Ярмарка народных промыслов
методическая разработка (старшая группа)

Шаповалова Оксана Александровна

Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapovalova_o.a._yarmarka_narodnyh_promyslov.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс среди классных руководителей/ воспитателей ДОУ/ педагогов дополнительного образования на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Приобщение к культурному наследию

Тематическое направление

«Ярмарка народных промыслов»

Тема методической разработки

Автор: Шаповалова О.А., старший воспитатель,

МБДОУ «Колосок» с.Покровское

Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами - Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.

Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.

  1. Тематическое направление - приобщение к культурному наследию
  2.  Тема воспитательного мероприятия - «Ярмарка народных промыслов».

Актуальность. Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами, у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

  1.  Целевая аудитория воспитательного мероприятия – старший дошкольный возраст.
  2.  Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) –  в Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
  3.  Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.

Задачи:

  1. Обучающие:

- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымковская игрушка, Городец, Хохлома, Гжель, Матрёшка и т.д.

- активировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец»;

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

- вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих доски.

2. Развивающие:

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речедвигательную активность.

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству;

- приобщать детей к истокам русской культуры.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

- формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;

- наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов;

- приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами;

- развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора - развлечение, посвященное знакомству с русскими народными промыслами, с играми, забавами, песнями.

7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов – педагогическая игровая технология; словесные, наглядные, практические, игровые методы.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

В музыкальном зале столы расставлены полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: Матрёшки, Дымка, Гжель, Хохлома, Городец.

Музыкальное сопровождение.

 Атрибуты для проведения игр.

Канцелярские принадлежности для творческих работ детей

9.Описание подготовки воспитательного мероприятия

Предварительная работа:

  • Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи;
  • Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;
  • Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи; городецкого панно; гжельской тарелки;
  • Слушание народных песен;
  • Знакомство с русскими народными играми.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

  1. «Приобщение детей к народным традициям»;
  2. ««Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
  3. Мастер класс для родителей и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

  1. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие.

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Большая, великая наша страна – много городов, деревень и сел в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Почти каждый уголок России имеет собственный вид декоративно-прикладного искусства и огромное количество мастеров-умельцев.

Ребята, приглашаю Вас совершить путешествие по торговым рядам ярмарки - Мастерским народных умельцев.

1 мастерская «Дымковская игрушка»

Мастерица:

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте?

- Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте-ка друзья!

Дети: Дымковская игрушка.

Мастерица: Откуда пришла эта игрушка? Вы знаете?

Дети: А мы сейчас расскажем! (дети читают стихи)

1 ребенок: Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

2 ребенок: У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок

Словно в дымке всё кругом.

3 ребенок:  И село родное люди

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

4 ребенок: Всё игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

5 ребенок: Простой казалось бы, узор.

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право!

Ведущий: Ой ребята, посмотрите, что же здесь у нас лежит в коробочке, да это же наши дымковские игрушки! (Нечаянно роняет и высыпает картинки-осколки). Разбились нечаянно! Ребята, удружите и игрушки из осколков вы сложите.

Мастерица: Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

Веселы и ярки славные подарки.

А я дудочку возьму

Деток в пляску поведу.

Хоровод со свистульками и трещотками

Ведущий:

Не будем время терять,

Давайте праздник продолжать!!!

Любезный народ! Пришел черед.

Мастеров вам представлять,

Мастера и мастерицы,

Добры молодцы, девицы

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!

2 мастерская «Золотая Хохлома»

Мастерица:

Посуда моя не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Дети: Золотая Хохлома!

Мастерица:

Расписная красота-

Золотая Хохлома!

Что вы знаете о ней?

Расскажите нам скорей

Легенда о хохломе:

1 ребёнок:

На Волгу в давние века

Пришел мужик издалека.

Он был веселый молодец,

Великий мастер и творец.

Он дом построил, начал жить,

Из липы стал он мастерить

Посуду, мебель и кадушки,

Детишкам всякие игрушки.

2 ребёнок:

Однажды, чуть заря зардела,

К нему жар – птица прилетела.

Он птицу кашей накормил,

Душистым медом угостил.

И в благодарность за добро

Она дала ему перо.

«Взмахни ты им над всей посудой,

И для тебя свершиться чудо».

Сказала так и улетела.

Мужик же принялся за дело.

Махнул жар – птицыным пером,

И засияло все кругом.

3 ребёнок:

А мастер будто — бы прозрел,

Он понял вдруг, чего хотел.

Потом встряхнулся, удивился:

«Какой мне чудный сон приснился»

И вот друзьям на удивленье

Он расписал свои творенья.

Народ от быстрого ума

Назвал ту роспись: «Хохлома».

