Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)
план-конспект занятия

Бурцева Наталья Юрьевна

Тема«Русская изба»

Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (изделия народных промыслов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с.Становое

Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)

❤СКАЧАЙТЕ картинки и смастерите МАКЕТ РУССКОЙ ИЗБЫ:... | Интересный контент  в группе Маам.ру для педагогов

Подготовила: старший воспитатель Бурцева Н.Ю.

Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)

Тема«Русская изба»

Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (изделия народных промыслов).

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка); кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;
  • закрепить умение играть в русские народные игры;

Воспитывающие: 

  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивающие: 

  • развивать художественно-творческие способности детей.

Предварительная работа: чтение сказок, потешек, небылиц; пение и слушание народных песен, колядок; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры.

Материалы и оборудование: ИКТ, предметы бытового окружения старины.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?

Дети: Да.

Воспитатель:

Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через речку и лесок.

Ты катись поспеши,

      Нам дорогу укажи.

Воспитатель: А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Дети и воспитатель приходят в русскую избу.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Вот наша изба. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: Печка!

Воспитатель: В народе говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютноРусскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь).

Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физкультминутка:

Дети и Воспитатель (имитируют движения)

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

Воспитатель:В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Девушка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Воспитатель: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерстиЖенщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в русской избе?

Дети: Да!

ВоспитательА сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок

Через речку и лесок.

Ты катись поспеши,

 В группу путь нам укажи.

Итог.

- Вот мы и вернулись. Понравилось вам в гостях? Что нового вы узнали? В чем варили щи и кашу? Для чего нужен ухват? А как называется место на печи где спали? Что самое главное в избе? Как назывался выходной день?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Непосредственная образовательная деятельность "Русская изба"

Цель:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялк...

Конспект образовательного занятия «Русская изба»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, которое знакомит с народными обычаями и бытом крестьян на Руси....