Ярмарка народных промыслов
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shapovalova_o.a._yarmarka_narodnyh_promyslov.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс среди классных руководителей/ воспитателей ДОУ/ педагогов дополнительного образования на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Приобщение к культурному наследию
Тематическое направление
«Ярмарка народных промыслов»
Тема методической разработки
Автор: Шаповалова О.А., старший воспитатель,
МБДОУ «Колосок» с.Покровское
Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами - Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.
Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.
- Тематическое направление - приобщение к культурному наследию
- Тема воспитательного мероприятия - «Ярмарка народных промыслов».
Актуальность. Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами, у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия – старший дошкольный возраст.
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) – в Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
- Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.
Задачи:
- Обучающие:
- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымковская игрушка, Городец, Хохлома, Гжель, Матрёшка и т.д.
- активировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец»;
- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
- вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих доски.
2. Развивающие:
- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речедвигательную активность.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству;
- приобщать детей к истокам русской культуры.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия
- формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
- наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов;
- приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами;
- развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.
6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора - развлечение, посвященное знакомству с русскими народными промыслами, с играми, забавами, песнями.
7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов – педагогическая игровая технология; словесные, наглядные, практические, игровые методы.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
В музыкальном зале столы расставлены полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: Матрёшки, Дымка, Гжель, Хохлома, Городец.
Музыкальное сопровождение.
Атрибуты для проведения игр.
Канцелярские принадлежности для творческих работ детей
9.Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа:
- Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи;
- Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;
- Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи; городецкого панно; гжельской тарелки;
- Слушание народных песен;
- Знакомство с русскими народными играми.
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
- «Приобщение детей к народным традициям»;
- ««Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
- Мастер класс для родителей и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
- Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие.
Давно я вас жду поджидаю,
Праздника без вас не начинаю.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Большая, великая наша страна – много городов, деревень и сел в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Почти каждый уголок России имеет собственный вид декоративно-прикладного искусства и огромное количество мастеров-умельцев.
Ребята, приглашаю Вас совершить путешествие по торговым рядам ярмарки - Мастерским народных умельцев.
1 мастерская «Дымковская игрушка»
Мастерица:
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте?
- Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте-ка друзья!
Дети: Дымковская игрушка.
Мастерица: Откуда пришла эта игрушка? Вы знаете?
Дети: А мы сейчас расскажем! (дети читают стихи)
1 ребенок: Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
2 ребенок: У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом.
3 ребенок: И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
4 ребенок: Всё игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
5 ребенок: Простой казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Ведущий: Ой ребята, посмотрите, что же здесь у нас лежит в коробочке, да это же наши дымковские игрушки! (Нечаянно роняет и высыпает картинки-осколки). Разбились нечаянно! Ребята, удружите и игрушки из осколков вы сложите.
Мастерица: Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки славные подарки.
А я дудочку возьму
Деток в пляску поведу.
Хоровод со свистульками и трещотками
Ведущий:
Не будем время терять,
Давайте праздник продолжать!!!
Любезный народ! Пришел черед.
Мастеров вам представлять,
Мастера и мастерицы,
Добры молодцы, девицы
Уменье свое покажите
Товар свой расхвалите!
2 мастерская «Золотая Хохлома»
Мастерица:
Посуда моя не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Дети: Золотая Хохлома!
Мастерица:
Расписная красота-
Золотая Хохлома!
Что вы знаете о ней?
Расскажите нам скорей
Легенда о хохломе:
1 ребёнок:
На Волгу в давние века
Пришел мужик издалека.
Он был веселый молодец,
Великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить,
Из липы стал он мастерить
Посуду, мебель и кадушки,
Детишкам всякие игрушки.
2 ребёнок:
Однажды, чуть заря зардела,
К нему жар – птица прилетела.
Он птицу кашей накормил,
Душистым медом угостил.
И в благодарность за добро
Она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой,
И для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела.
Мужик же принялся за дело.
Махнул жар – птицыным пером,
И засияло все кругом.
3 ребёнок:
А мастер будто — бы прозрел,
Он понял вдруг, чего хотел.
Потом встряхнулся, удивился:
«Какой мне чудный сон приснился»
И вот друзьям на удивленье
Он расписал свои творенья.
Народ от быстрого ума
Назвал ту роспись: «Хохлома».
4 ребёнок:
На черный фон, как ночь густая,
Ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет
Похож на утренний рассвет.
Вот кружевной листок калины,
Алеют кисточки рябины,
Вот здесь петух, а там цветы –
Все небывалой красоты.
Здесь ветки нежно изогнулись,
К траве – муравушке пригнулись.