4 ребёнок:

На черный фон, как ночь густая,

Ложилась краска золотая,

А сочных ягод красный цвет

Похож на утренний рассвет.

Вот кружевной листок калины,

Алеют кисточки рябины,

Вот здесь петух, а там цветы –

Все небывалой красоты.

Здесь ветки нежно изогнулись,

К траве – муравушке пригнулись.

И птица жар над всем сияет,

Все ярким светом озаряет.

5 ребёнок:

Талант свой мастер не скрывал,

Его он детям передал,

А дети внуков научили,

А те соседям раздарили.

О хохломе молва пошла,

И слава та до нас дошла

Как зачарованный стою,

На роспись дивную смотрю.

Ведущий:

Наш русский народ умеет не только расписывать посуду, но и играть на ложках.

Игра на ложках (музыкальный номер)

Мастерица:

Предлагаю, вам, свой ум и ловкость показать

И в игру со мной сыграть.

Игра «Возьми ложку»

Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детей из колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый.

3 мастерская «Русская Матрешка»

Мастерица:

Есть задание для вас:

Вы загадку отгадайте,

Третью мастерскую узнаете!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ну, подумайте немножко,

Куклу ту зовут….

Дети: Матрешка

Ребенок: Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!

Мастерица:

Давайте сядем-посидим,

На матрешек поглядим.

Частушки (музыкальное сопровождение)

Мальчики:

Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!

В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!

Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки»

Мастерица:

Засиделись вы, ребята!

Для всеобщего веселья побежим на карусели!

Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй

Звучит музыка «Карусель».

Ведущий (с каруселью в руках):

Шутки, прибаутки, веселье

Приглашаю кататься на карусели!

Закрутили, завертели колесо у карусели

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Дети: Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра.

Ведущий: Мы отправимся в следующую мастерскую, а дорогу нам подскажут волшебные слова:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста — взял белизну просторов зимних, русских...
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады...
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем...

Дети: Гжель
Ведущий: Да, нас ждет хозяйка росписи — Гжель.

Чем же она прославлялась?

Ребенок: В Гжели из белой глины делают посуду.

И расписывают ее синей и голубой краской.

Больше такую посуду не делают нигде в мире.

Ведущий: 

Чтобы ум и логику свои показать,

Нужно загадки мои отгадать.
1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор)

2. На столе, накрытом к чаю,

Испуская важно пар,

Среди блюдечек и чашек

Самый главный… (самовар)

3. К завтраку все чашки, блюдца

Вместе утром соберутся.

К чаю вовсе не случайно

Есть сервиз, какой же? (Чайный)

4. Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая … (Чашка)

5. Ароматный чай душистый

Заварить в нем можно быстро.

Он с рисунком на боку,

С круглой крышкой наверху,

С носиком как закорючка

И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)

6. Я хочу предостеречь!

Чтобы губы не обжечь,

К чаю подаются

Ложечки и … (блюдца)

7. Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако это не река.

Зовут её… (тарелка)

8. Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром крученная,

В печи обожженная,

От кувшина – низка Глиняная … (Миска)

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и ловкость свою показать.

Игра «Матушка Гжель»

Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

Ведущий:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Мастерица:

Ой вы, гости дорогие,

У нас доски расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам о Городце!

Ребенок 1: Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Ребенок 2: Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Ребенок 3: Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Ребенок 4: Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и смекалку свою показать.

Игра «Найди Городецкую роспись»

Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Городецкой и Дымковской росписи. По команде ведущего первые дети берут Городецкий силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет силуэты и не допустит ошибок, та и победила.

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Городецкий волшебный узор. Хотите стать художниками и изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.

Разделочная доска «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования). Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.

Цветочные элементы вырезаем из цветной бумаги.

Располагаем цветы на разделочной бумаге.

А теперь приклеиваем. 

Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.

Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.

Ведущий:

Все ребята молодцы потрудились от души.

Красно солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!»

Песня “Русский сувенир” /Слова и музыка Э. Чуриловой/

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к народным мастерам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь. Закрепить знания о времени года, о труде крестьян,     вспомнить  по...

Конструкт организации совместной деятельности с детьми Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Занятие по социально-коммуникативному развитию разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей нап...

Конспект занятия. "Путишествие на ярмарку народных промыслов"

laquo;Путешествие на ярмарку народных промыслов». Программные задачи:Познавательные::продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостов...

Конспект НОД "На ярмарке народных промыслов России"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюна тему:«На ярмарке народных промыслов России» для детей  подготовительной группы...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов» в старшей группе

Цель: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством...

Методическая разработка.Сценарий праздника "Ярмарка народных промыслов"

Итоговое мероприятие в рамках ознакомления детей с истоками народной культуры....