ходить по карнизу. Затем крайний участник идет вслед за ним, затем следующий и т.д. (Всё это время ведущий тренер следит, чтобы никто не сорвался с карниза и в случае падения – оказывает помощь). 

После прохождения карниза участник становится в конец шеренги и сам создает препятствие (куст, скалу, ветви деревьев и т.д.)

В обсуждении:

        Важно подчеркнуть сложности, которые встают на пути развития каждого человека, на возможную помощь, которую, как правило, участники забывают оказывать друг другу на карнизе.

3.2. Игра «Кораблекрушение»

Цель: Выработка командного решения, определение индивидуальной стратегии поведения в экстремальной ситуации.        

Каждому участнику предъявляется список. Первый выбор делается индивидуально. Группа делится на 2 подгруппы (по 6 – 8 человек).

Задача группы – выслушать каждого (в малой группе), каждому участнику высказать своё мнение. Найти общее решение, которое в большой степени устраивало бы всех.

3.2. Обсуждение

Цель: Получение обратной связи. Эмоциональное и смысловое отреагирование.

  • Кому и как работалось в группе?
  • Что было легко, что было трудно?
  • Прислушивались ли к Вам другие участники?
  • Трудно ли было отстаивать своё мнение?
  • Почему отказались от своего варианта или согласились с мнением группы?
  • Что мешало и что помогало в работе?

Блок 4.

4.1. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

        - На круг: поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями

        - Упражнение «Сегодня так никто и не узнал, что я…». Каждый участник проговаривает предложение, добавляя своё окончание.

        - Каждый письменно: Сегодня я узнала…  Я хотела, чтобы …      Мне не понравилось, что…

     4.2. Ритуал  прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты