Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Русский народный костюм»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
По ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы
«Русский народный костюм»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом
Задачи:
• вызвать интерес к русскому костюму
• научить называть предметы костюма;
• обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана,
сорочки, кокошника.
Словарная работа: Народный костюм, сарафан, , лапти, рубаха,
кокошник, вышивка, колпак,кушак
Материал: Русский сарафан, женская кофта - рубаха,
лапти, кокошник.
Ход :
Воспитатель : -Как называется страна в которой мы живем?
страна называется Россия.
Воспитатель. Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась
Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые
и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами:
здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся с
гостями и друг с другом и поклонимся как в старину.
Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы
Дети: - страна называется Россия.
Воспитатель. - Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась
Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые
и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами:
здравствуйте, доброго здоровья.
-Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый).
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Как вы понимаете эту пословицу (ответы детей) Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде.
Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы. А знаете ли вы, что такое одежда? (отв. Детей )
-Для чего она предназначена? (отв. детей )
Воспитатель: -Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Например: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской и Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению).
Воспитатель: - Каждый знает, что портной - это человек, который шьет одежду. Название произошло от слова портица, так называлась в древней Руси вся одежда.
-Где брали материал для одежды?
- Каждый крестьянин изготавливал материал в своем хозяйстве. Позднее появились ткани изо льна, конопли. Сначала пряли на прялке лен, получали нитки, затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину. Простой люд стремился себя украсить, и в народе придумано много способов окраски ткани. В древние времена краски не было. Её делали используя разные растения: зверобой, василек, чернику, кору дуба и березы. Цвета ткани после окраски получались яркие и насыщенные. Крашеные ткани назывались крашенинами.
- А вы знаете, из каких видов одежды состоит русский мужской костюм?
Дети: Рубаха, штаны, кушак.
Воспитатель: - Правильно, только штаны назывались порты. Будничные порты были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги( показ иллюстрации).
-Рубаха-это была главная одежда на Руси, ее носили и мужчины, женщины и дети. Рубахи шили широкие, мужские- короткие, женские –длинные, ниже колен. Праздничные рубахи украшали по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. (иллюстрации). Мужские, женские и детские рубахи имели на груди узоры.( показ иллюстраций)
Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнамент, в орнаменте каждый цвет означает что-то свое.
-красный – благополучие
-желтый – тепло и ласку
-синий – радость
- черный – богатство
Наши предки считали, что одежда должна не только согревать, но и оберегать от сил зла. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.
Считалось, что узор – это заклинание в виде знаков. В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл.
Показываю иллюстрации со знаками орнамента.
Показываю круг.
- Что это?
- Это знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие).
- На что похож этот знак? (показываю волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды.
- Прямая горизонтальная линия обозначала землю,
- Вертикальная линия превращалась в дождь;
- Огонь, солнце изображались крестом.
Показываю ромб и квадрат, дети называют.
- Это знаки земли.
- Квадраты, а в них точки - засеянное поле, означает богатство и плодородие.
- А крест берег людей от злых сил.
- Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель :
-Пояс назывался кушаком.
Кушак шили из белой, синей, красной ткани, вышивали и оторачивали тканью контрастного цвета. На кушак подвешивали расческу, нож, специальную сумочку для денег. Карманы в то время шить было не принято
Воспитатель : -Что являлось основой женского костюма?
Дети : - Рубаха.
-Чем она отличалась от мужской рубахи?
- Она была очень длинная и доходила до ступней.
Что надевали поверх рубахи?
Дети : - Сарафан.
Воспитатель: - Сарафан это юбка на лямках, расширенная к низу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани. Украшали вышивкой и тесьмой.
Воспитатель : -А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.
Два котика, четыре хвостика.(Лапти)
В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.( показать лапти, дать потрогать)Лапти плели из лыка-липовой коры.
-А сейчас мы с вами поиграем:
Дидактическая игра «Зима – лето»( на двух мольбертах два дерева зимнее и летнее. Показываем иллюстрацию обуви, а ребенок относит к тому дереву, в какой сезон ее носили)
Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.
Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Зимой еще лапти утепляли онучами- портянками- и завязывали веревочками. ( показ иллюстрации).Ребята, так куда же мы поместим лапти?
Дети: - И в зимнюю и летнюю обувь.
Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?
Дети: Летом больше ходили и много работали
Воспитатель : - Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). Позже стали шить чеботы- простые башмаки., потом сапоги. Шили сапоги одинаковыми (не различая, правый - левый). Об этом говорится в русской пословице: «Два сапога - пара, и оба на левую ногу» . А еще позже появились валенки. Они стояли очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок (показ иллюстрации)
Воспитатель : - Может вы знаете что носили на голове мужчины и женщины( ответы детей)
Мужской головной убор того времени — колпак. Так называли высокую, остроконечную, обшитую по краю мехом шапку- это в будни
Шапки , валяные шапки с козырьком – это по праздникам.( иллюстрации).
Воспитатель : - Украшение девушки была длинная, толстая коса, заплетенная яркими лентами. Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми , расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. (показ кокошников и иллюстраций)
Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, а праздничную одежду хранили в сундуке
Увидеть, как выглядел русский костюм, нам поможет диск « Русский народный костюм» .Мы с вами его обязательно посмотрим.
И на последок я хочу загадать вам загадки и посмотреть, как вы с ними справитесь. И мы с вами узнаем, что вы запомнили из нашей беседы.
1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха).
2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс).
3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь).
4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).
5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).
Сегодня придя домой, расскажите своим родителям, с какими элементами русской одежды мы с вами познакомились. Будем делать с вами альбом с фотографиями русских костюмов. А еще сделаем музей кукол в народных костюмах.
Воспитатель :Молодцы. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в прошлое. Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-129245-1351055266.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в гости к Лесовику».
Развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-236708-1541950195.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Народные промыслы»
закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-236708-1541950195.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Страна витаминов»
Познакомить детей с основными витаминами (А,В,С), с продуктами, в составе которых они есть, определить значение этих полезных элементов для здоровья, знакомить детей с витаминами, дать знан...
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы "Подарки осени"
Формировать умение давать полные ответы на заданные вопросы; развивать речь, творческое воображение, мелкую моторику рук....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1354748-1634402900.jpg)
Конспект проектной деятельности для детей средней группы «Русские народные сказки».
Конспект проектной деятельности для детейсредней группы «Русские народные сказки»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-1221487-1582282779.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы. Русская народная Потешка Лепка: «Огуречик, огуречик…». Огуречик.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы.Русская народная ПотешкаЛепка: «Огуречик, огуречик…». ОгуречикВиды детской деятельности: ...