И птица жар над всем сияет,
Все ярким светом озаряет.
5 ребёнок:
Талант свой мастер не скрывал,
Его он детям передал,
А дети внуков научили,
А те соседям раздарили.
О хохломе молва пошла,
И слава та до нас дошла
Как зачарованный стою,
На роспись дивную смотрю.
Ведущий:
Наш русский народ умеет не только расписывать посуду, но и играть на ложках.
Игра на ложках (музыкальный номер)
Мастерица:
Предлагаю, вам, свой ум и ловкость показать
И в игру со мной сыграть.
Игра «Возьми ложку»
Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детей из колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый.
3 мастерская «Русская Матрешка»
Мастерица:
Есть задание для вас:
Вы загадку отгадайте,
Третью мастерскую узнаете!
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ну, подумайте немножко,
Куклу ту зовут….
Дети: Матрешка
Ребенок: Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Мастерица:
Давайте сядем-посидим,
На матрешек поглядим.
Частушки (музыкальное сопровождение)
Мальчики:
Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!
В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!
Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!
Девочки:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь –
Вам за нами не успеть!
Девочки исполняют танец «Матрешки»
Мастерица:
Засиделись вы, ребята!
Для всеобщего веселья побежим на карусели!
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй
Звучит музыка «Карусель».
Ведущий (с каруселью в руках):
Шутки, прибаутки, веселье
Приглашаю кататься на карусели!
Закрутили, завертели колесо у карусели
Становитесь в круг скорее,
Всем нам ехать веселее!
Игра: «Карусель»
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Дети: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Ведущий: Мы отправимся в следующую мастерскую, а дорогу нам подскажут волшебные слова:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста — взял белизну просторов зимних, русских...
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады...
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем...
Дети: Гжель
Ведущий: Да, нас ждет хозяйка росписи — Гжель.
Чем же она прославлялась?
Ребенок: В Гжели из белой глины делают посуду.
И расписывают ее синей и голубой краской.
Больше такую посуду не делают нигде в мире.
Ведущий:
Чтобы ум и логику свои показать,
Нужно загадки мои отгадать.
1. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я … (Фарфор)
2. На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный… (самовар)
3. К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же? (Чайный)
4. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)
5. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)
6. Я хочу предостеречь!
Чтобы губы не обжечь,
К чаю подаются
Ложечки и … (блюдца)
7. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка)
8. Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром крученная,
В печи обожженная,
От кувшина – низка Глиняная … (Миска)
Ведущий:
Пришло время поиграть,
Быстроту и ловкость свою показать.
Игра «Матушка Гжель»
Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.
Ведущий:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда, дети, тут красиво,
Аж захватывает дух.
Мастерица:
Ой вы, гости дорогие,
У нас доски расписные,
Собирали их, старались.
Показать вам собирались.
Мы с улыбкой на лице
Расскажем вам о Городце!
Ребенок 1: Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Ребенок 2: Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Ребенок 3: Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться рада
Съездить в город Городец
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Ребенок 4: Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
Ведущий:
Пришло время поиграть,
Быстроту и смекалку свою показать.
Игра «Найди Городецкую роспись»
Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Городецкой и Дымковской росписи. По команде ведущего первые дети берут Городецкий силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет силуэты и не допустит ошибок, та и победила.
Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Городецкий волшебный узор. Хотите стать художниками и изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.
Разделочная доска «Весёлый Городец» (аппликация с элементами рисования). Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.
Цветочные элементы вырезаем из цветной бумаги.
Располагаем цветы на разделочной бумаге.
А теперь приклеиваем.
Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.
Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.
Ведущий:
Все ребята молодцы потрудились от души.
Красно солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»
Песня “Русский сувенир” /Слова и музыка Э. Чуриловой/
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к народным мастерам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Ярмарка народных промыслов»
Цель: уточнять и обобщать знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь. Закрепить знания о времени года, о труде крестьян, вспомнить по...
Конструкт организации совместной деятельности с детьми Тема: «Ярмарка народных промыслов»
Занятие по социально-коммуникативному развитию разработано в соответствии с ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей нап...
Конспект занятия. "Путишествие на ярмарку народных промыслов"
laquo;Путешествие на ярмарку народных промыслов». Программные задачи:Познавательные::продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостов...
Конспект НОД "На ярмарке народных промыслов России"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюна тему:«На ярмарке народных промыслов России» для детей подготовительной группы...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов» в старшей группе
Цель: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством...
Методическая разработка.Сценарий праздника "Ярмарка народных промыслов"
Итоговое мероприятие в рамках ознакомления детей с истоками народной культуры....