Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)
план-конспект занятия
Тема: «Русская изба»
Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (изделия народных промыслов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_russkaya_izba_starshaya_podgruppa.docx | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с.Становое
Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)
Подготовила: старший воспитатель Бурцева Н.Ю.
Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)
Тема: «Русская изба»
Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (изделия народных промыслов).
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка); кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;
- закрепить умение играть в русские народные игры;
Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей.
Предварительная работа: чтение сказок, потешек, небылиц; пение и слушание народных песен, колядок; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры.
Материалы и оборудование: ИКТ, предметы бытового окружения старины.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?
Дети: Да.
Воспитатель:
Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через речку и лесок.
Ты катись поспеши,
Нам дорогу укажи.
Воспитатель: А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).
Дети и воспитатель приходят в русскую избу.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Мы про эту старину,
Свой рассказ поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Вот наша изба. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Дети: Печка!
Воспитатель: В народе говорили:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота».
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь).
Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Физкультминутка:
Дети и Воспитатель (имитируют движения)
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).
Воспитатель:В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок
Девушка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Игра «Что стало – что было»
Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Воспитатель: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Воспитатель: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!
Русская народная игра «Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок
Через речку и лесок.
Ты катись поспеши,
В группу путь нам укажи.
Итог.
- Вот мы и вернулись. Понравилось вам в гостях? Что нового вы узнали? В чем варили щи и кашу? Для чего нужен ухват? А как называется место на печи где спали? Что самое главное в избе? Как назывался выходной день?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Непосредственная образовательная деятельность "Русская изба"
Цель:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялк...
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Русский народный костюм»
По ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА...
Конспект организованной образовательной деятельности «Русская изба» с детьми старшей группы общеразвивающей направленности
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....
Конспект образовательного занятия «Русская изба»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, которое знакомит с народными обычаями и бытом крестьян на Руси....